Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – определение особенностей становления рынка труда в Республики Беларусь, основных направлений политики занятости и социальной защиты населения.
Задачи:
1. ознакомиться с понятиями безработицы, определить виды и ее социально-экономические последствия;
2. теоретически изучить понятия социальной защиты населения, социального неравенства и способов его регулирования;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………….....
1.1 Понятие, виды и социально-экономические последствия безработицы……………………………………………………………………
1.2 Понятие социальной защиты населения ………………………………...
1.3 Понятие и способы регулирования социального неравенства…………
2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………..
2.1 Основные модели социальных государств………………………………
2.2 Проблемы занятости за рубежом………………………………………...
3 АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ………………………………………………...
3.1 Анализ состояния рынка труда…………………………………………...
3.2 Основные направления политики занятости…………………………….
3.3 Основные направления социальной защиты…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
2.2 Проблемы занятости за рубежом
Мировая экономика характеризуется значительными историческими и страновыми различиями. Поэтому дифференциация в показателях занятости и безработицы по регионам мира закономерны и обусловлены целым рядом демографических, социально-экономических факторов, геополитическим расположением регионов.
В настоящее время на рынках труда мира, особенно в менее развитых странах накоплен потенциал негативных тенденций. Наиболее общим для рынков труда является отсутствие равновесия спроса и предложения. Во всех регионах мира предложение рабочей силы значительно превышает потребность в ней. Сложившийся дисбаланс в определенной мере вызывается тем, что во многих странах действуют малоэффективные, а то и вовсе отсутствуют действенные механизмы государственного и социального регулирования его параметров. В США уже много лет уровень безработицы снижается. Это долговременная тенденция. В странах Западной Европы безработица стабилизировалась на уровне 9,8%. В странах тихоокеанского бассейна уровень безработицы вырос.
Серьезная проблема с трудоустройством возникла в постсоциалистических странах. Только в двух из них - в Польше и Венгрии - наблюдается спад этого процесса. Благодаря новым сетевым услугам потребители во всем мире получили сегодня гигантские возможности использовать в своих непосредственных интересах самую разнообразную информацию. Только благодаря Интернету уже к началу XXI в. возникло более 400 тыс. новых рабочих мест. В Японии в ближайшие 15 лет развитие информационного сектора создаст не менее 2,5 млн. рабочих мест, а в Западной Европе - более 6 млн. новых рабочих мест.
Информационная сеть приводит к появлению совершенного нового вида высококвалифицированных работ -дистанционного (надомного). Кроме того, ИТТ позволяет шире применять временные, частичные, краткосрочные виды занятости.
Стремительно происходит трансформация традиционной профессионально-
Но самой многочисленной категорией занятых в мире остаются индустриальные рабочие. Если раньше господствовала идеология создания безлюдных технологий (1970-1980-е гг.), то в 1990-е гг. стало очевидным, что социально-экономический прогресс обеспечивается только в том случае, когда сочетаются высокие технологии - передовая техника - высококвалифицированный живой труд. Повсеместно происходит вытеснение малоквалифицированного труда. Утратившие свое значение производства индустриального типа перемещаются из развитых стран на периферию, т.е. в страны «третьего мира».Все это легло в основу формирования современного мирового рынка труда. На ряду с присущими для всех стран особенностями мирового рынка труда, в каждой стране в разные времена по своему решаются вопросы занятости населения.
Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им «безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство»[2]. Для реализации столь амбициозных целей в 1977 году в Швеции произведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы — весьма широкие, но конкретные и понятные населению. Среди них можно выделить четыре генеральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. Деятельность по каждому из отмеченных направлений принесла довольно впечатляющие результаты. Наиболее ярким примером может служить «политика солидарной заработной платы», давшая свои ощутимые плоды. Ее оценка неоднозначна как внутри самого шведского общества, так и за его пределами. Поначалу острие этой политики, проводником которой являлись профсоюзы, было направлено на устранение различий в оплате труда работников одного уровня профессиональной подготовки, но занятых в разных секторах экономики — государственном и частном. Политика уравнительного распределения, мало учитывающая степень образованности, квалификацию и личные качества работников, в последнее время подвергается острой критике.
Отмеченные ранее три модели социальных государств нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них. В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая «народная» пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Большинство из них осуществляется под эгидой пяти федеральных министерств (здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, труда, жилищного строительства и городского развития, внутренних дел), а также комитета по экономическим возможностям, Управления по делам ветеранов, Совета по пенсионному обеспечению железнодорожников и Комиссии гражданской службы. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения[6].
Социальная сфера постоянно находится в поле зрения международных организаций, уделяющих первостепенное внимание вопросам международно-правового регулирования и координации в данной области. Во многих странах с социально ориентированной экономикой законодательство располагает законом о минимально гарантированном доходе (пособии). Дания приняла такой закон в 1933 году, Великобритания — в 1948 году, ФРГ — в 1961 году, Голландия — в 1963 году, Бельгия — в 1974 году, Ирландия — в 1977 году, Швеция — в 1982 году, Люксембург — в 1986 году, Франция — в 1988 году. В соответствии с международными нормами действие закона распространяется не только на коренное население, но и на иностранцев, проживших в данной стране определенное время. Пособие не имеет благотворительного характера. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Основное условие — сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Повсеместно в совокупный доход не включаются пособия на детей, а в некоторых странах и пособия на жилье, алименты. В США учитываются только текущие доходы семьи. Установлены возрастные параметры: на пособие могут претендовать лица, перешагнувшие 30-летний рубеж (во Франции и Люксембурге — 25-летний); на женатых или имеющих детей возрастные ограничения не распространяются. Срок выплаты пособия не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.
В США индикатором бедности служит показатель, выведенный федеральным правительственным Управлением социального обеспечения еще в 1964 году. Он учитывает доход семьи в соответствии с числом ее членов, возрастом главы семьи, количеством детей до 18 лет и призван соответствовать минимально необходимому уровню потребления. Совокупный семейный доход складывается из суммы зарплат, чистого дохода от самостоятельной деятельности, выплат по системе социального обеспечения, денежных пособий в рамках правительственных программ, денежных поступлений от собственности, дивидендов и чистого дохода от ренты, других видов получаемых денежных средств (пособий от частных предпринимателей, алиментов). Для окончательных расчетов требовалось учесть расходы семьи из четырех человек на «потребительскую корзину», составленную в соответствии с «экономным продовольственным планом» на основании данных Министерства сельского хозяйства. Полученная цифра умножалась на три, поскольку в соответствии с результатами обследований и общепринятыми стандартами лишь третья часть доходов граждан шла на удовлетворение потребностей в пище. Итоговая сумма определяла границу бедности, являясь прожиточным минимумом. В 1988 году он составил 12 091 доллар в год или 1 007,6 доллара в месяц. Численность населения, находившегося за чертой бедности, составила 32 миллиона человек (13,1 процента всего населения).
Во многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некоторых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников. В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.
3 АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
3.1 Анализ состояния рынка труда
Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. [7]
Анализируя структуру занятости и динамику важнейших показателей в РБ следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно [9].
Сегодня многие предприятия работают в неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики. Основная часть трудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России – 72,7, в развитых странах – примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике, которая в 2011 г. составила 4632 тыс. человек. В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, даже произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысил их увольнение [13].
Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости в 2011 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этом недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.
Политика по сохранению кадрового персонала и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. На ряде предприятий численность персонала превышает экономически целесообразный уровень. Ведущей отраслью экономики является промышленность, где сосредоточено 26,6% всех работников. В условиях наращивания производства продукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличивается потребность промышленности в кадрах и заметно активизируется процесс создания новых рабочих мест.
За 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 313,3 тыс. человек (95,3 процента от уровня 2010 года), из которых 188,4 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (91,5 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 365,8 тыс. человек, из них 221,5 тыс. безработных.
Таблица 3.1 – Число зарегистрированных безработных за 2010-2011 г.г. в разрезе по месяцам
Месяц | 2010 год | 2011 год | 2011 год к 2010 году, % |
Зарегистрировано безработных, тыс. человек | Зарегистрировано безработных, тыс. человек | ||
январь | 17,9 | 17,0 | 95,0 |
февраль | 19,5 | 16,9 | 86,7 |
март | 20,8 | 18,2 | 87,5 |
апрель | 17,9 | 15,5 | 86,6 |
май | 15,7 | 13,7 | 87,3 |
июнь | 16,3 | 14,5 | 89,0 |
июль | 15,2 | 13,2 | 86,8 |
август | 18,2 | 16,2 | 89,0 |
сентябрь | 17,4 | 16,3 | 93,7 |
октябрь | 16,9 | 16,2 | 95,9 |
ноябрь | 16,4 | 16,6 | 101,2 |
декабрь | 13,6 | 14,1 | 103,7 |
Информация о работе Проблемы занятости и социальной защиты населения