Проблемы занятости и социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определение особенностей становления рынка труда в Республики Беларусь, основных направлений политики занятости и социальной защиты населения.
Задачи:
1. ознакомиться с понятиями безработицы, определить виды и ее социально-экономические последствия;
2. теоретически изучить понятия социальной защиты населения, социального неравенства и способов его регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………….....
1.1 Понятие, виды и социально-экономические последствия безработицы……………………………………………………………………
1.2 Понятие социальной защиты населения ………………………………...
1.3 Понятие и способы регулирования социального неравенства…………
2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………..
2.1 Основные модели социальных государств………………………………
2.2 Проблемы занятости за рубежом………………………………………...
3 АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ………………………………………………...
3.1 Анализ состояния рынка труда…………………………………………...
3.2 Основные направления политики занятости…………………………….
3.3 Основные направления социальной защиты…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

В РБ с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются государственные программы занятости. Основные приоритеты программы – это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности.

Реализация заложенных в программе мер позволило обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2011 года – 0,6–1%. А численность занятых в экономике возрастает с каждым годом.

Как уже отмечалось ранее, основным законодательным и нормативно-методическим документом по регулированию рынка труда является «Закон о занятости населения в Республике Беларусь».  Закон содержит множество статей: о праве граждан на выбор профессии; профессиональную  подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами Республики Беларусь; на  обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения.

В перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости,  включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние).

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

1)  пассивный;

2)  активный.

Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей.

Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.

Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142). [8]

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

 

3.3 Основные направления социальной защиты

 

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.

Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Система социальной защиты должна гарантировать:

1. достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

2. максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;

3. равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы;

4. эффективность функционирования учреждений социальной защиты.

Объект социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д.[14]

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения - активную и пассивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.
   В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям;

2. социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным “организационно-правовым полем” для социальной работы. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите.

В настоящее время в странах с рыночной экономикой используются разнообразные организационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими, как было указано выше, в настоящее время являются социальное страхование и социальная помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В разных странах эти указанные формы складывалась в зависимости от исторических условий и поэтому, несмотря на однотипность задач, имеют отличия в подходах и методах.[12]

Социальная защита населения по всем видам риска – это главная задача системы социального страхования. Ведущую роль среди других организаций системы социального страхования выполняет Фонд социального страхования. Этот фонд выполняет такие же важные функции, как выплаты по больничным листам, пособия матерям и ряд других.

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 387 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 мая по 31 июля 2012 г.:

      в среднем на душу населения – 743 020 рублей;

      для трудоспособного населения – 809 440 рублей;

      для пенсионеров – 610 370 рублей;

      для детей-студентов – 758 530 рублей;

      для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 831 170 рублей;

      для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 792 700 рублей;

      для детей в возрасте до 3 лет – 641 890 рублей.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта  2012 года по статьям расходов:

      продукты питания – 56,4 %;

                       плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 7,6 %;

      предметы гардероба – 22,1 %;

      бытовые и транспортные услуги – 5,0 %;

      товары бытового и хозяйственного назначения – 5,0 %;

      взносы и платежи – 1,2 %;

      предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,7 %. [11]

Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством в законодательном порядке гарантированный минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих. Значение МЗП не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. МЗП используется для исчисления размеров налогов, платежей, штрафов.

На сегодняшний день (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2011 №1666) уровень месячной минимальной заработной платы составляет 1 000 000 белорусских рублей, при этом часовая минимальная заработная плата не должна быть меньше 5 930 белорусских рублей.

Пенсионное обеспечение – как инструмент социальной защиты населения. Пенсионеры – самая многочисленная категория граждан нуждающихся в социальной защите в нашей стране.

Зачастую имея пенсию в качестве единственного источника дохода, пенсионеры располагают гораздо меньшими возможностями по сравнению с другими категориями населения вписаться в новые экономические отношения, перестроить свою жизнь, исходя из реальной экономической ситуации. К группе пенсионеров относятся лица разных возрастов, в том числе и совсем молодые. Это инвалиды, нетрудоспособные иждивенцы, получающие пенсию по потере кормильца. Однако основную массу пенсионеров составляют пенсионеры по старости.

Основной источник доходов для пенсионеров – составляют денежные выплаты в виде пенсий, которые определяют уровень их благосостояния.

Информация о работе Проблемы занятости и социальной защиты населения