Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:26, дипломная работа
Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.
Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России 15
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России 22
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 28
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 28
2.2 Государственная служба занятости, ее функции, структура и финансирование 37
2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости 45
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 57
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 57
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: , молодежь, инвалиды, женщины 67
Заключение 81
Список использованной литературы 86
В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.
Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого — конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот — искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.
Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов.В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.
Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.
Процессы в переходной экономике довольно в целом негативно отразились на занятости инвалидов, так как многие предприятия находят, что с финансовой точки зрения невозможно держать рабочих-инвалидов или платить оставшимся даже минимально допустимую заработную плату, предоставлять различные льготы или продолжать осуществлять их профессиональную реабилитацию. Особенно сложно это для предприятий, не имеющих государственных дотаций.
Целью направления государственной политики «Содействие занятости женщины» является повышение уровня женщин; адаптация женщин, выходящих на рынок труда впервые или длительно не работающих, к быстро меняющимся условиям; обеспечение рационального сочетания женщины работника с выполнением материнской функции; развитие предпринимательской инициативы и самозанятости.
Среди высвобождаемого контингента преобладают женщины, среди них около 20% женщин, имеющих высшее образование. Доля высвобожденных женщин из отраслей экономики превышает 60%. Решение проблем занятости женщины осложняется демографическими особенностями и ростом предложения рабочей силы женщин предпенсионного возраста, ограниченным количеством вакансий, требующих высококвалифицированных специалистов и т.д. В сложном положении на рынке труд находятся женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие женщины, имеющие малолетних детей, многодетные женщины, жены военнослужащих.
Актуальность данной темы заключается в том, что женщина выполняет одну из важнейших социальных функций – деторождение. А в настоящее время проблема повышения рождаемости является одной из наиболее важных социальных задач. В тоже время сложившаяся экономическая ситуация не позволяет женщине не работать. Но, приступая к работе, женщины, имеющие малолетних детей, сталкиваются с проявлением дискриминации на рынке труда.
Практика показывает, что именно по признакам пола и возраста чаще всего имеют место случаи дискриминации в трудоустройстве и нарушении прав человека, Конституции, трудового законодательства РФ. Так, в ст. 37 п. 3 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.,66 говорится: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то либо дискриминации». Несмотря на это, под различными предлогами работодатели отказывают в трудоустройстве беременным и имеющим малолетних детей женщинам. Кадровые службы коммерческих структур ссылаются при этом на свое право выбора нужных им работников.
Основная причина выделения женщин в качестве социальной группы, нуждающейся в большей социальной поддержке, связана с их способностью к деторождению, которая, обеспечивая продолжение рода, является основанием жизнеспособности того или иного социума. Точка зрения о неполноценности женщин связана также с представлением об их возникающих у них в сфере занятости. Замужество и деторождение заставляют женщин прерывать производственную деятельность. Переход к рыночным отношениям породил асимметрическую трансформацию социального статуса женщин и мужчин в обществе. Неравенство положения полов, существовавшее раньше в скрытой форме, в условиях рыночной экономики значительно усилилось и имеет тенденцию к проявлению уже в открытой форме.
Для нашей страны традиционно характерна высокая вовлеченность женщин в сферу общественного производства. Увеличение вовлеченности женщин в сферу общественного производства связано с необходимостью поддерживать приемлемый уровень жизнеобеспечения семьи. Повышение стоимости жилья, платности образования и медицинского обслуживания и т.д. обусловливают необходимость профессиональной занятости женщин.
Самый высокий уровень занятости среди женщин в возрасте от 30 до 40 лет.67 Не занятость более молодых связана с рождением детей и необходимостью ухода за ними; не занятость женщин более старшего возраста объясняется следующими причинами: выходом на пенсию в связи с наличием льготного стажа; заболеваниями; необходимостью воспитывать внуков; низкой конкурентоспособностью на рынке труда из-за трудностей в переучивании, которые снижают возможность найти новое место работы в случае утраты прежнего.
Девушкам и молодым женщинам, не имеющим трудового стажа и профессии, очень трудно найти работу. Те виды занятий, которые предлагают девушкам неофициальный рынок труда, естественно привлекают далеко не всех; большинство из этой категории становятся клиентами служб занятости.
Проблема занятости женщин все чаще звучит как проблема безработица основной причиной трудностей, возникающих у них в сфере занятости, является генеративная способность женщин, женщин с малолетними детьми относятся к категории слабо защищенных в социальном плане. В основном это молодые женщины, не имеющие трудового стажа и профессии, что обуславливает трудность при поиске работ. Тендерное неравенство в доступе к экономической деятельности объясняется также не низким качеством женских трудовых ресурсов, а ограничении возможности выбора трудовой деятельности в силу ее семейных обязанностей по уходу за ребенком. Женщины являются первоочередными кандидатами на увольнение, поскольку работодатели считают их менее выгодными работниками из-за перерывов в работе, вызываемых деторождением и уходом за детьми.
Настоящее и будущее решение проблем занятости и безработицы зависит от активной государственной политики на рынке труда. Формирование и функционирование такой политики определяется тем, насколько полно будет учитываться дифференцированные по регионам его демографические факторы: региональная демографическая ситуация, социально-экономическое положение отдельных демографических групп определяют различные объемы, структуру и динамику спроса на рабочие места.
Важно обратить внимание на разработку специфических программ занятости и помощи безработным из отдельных групп населения, особенно женщинам с малолетними детьми. Нужно иметь представление о возможных долгосрочных тенденциях воспроизводства населения в связи с различными сценариями социально-экономического развития, влиянием в связи с этим демографических факторов на занятость и безработицу. Уже сейчас в программах занятости важно усилить акцент на специальные программы «Занятость женщин с малолетними детьми», связанный с учетом их семейного наложения, число детей,
возраста и т.д. Более полный учет демографических факторов в политике регулировании рынка труда будет способствовать сглаживанию острых проблем безработицы.Такие решения на перспективу сейчас уже принимаются правительством.68
Таким образом, очевидна необходимость объединения усилий общественных, государственных структур для научной и практической разработки проблемы занятости женщин, более четкой проработки нормативных документов и программ занятости. Должен быть создан механизм сохранения кадрового потенциала женщин, особенно с малолетними детьми, их подготовки и переподготовки, рационального использования творческих способностей, интеграции в новую экономическую систему. Крайне необходимы государственные меры по укреплению положения женщин с малолетними детьми на рынке труда, повышению уровня конкурентоспособности, мобильности, как в профессиональном (готовность к смене профессии), так и в социальном плане. Также существует необходимость государственного контроля за соблюдением законодательства в трудовой сфере, особенно в отношении такой социальной группы женщины с малолетними детьми, нуждающейся в большей социальной поддержке.
Таким образом, рассмотрев вышеуказанные проблемы занятости и безработицы отдельных категорий приходим к выводу, что необходима разработка комплексной программы поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы. Неоспорима роль государства в развитии и совершенствовании единого экономического пространства, охватывающего все локальные рынки, весь процесс производства, распределения и перераспределения и потребления созданного в народном хозяйстве (и за его пределами) продукта. Обеспечение надлежащего контроля над общеэкономической ситуацией, развитием социально-экономических тенденций в отраслевом и региональном разрезе с необходимостью требует активного прямого и косвенного присутствия государства в экономике и на рынке труда, как его неотъемлемой части. Усилия государства по преодолению негативных тенденций в сфере занятости и на рынке труда являются основой для перспективного развития трудового потенциала и минимизации отклонений от вектора устойчивого экономического роста России в дальнейшем.
В настоящей работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы становления рынка труда, занятости и безработицы Российской Федерации на современном социально-экономическом этапе развития, а также вопросы регулирования рынка труда в современных условиях и реализации эффективной государственной политики занятости как основного направления в социальной политике государства.
Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.
Специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед страной задачи обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской конституции. Считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста. При этом имеется в виду:
1. Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых, уже освоенных рабочих местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
2. Наличие безработицы ограничива
3. Страх потерять работу и
влиться в число
Следствием перехода к рыночной экономике в стране явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. Начавшийся процесс формирования рынка труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о рынке труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и другие. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.
Анализ экономического состояния России за последние несколько лет показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются. Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и общественное питание, наука и научное обслуживание. Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений. Вместе с тем, занятость – одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой экономической политики по отношению к естественным монополиям.
Информация о работе Проблемы занятости населения на современном этапе