Проблемы занятости населения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России 15
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России 22
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 28
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 28
2.2 Государственная служба занятости, ее функции, структура и финансирование 37
2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости 45
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 57
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 57
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: , молодежь, инвалиды, женщины 67
Заключение 81
Список использованной литературы 86

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы занятости населения - дипломная.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Одной из основных задач центров занятости является оказание содействия занятости граждан, ищущих работу. Для граждан, нуждающихся в содействии занятости, службой занятости формируется информация о вакантных рабочих местах в масштабах города, района, региона, ведется обмен вакансиями с другими регионами РФ. Соответственно эта информация представлена в виде местного, регионального, межрегионального банков вакантных рабочих мест, ознакомиться с которой можно в центрах занятости либо на официальных сайтах служб занятости в сети Интернет.

В целях расширения возможности трудоустройства незанятых граждан ведется работа совместно с работодателями по следующим направлениям:

-индивидуальные консультации работодателей;

-предоставление работодателям базы данных о профессиональном составе безработных (индивидуальные беседы, телефонные переговоры);

-ведение банка специалистов  и их рекламирование;

-подбор персонала для работодателей  по заявленным требованиям;

-проведение мероприятий: дни служб занятости; информационные встречи на предприятиях; семинары кадровых служб; ярмарки специалистов; ярмарки вакансий.

С целью решения проблемы трудоустройства в центры занятости населения могут обращаться все, без исключения граждане, независимо от того, есть у них работа или нет, владеют они специальностью (профессией) или не приобрели ее, имеют прописку или она отсутствует; уволены по собственному желанию или по инициативе администрации. 

Одним из направлений деятельности Службы занятости населения является содействие гражданам в организации самозанятости . Незанятые граждане получают методическую помощь и поддержку в развитии предпринимательской инициативы, а именно консультирование и профессиональную ориентацию с целью определения их возможностей деятельности в качестве предпринимателей, оказание им правовой, организационной и финансовой поддержки на стадии формирования и становления собственного дела.

Одним из важнейших социально значимых направлений Службы занятости является cоциальная поддержка безработных граждан. В целях обеспечения социальной поддержки безработных граждан предусматриваются следующие меры:

- выплата пособий по безработице и стипендий в период обучения (утверждены на 2008 год постановлением Правительства РФ не ниже минимального размера 770 руб.);51

- оказание материальной помощи  безработным гражданам;

- назначение досрочных пенсий  безработным гражданам.

Поддержка граждан особо нуждающихся в социальной защите осуществляется по следующим направлениям:

- для молодежи: - организация временного трудоустройства с привлечением различных источников финансирования; - обеспечивание информационного обслуживания, в т.ч. учащихся и студентов через СМИ; - увеличение видов общественных и временных работ, соответствующих индивидуальному образовательному уровню данной категории граждан;

- для несовершеннолетней молодежи  приоритетное право предоставлено  детям - сиротам, инвалидам из семей  особо нуждающихся в социальной  поддержке, а также подросткам, состоящим  на учете в комиссии по делам  несовершеннолетних;

- для женщин: - организация временного  трудоустройства; - расширение возможности  занятости за счет развития  самозанятости; - организация временной  занятости на общественных работах;

- для инвалидов: - квотирование  рабочих мест на предприятиях  и в организациях, независимо от их организационно - правовых форм; - трудоустройство на действующие и вновь создаваемые рабочие места постоянного и временного характера; - предоставление -общественных работ с учетом возможностей и спроса этой категории граждан;

- для граждан, освобожденных из  учреждений уголовно-исполнительной  системы: - организация временного  трудоустройства; - взаимодействие  заинтересованных сторон в решении  вопросов, необходимых для трудоустройства  данной категории граждан.

Подробнее эти направления деятельности Службы занятости будут рассмотрены ниже в других главах работы.

Одно из основных направлений деятельности органов службы занятости населения - организация профессионального обучения граждан.52 Территориальные центры занятости непосредственно не участвуют в выборе профессий (специальностей) для обучения, в выборе учебных заведений профессионального обучения. Задача центров занятости – сформировать учебные группы из числа безработных граждан. Финансирование процесса профессионального обучения и оплата стипендий обучающимся производится из федерального бюджета. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, что дает безработным гражданам и незанятому населению большую возможность в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если гражданин не имеет профессии (специальности); невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществляется по очной и очно – заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным. Профессиональное обучение в зависимости от его вида и формы включает в себя теоретический курс, производственное обучение (производственную практику), и при необходимости, стажировку. Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов по вопросам занятости не допускается.

В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия (начисляется с первого дня их обучения).53 Безработные граждане, направленные органами службы занятости на профессиональное обучение, могут получать по месту прохождения производственного обучения (производственной практики) соответствующую зарплату за самостоятельно изготовленную ими готовую продукцию (работу), которая на размер получаемой ими стипендии не влияет.

Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан осуществляется в рамках государственной политики развития человеческих ресурсов в соответствии с профориентационными технологиями с учетом профессиональных интересов, потребностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий. Профессиональная ориентация граждан организуется в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,  профессионального обучения.54

К услугам по профориентации относятся:

- профессиональное информирова-ние, профессиональное консультирование, профессиональный подбор, профессиональный отбор граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы;

- психологическая поддержка, мероприятия  по социально-психологической адаптации  безработных граждан.

Таким образом обратившиеся граждане могут оценить свою профессиональную подготовку, опыт практической работы и деловые качества; подобрать подходящие виды работ, пользующихся спросом на рынке труда, с учетом специфики предыдущей деятельности;

ознакомиться с перспективными видами деятельности в экономике региона, с востребованными профессиями на рынке труда; узнать способы получения информации о вакансиях (явных и "скрытых"); при невозможности подобрать подходящую работу – определиться с вариантами профессиональной переподготовки или повышения квалификации; выработать оптимальную манеру поведения в ситуациях поиска работы и оказывать благоприятное влияние на потенциальных работодателей; повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, освоить методы презентации своей квалификации, опыта, умений; получить психологическую поддержку, обрести уверенность в себе.

Безусловным принципом деятельности службы занятости является активный характер воздействия на рынок труда. При этом виды и формы воздействия имеют различную степень социальной эффективности и оцениваются, как правило, дифференцированно. Общепринятое понимание активности политики занятости связывается с осуществлением мер, направленных на изменение социально-профессиональных и психологических характеристик безработного, и в меньшей степени – с воздействием на рынок рабочих мест, освоением новых сфер и видов занятости, взаимодействием с другими институализированными агентами рынка труда. Пассивность политики занятости определяется как выраженная ориентация на осуществление функций регистрации и контроля, формирование фонда занятости и выплаты пособий.

Нужно отметить некоторую условность разделения политики занятости на активную и пассивную. Если профессиональное обучение или профориентация не приводят к позитивным изменениям в процессах перераспределения рабочей силы или создание рабочих мест и развитие системы общественных работ не снижают напряженности на рынке труда, то активность этих форм в данных условиях достаточно условна. В то же время, если усилия по обеспечению выплаты пособий создают определенный социальный эффект, а состояние службы занятости позволяет разрабатывать новые подходы и технологии, реализовывать целевые программы и мероприятия по обучению и профориентации, то трудно говорить о пассивном характере этого направления. Поэтому, независимо от оценки политики как активной или пассивной, главным является ее эффективность.

 

 

Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России

3.1 Политика занятости  – ведущее направление социальной  политики государства 

Государственную политику занятости можно определить как часть социально-экономической политики развития страны, нацеленную на взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

Важнейший принцип реализации государственной политики занятости – это ее комплексность, предполагающая интеграцию в единую систему всех уровней – федерального, регионального и местного. По поводу соотношения различных уровней в единой системе существуют различные мнения. Согласно одному из них, необходима четкая субординация центра и регионов с разграничением их компетенций. Каждый уровень самостоятельно обеспечивает гарантии в пределах своей компетенции и из своих ресурсов.

Такой подход не позволяет в полной мере учесть динамику конъюнктуры на региональных рынках труда и ограничивает уровень решения проблемы весьма различающимися материальными возможностями отдельных административно-территориальных единиц.

Другой поход предполагает «многослойное» построение системы социальной поддержки, когда каждый из уровней дополняет остальные. При этом федеральный уровень гарантий не может быть ниже установленных законодательством минимумов, а региональный дополняет его с учетом местной специфики.55 Взаимная увязка национальной (федеральной) политики в области занятости, определяющей цели и направления регулирующего воздействия государства на рынок труда, и региональных программ, конкретизирующих меры государственной поддержки применительно к своей социально-экономической ситуации, должны вести к более эффективным результатам.

Важным условием эффективного выполнения программ содействия занятости населения является реализация действенного механизма социального партнерства, включающая конструктивное взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти всех уровней, с работодателями и общественными объединениями.56

Основным исполнителем государственной политики занятости являются службы занятости населения. При этом определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит центрам занятости населения, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.

Востребованность службы занятости на современном рынке труда подтверждается данными бывшего Минтруда России, функции которого в части вопросов занятости населения переданы Федеральной службе по труду и занятости.  Так, ежегодно в службу занятости обращаются 15 - 16 млн. чел., регистрируется с целью поиска работы 5,5 - 6 млн. чел., непосредственно при содействии службы занятости находят работу 3,8 - 4 млн. чел.57

Одновременно, положительная динамика наблюдается в количестве вакансий, заявляемых в органы службы занятости работодателями различных форм собственности. Так, за период с 2000 по 2006 годы число предприятий и организаций, контактирующих со службой занятости, выросло с 53 тыс. до 123 тыс., а число заявленных вакансий – с 2,7 до 4,6% списочной численности занятых на данных предприятиях (с 328 тыс. до 818 тыс.).58

Однако, несмотря на высокую эффективность государственной службы занятости, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью. Преимущественно это рабочие места, требующие низкой квалификации.

Органы государственной службы занятости сегодня находятся в очень трудном положении. Им поручают выполнение все большего числа функций, но одновременно выделяют все меньше средств. Они должны добиваться равновесия  между спросом и предложением на рынке труда, включая требования к квалификации; предвидеть появление новых вакансий и специальностей, в том числе вследствие структурной перестройки, и помогать трудящимся и центрам профподготовки заранее готовиться к этому; содействовать людям, находящимся вне рынка труда, в получении работы или пособий; корректировать или сглаживать последствия экономической политики, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности производства, что в то же время крайне отрицательно сказывается на уровне занятости.59 

Информация о работе Проблемы занятости населения на современном этапе