Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:26, дипломная работа
Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.
Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России 15
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России 22
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 28
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 28
2.2 Государственная служба занятости, ее функции, структура и финансирование 37
2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости 45
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 57
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 57
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: , молодежь, инвалиды, женщины 67
Заключение 81
Список использованной литературы 86
Реализация государственной политики занятости предполагает разработку и реализацию ряда направлений, таких как «Молодежная занятость», «Содействие занятости инвалидов», «Содействие занятости женщин» как наиболее социально-уязвимых слоев населения.
Молодежь – это вторая по численности группа лиц, которая остро нуждается в трудоустройстве. В последние годы сохраняется высокий удельный вес молодежи среди обратившихся в службу занятости. Проблему молодежной безработицы усугубляет несоответствие спроса на рынке труда профессиональному составу выпускников учреждений высшего, среднего и начального профобразования. Особенно это касается экономистов, бухгалтеров, юристов, техников, технологов, лаборантов.
Также следует отметить противоречивый характер молодежи на рынке труда. С одной стороны, молодежь не обладает достаточной профессиональной подготовкой и трудовыми навыками, поэтому спрос работодателей на нее невелик. С другой – свободные рабочие места часто не могут удовлетворить запросы молодежи с точки зрения их качества и уровня оплаты.
К 2006 г. молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных в России безработных. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют 31,1% среди безработных.61
Формирование рыночных отношений в сфере занятости привело к тому, что планомерность приема вучебные заведения осталась, а использование высококвалифицированной рабочей силы пущено на самотек. Каждый второй молодой специалист либо нетрудоустраивается вообще, либо работает не по специальности. Внаиболее сложном положении оказываются выпускники инженерных специальностей технических вузов. Причин их невостребованности несколько. Главное – запоздалая реакция учебных заведений на потребности рынка. Стихийно развивающийся рынок труда требует новых профессий – менеджеров, маркетологов, специалистов по внешнеэкономическим отношениям и др. Нужны специалисты, которые могут быстро приспосабливаться к систематически меняющейся экономической ситуации, принимать рациональные решения в экстремальных социально- экономических условиях. В последнее время не находят спроса ещё недавно столь нужные специалисты по банковскому делу, бухгалтеры, экономисты. После августовского кризиса 1998 г. около 200 тыс. человек .(преимущественно молодёжь), ранее работавшие в банковском секторе, стали безработными.
Всё очевиднее проявляется противоречие между формальным и реальным образованием.Учебные заведения готовят кадры, практически не задумываясь над ситуацией на рынке труда. Работодателя же интересует в первую очередь не то, какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать.
Много вопросов у специалистов по организации и управлению образовательным процессом возникает в связи с начавшейся передачей учреждений среднего профессионального обучения в собственность субъектов федерации. Продолжаются дискуссии о достаточности и эффективности существующего законодательства по проблемам молодежи. Хотя совершенно ясно, что правовое обеспечение проблем молодежи находится в зачаточном состоянии.
Первым на такое состояние обратило внимание правительство Москвы, когда был разработан и принят закон города Москвы «О молодежи» от 28.01.04.62 В нем особое внимание обращается на информационное обеспечение молодежной политики, создание специализированного общедоступного сайта в сети Интернет по вопросам молодежной политики, формирование банка данных, содержащих информацию о проблемах молодых граждан, молодежных организаций, об опыте реализации молодежной политики. К настоящему времени аналогичные законы о молодежи приняты во многих регионах РФ. В то же время затягивается окончательное рассмотрение федерального закона о молодежи.
По всей видимости, можно было бы подумать о внесении в некоторые законодательные акты специальных разделов, отражающих молодежные проблемы. Например, в действующем Трудовом кодексе РФ к затронутой теме можно отнести только одну главу (гл. 42), статьи которой регламентируют особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. Многие специалисты не согласны с такой структурой важнейшего законодательного акта, регулирующего социально-трудовые отношения, и считают, что усиление его части по молодежным вопросам могло бы оказать значительную помощь корпоративным службам, занимающимся развитием персонала.
В качестве положительного опыта решения правовых проблем, имеющих отношение к молодежи, можно отнести закон города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.04.63 Согласно этому закону работодатели предприятий и организаций с численностью персонала свыше 100 человек обязаны предоставлять 4% рабочих мест определенным категориям российских граждан. В том числе выпускникам начального и среднего профессионального образования в возрасте 18 -20 лет, ищущим работу впервые. Если на квотированные места граждане указанных в законе категорий не будут трудоустроены, тогда работодатель отчисляет в целевой бюджетный фонд города компенсационную стоимость в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определяемого законом города Москвы. В связи с этим перед кадровыми службами предприятий и организаций появляется экономическая заинтересованность в организации рабочих мест, где можно было бы без ущерба для хозяйственной деятельности использовать менее социально защищенные слои населения.
Совершенно новые перспективы для решения проблем молодежи открываются в связи с уточнением четырех приоритетных направлений развития страны на ближайшую перспективу. Среди них - необходимость перестройки образовательного процесса, что, несомненно, в первую очередь касается непосредственно молодежи. Восстановление большинства отраслей народного хозяйства сопровождается серьезными изменениями, происходящими в их материально-технической базе. Это ставит на повестку дня вопрос о необходимости создания государственной системы подготовки квалифицированных кадров по новейшим направлениям. Настал тот благоприятный период, когда можно и нужно перейти от слов к конкретным действиям для выхода из зоны экспортно-сырьевых стран и научиться выпускать продукцию на основе высоких технологий. И решить эту задачу можно только при наличии высококвалифицированной рабочей силы.
Государство в лице Федеральной службы по труду и занятости и Государственной инспекции по труду должно не выпускать из поля зрения вопросы организации и оказания услуг в сфере занятости молодежи. Более целенаправленно защищать ее от безработицы, оказывать услуги, связанные с профессиональной ориентацией молодого поколения, контролировать действия предпринимателей по отношению к молодым работникам.
Учитывая накопленный опыт в крупнейших российских фирмах и мировую практику организации профессионального образования, напрашиваются три возможных направления решения этой важнейшей проблемы.
Первое - создание мощных, оснащенных на самом высоком уровне межведомственных государственных центров, финансируемых через бюджетный механизм.
Второе - организация подготовки высококвалифицированных кадров с учетом потребностей среднего и малого бизнеса, используя накопленный опыт крупного бизнеса, на базе отдельных предприятий и фирм с привлечением бюджетных средств.
Третье - организация подготовки высококвалифицированных кадров на коммерческой основе, без привлечения бюджетных средств на условиях кооперации всех заинтересованных предприятий и организаций на базе крупных коммерческих структур.
Перспективный рынок труда молодежи во многом зависит от направлений образовательного комплекса и уровня трудоустройства молодежи. В целях повышения эффективности трудоустройства молодежи необходимо регулярно проводить ярмарки вакансий временных, сезонных и ученических рабочих мест; встречи учащихся выпускных классов школ с представителями учебных заведений; работу по расширению системы бронирования рабочих мест; согласование планов комплектации учебных групп на новый учебный год в образовательных учреждениях. Большую помощь может оказать профориентационная работа. В прошедшем году 47 тыс. учащихся образовательных учреждений республики получили профориентационные услуги органов службы занятости. В настоящее время данные услуги нацелены на получение молодежью профессионального образования, хотя значительная часть бывших школьников не продолжает обучения и, могла бы начать свою трудовую деятельность на рабочих местах, но их не хватает, их нужно создавать.
Не менее важными являются направления политики содействия занятости инвалидов и женщин.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ предусмотрено обеспечение инвалидам равного с другими гражданами права на труд и создание необходимых предпосылок для их адаптации к новым условиям хозяйствования. Однако эти права в настоящее время во многом сдерживаются недостаточным финансированием мероприятий, предусмотренных данными документами. Механизм обеспечения занятости инвалидов, обеспечивающий минимальное количество рабочих мест для инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, не работает, что обусловлено отсутствием необходимой нормативной базы. Не созданы необходимые условия для обеспечения государственных гарантий для детей-инвалидов при получении профессионального образования, также не сформирована система социально-бытовой адаптации по окончании коррекционных образовательных учреждений и система, обеспечивающая их трудоустройство.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:
- профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор);
- психологическая поддержка профессионального самоопределения;
- обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;
- повышение квалификации;
- содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);
- квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- профессионально-
Сужение экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов. В России продолжает сокращаться численность работающих инвалидов - за последние три года она уменьшилась на 10%. Менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. На протяжении многих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2% от среднесписочной численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988-89гг., когда работало около 25-28% от общего числа всех инвалидов. Теперь эта цифра колеблется в пределах 10-11%, учитывая, что трудоустройство бывает формальным.64
В связи с тем, что инвалиды являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих на учете в органах федеральной государственной службы занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан.
В большинстве регионов приняты разработанные службой занятости программы “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”, мероприятия которых отражают участие заинтересованных организаций в работе по реализации федеральных программ социальной защиты инвалидов в части профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству.65
Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.
Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих и слепых.
Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в программы по реабилитации инвалидов. В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов.
Закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. Данное решение направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.
Информация о работе Проблемы занятости населения на современном этапе