Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования «Проблемы развития инфраструктуры ресторанного бизнеса в народнохозяйственном» комплексе региона обусловлено рядом взаимосвязанных обстоятельств. Во первых питание является формой потребления. По мере развития общества питание все больше начинает носить общественно организованный характер, т. е. развивается общественное питание. Можно выделить две формы организации питания: индивидуально организованное (домашнее) питание; общественное питание (в странах с рыночной экономикой употребляется также термин «массовое питание»
-обеспечение нормативно-правового и государственного регулирования социально-экономического развития республики (поддержка отечественных предпринимателей, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, соблюдение интересов собственников и др.).
Среди факторов, влияющих на формирование концепции, следует особо выделить внешние: транспортно-географическое расположение РБ; социально-исторические и национальные особенности; природно-климатические особенности; потенциальные возможности развития межгосударственных и межрегиональных объектов сферы услуг (туризм, культура, здравоохранение, образование, физкультура и спорт и др.); глобализация социокультурного пространства; изменение институциональной среды; ухудшение экологической ситуации на глобальном и местном уровнях; внутренние: низкая социальная активность граждан, наличие противоречий межгрупповых интересов; кризис системы ценностей и социальная дифференциация общества, а также низкая доля среднего класса в социальной структуре, неравный доступ к социальным услугам различных слоев населения.
Достижение стратегической цели ускоренного развития сферы услуг в РБ может быть обеспечено решением следующих приоритетных задач: курс на рост реальных доходов и занятости экономически активного населения за счет создания новых рабочих мест по оказанию услуг на предприятиях всех отраслей экономики, особенно в сельском хозяйстве, промышленности и др. Последовательное проведение этого курса ускорит формирование в республике среднего класса; оптимизация бюджетных ресурсов республики в интересах широких слоев населения, обеспечивающая создание равных возможностей для реализации личных способностей каждого человека. Последовательное решение этой задачи приведет к росту качества жизни и формированию творческой личности; обеспечение эффективных методов бюджетного финансирования предприятий социальной сферы, направленных на расширение их хозяйственной инициативы, заинтересованности в увеличении разнообразия и повышении качества предоставляемых людям услуг. Реализация данной задачи позволит расширить предложение услуг на внутреннем рынке услуг и последовательно перейти от рынка предложения к рынку спроса; формирование рынка социальных услуг, расширение их номенклатуры и повышение качества. Решение этой задачи на приемлемых для широких слоев населения условиях позволит расширить рынок платных услуг; введение мониторинга рынка услуг на основе новых методов неравновесного анализа и типологической группировки локальных рынков услуг. Это даст возможность контролировать кризисные ситуации и регулировать их; развитие малого бизнеса и активных форм обслуживания населения. Решение этой задачи позволит повысить уровень обслуживания населения, расширить рынок услуг повышенной комфортности.
В качестве инструментов реализации концепции можно предложить формирование прямых связей с потребителями по оказанию различных видов полезной деятельности в сфере материального производства (портфель заказов), активные маркетинговые стратегии в сфере услуг и создание благоприятного налогового и финансового режима для многоступенчатого перехода к расширению платности услуг образования, науки, здравоохранения в сфере внерыночного обмена.
Разработка научно обоснованной экономической политики и собственной концепции ускоренного развития сферы услуг в Республике Башкортостан, позволит не только усилить устойчивость экономического роста в республике, но и значительно повысить качество жизни населения.
2.3 Развитие
инфраструктуры общественного
Региональный потребительский рынок представляет собой сложную и
многоструктурную совокупность, которая образована в результате осуществления множества актов купли-продажи товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных потребностей Состояние потребительского рынка в целом, отдельных его видов и сегментов во многом зависит от темпов развития экономики региона и характеризуется такими элементами, как спрос населения, предложение потребительских товаров и цены на них, уровень конкуренции.
Тенденция роста характерна для развития рынка услуг питания, что вызвано позитивными изменениями в этой сфере: увеличением сети предприятий, совершенствованием организации, внедрением новых форм обслуживания, новых технологий приготовления пищи, развитием материально-технической базы В республике успешно функционирует и расширяется сеть ресторанов, кафе, баров, закусочных, кулинарных магазинов, таких как «Пышка», «Мокко» и т.д. Оборот организаций общественного питания вырос за семь лет в 5,4 раза ( Рис.4)
Рис.4 Оборот розничной торговли и общественного питания на душу населения.
Несмотря на то, что сфера общественного питания остается одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики, нельзя не отметить, что на потребительском рынке становится все больше фактов ущемления прав потребителей.
Обеспечение безопасности и качества товаров
и услуг становится центральной проблемой
проведения эффективной потребительской
политики. С учетом этого необходимо принятие
федерального закона о торговле и общественном
питании, регламентирующего деятельность
организаций потребительского рынка.
До сих пор существуют и действуют указы,
постановления, регламенты, которые зачастую
дублируют, а иногда противоречат друг
другу. Это не всегда позволяет эффективно
организовать работу в сфере, обеспечения
безопасности и качества продукции, защитить
права потребителей. С вступлением России
в ВТО основным инструментом регулирования
торговли станет стандартизация и сертификация
продукции, услуг, систем управления.
Рост качества обслуживания покупателей становится ключевым в бизнесе.
Еще в 90-х гг. задачей коммерциализации было предоставление кафе, ресторанам, и другим структурным подразделениям трестов общественного питания полной правовой и хозяйственной самостоятельности, наделение их статусом юридического лица. Предприятия получили возможность самостоятельно заключать прямые договора на поставку товаров с отечественными и зарубежными поставщиками, распоряжаться полученной прибылью, приобретать основные средства, решать вопросы оплаты труда и предоставления работникам социальных льгот.
В короткие сроки (в основном за 1992-1996гг.) была проведена приватизация предприятий, сняты ограничения на предпринимательскую деятельность . Сегодня почти повсеместно видны положительные результаты рыночных преобразований: современные объекты с набором дополнительных услуг, отсутствие дефицита, ажиотажного спроса и унизительных очередей. Сформировался слой собственников, способных умело и энергично вести коммерческую работу, обеспечивая качество обслуживания населения.
Сегодня общепит - один из важнейших и динамично развивающихся секторов экономики РБ, играющий решающую роль в жизнеобеспечении населения. В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в сложную систему взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства и прежде всего с промышленностью и агропромышленным комплексом, являющимися поставщиками, взаимодействуют также с организациями таких отраслей народного хозяйства республики, как строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, связь, тесно связаны с денежным обращением и кредитной системой, так как являются одним из крупнейших получателей кредитов. Так, у организаций общепита республики в 2005г. 23,3% финансовых ресурсов составили кредитные и заемные средства. Количество денег в обращении, скорость их оборота зависят от уровня цен и скорости реализации товаров.
Затем выручка поступает
в банки. Тем самым
Как видим, удельный вес торговли и общественного питания в структуре валового регионального продукта возрос в 6 раз с 1992 по 2004гг. (Рис.5)
Рис. 5. Доля торговли и общественного питания в структуре валового регионального продукта в 1992-2004гг.
Торговля является бюджетообразующей
отраслью народного хозяйства. С
каждым годом возрастает объем налоговых
поступлений в
В результате реформирования основной формой собственности в ресторанном деле стала частная. На протяжении последних пяти лет значительных изменений в структуре распределения предприятий по формам собственности не наблюдается, что свидетельствует о стабильности сложившейся структуры.
В структуре значительную долю занимают малые предприятия, удельный вес которых составляет около 50%. Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости. Малые предприятия создают наиболее выгодные и дешевые для государства рабочие места. Малое предпринимательство в ресторанной сфере за последние 10 лет создало условия для выживания различных слоев значительной массы населения, которые оказались безработными в результате реструктуризации экономики.
Но главное - малое предпринимательство в ресторанной сфере является фактором формирования конкурентной среды.
2.4 Инфраструктура
ресторанного бизнеса в
Глобальный финансовый кризис по масштабу и глубине превзошел все ожидания, а его источники и последствия по-прежнему являются предметом широких дискуссий. Несмотря на предпринятые во многих странах меры, мировая экономика переживает в 2009 г. глубокую рецессию.
В России также продолжилось развитие негативных тенденций, начавшихся в конце 2008 г. В результате финансового кризиса возникли «тромбы» в кругообороте денежных средств в российской экономике, затруднился доступ к кредитным ресурсам. В сочетании с падением спроса мирового рынка на основные товары российского топливно-сырьевого экспорта это привело к заметному снижению ВВП, особенно значительному в части производства валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств и строительства.
Дефицит «длинных» денег привел к заметному падению инвестиций в основой капитал. Произошло сокращение объемов инвестиций в АПК, в объекты недвижимости, а главное в добывающий сектор. Значительно ухудшилось финансовое положение предприятий, поскольку издержки производства не сократились в той же степени, в какой упал спрос, выпуск продукции и услуг и выручка от их реализации.
Снизился уровень жизни населения, уменьшились реальные располагаемые денежные доходу и реальная заработная плата, что повлекло за собой снижение розничного товарооборота, особенно на предметы длительного пользования (в первую очередь на легковые автомобили). Увеличилось число безработных.
Однако в середине 2009 г. обозначилась тенденция к относительной стабилизации в экономике. По многим показателям спад либо прекратился, либо существенно замедлился. Но эти положительные импульсы пришли в российскую экономику извне. Установившийся комфортный уровень цен на энергоносители (в первую очередь на нефть) и металлы, растущий экспортный спрос стабилизировали платежный баланс, а с ним и валютный курс. Увеличились нефтегазовые доходы бюджета. Снижение внутренней инфляции дало Банку России повод для снижения процентных ставок.
Однако подключения внутренних факторов к этим тенденциям пока не происходит. Зарплаты и занятость продолжают снижаться. В результате сокращается потребительский спрос, который не проявляет даже признаков замедления спада. А ведь именно он является важнейшей основой стабильного экономического роста. Рост же внешнего спроса в условиях слабости мировой экономики весьма ограничен, тогда как внутренний спрос до сих пор не нащупал своего «дна».
Инвестиции в основной капитал также продолжают снижаться. И спад инвестиционной активности будет становиться глубже, поскольку крупные компании стремились завершить старые инвестпроекты, откладывая новые вложения.
Из-за увеличения государственных расходов (примерно 5% от ВВП) государственные финансы оказались разбалансированы.
Импорт, который резко сократился после девальвации рубля и при остановке кредитов в начале 2009 г., в последние месяцы года снова возрастает.
Кредиты банков не увеличиваются не только в частных банках, но и в банках с государственным участием (несмотря на давление со стороны Правительства). А это сдерживает оживление внутреннего спроса инвестиционного процесса.
Все это не могло отразиться на ресторанном бизнесе. Множество предприятий обанкротилось, приостановило деятельность, удержавшихся на плову рестораны вынуждены снижать цены и все равно их нарядные интерьеры пустуют…
Заключение
Развитая рыночная инфраструктура является необходимым атрибутом товарной экономики с адекватным механизмом производства, распределения, обращения и потребления в процессе воспроизводства общественного продукта. Рыночная инфраструктура - целостная совокупность сфер и отраслей, обеспечивающих воспроизводственный процесс национальной экономики с включением элементов производственной, торговой, правовой, финансовой и социальной инфраструктуры.
Состав этих отраслей и сфер, особенности их целенаправленной деятельности в значительной мере зависят от выбранной рыночной модели в экономике
Рынок предъявляет особые требования к решению инфраструктурной проблемы. И в первую очередь к составу элементов рыночной инфраструктуры, направленности и результативности их функционирования как системы, обеспечивающей развивающийся в стране новый социально-экономический механизм.
Поскольку производство товаров и услуг в России функционирует в условиях развивающегося рынка, который, как показано выше, его обслуживает как на входе (ресурсное обеспечение), так и на выходе (реализация товаров, работ, услуг), постольку многие элементы производственной инфраструктуры транспорт, связь, система информационных коммуникаций, складская сеть и транспортно-экспедиторское обслуживание, снабжение и сбыт - одновременно входят в состав рыночной инфраструктуры.