Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:23, дипломная работа
Целью Дипломной работы является изучение основ организации и практической реализации операций с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере ЗАО ВТБ24.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики.
Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России.
Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами.
Введение ……………………………………………………..……………………
Глава 1. Место и роль пластиковых карт
1.1История становления и развития пластиковых карт…………..........
1.2Виды и классификация пластиковых карт……………………………..
1.3 Правовое регулирование в области пластиковых карт………
1.4Функционирование пластиковых карт….…………………….
Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в России
2.1История становления и развития пластиковых карт в России……….
2.2Анализ современного состояния рынка пластиковых карт……….……….
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ЗАО ВТБ24…………
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 3.1 Проблемы развития рынка пластиковых карт в России…………… 3.2 Перспективы развития рынка пластиковых карт в России Заключение……………………………………………………………………… Список используемых источников………
Содержание
Введение ……………………………………………………..……………………
Глава 1. Место и роль пластиковых карт
1.1История становления и развития пластиковых карт…………..........
1.2Виды и классификация пластиковых карт……………………………..
1.3 Правовое регулирование в области пластиковых карт………
1.4Функционирование пластиковых карт….…………………….
Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в России
2.1История становления и развития пластиковых карт в России……….
2.2Анализ современного состояния рынка пластиковых карт……….……….
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ЗАО ВТБ24…………
Глава 3 Проблемы и перспективы развития
рынка пластиковых карт в России 3.1 Проблемы развития рынка пластиковых
карт в России……………
3.2 Перспективы развития рынка пластиковых
карт в России Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Попытки потеснить наличные деньги из обращения с помощью различных платежных инструментов имеют длительную историю, однако только в конце ХХ в. развитие международных платежных систем на базе пластиковых карточек заставило специалистов всерьез говорить о том, что наличные деньги "уходят". Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт.
Российская банковская система подвержена массовому ажиотажу "карточного бизнеса". Количество банков, эмитирующих пластиковые карты различных отечественных и международных платежных систем увеличивается. Расширяется сеть торговых предприятий, реализующих свои товары с использованием пластиковых карт, банки активно внедряют в сферу своих услуг выдачу наличных денежных средств по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах, растут объемы операций по картам.
Предприятия, где преобладает безналичный денежный оборот, работают эффективнее. В последние годы на крупнейших российских предприятиях наметилась явная тенденция увеличения значимости безналичных расчетов. На это указывает популярность зарплатных карточных проектов. Крупные предприятия увеличивают долю безналичных расчетов, даже не смотря на их большую прозрачность для налоговых органов.
В системе межбанковских расчетов также произошли серьезные изменения. Характер многих операций изменяется в короткие периоды. При этом ситуация в различных сегментах финансового рынка может изменяться несколько раз в течение рабочего дня. Поэтому от быстроты совершения операций зависит конечный результат – получение прибыли. Современная техническая оснащенность банковской системы должна отвечать основному требованию – мгновенному прохождению платежей. Именно такому требованию и отвечают расчеты с помощью пластиковых карт.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в перспективах развития и дальнейшего роста доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские пластиковые карты позволят сократить объем налично-денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.
Пластиковая карта используется для разнообразных операций. В зависимости от оказываемых услуг она может выступать в роли пропуска, водительского удостоверения, проездного документа и просто средством платежа.
На сегодняшний день
остается стабильно высоким спрос
населения на карточные услуги: наблюдается
постоянный и устойчивый прирост
различных категорий новых
Целью Дипломной работы является изучение основ организации и практической реализации операций с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере ЗАО ВТБ24.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования
является условия функционирования платежно-расчетных
систем с использованием пластиковых
карт.
Предметом
исследования является - исследование
платежно-расчетных систем на основе
применения пластиковых карт в ВТБ-24.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель, задачи и структура работы.
В первой главе «Место и роль пластиковых карт в системе безналичных расчетов» рассмотрены теоретические основы пластиковых карт и их роль в системе безналичных расчетов.
Во второй главе «Развитие платежно-расчетных систем с использованием пластиковых карт в России» проводится оценка использования пластиковых карт.
В третьей главе «Проблемы и перспективы рынка пластиковых карт в России» исследованы проблемы развития Российского пластикового рынка и возможные предложения по решению этих проблем.
В заключении сделаны выводы по итогам исследования пластиковых карт как средства платежа и предложены решения по совершенствованию и развитию рынка пластиковых карт.
Глава 1.МЕСТО И РОЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1.История развития, сущность и основные виды пластиковых карт
История денег уходит в глубину веков, в те времена, когда человечество отказалось от прямого обмена товара на товар. Вся дальнейшая эволюция от экзотических ракушек к редкостным веществам, а затем к драгоценным металлам была поиском оптимального мерила человеческому труду, исключающего появление инфляции. В конце этого пути стояли бумажные деньги, эмиссия которых регулировалась сначала царским казначейством, а в последствии государственным банком, т.е. организацией, основной функцией которой было регулирование монетарного хозяйства страны. Теоретически бумажные деньги имеют много недостатков, но основной причиной появления безналичных форм платежей явился тот факт, что деньги легко изымаясь из обращения, теряют способность генерировать доходы. Зато банковский чек, гарантирующий покупательскую способность коммерсанта, оставлял банку возможность доходного использования этих средств до момента оплаты по счету продавца. Поэтому рынок оптовой торговли, а затем и расчеты между организациями были давно переведены на безналичные формы оплаты, дающие возможность максимального использования денег.
В конце XIX — начале XX в. развитие банковской системы привело к рождению пластиковых карт.
Однажды в 1949 году Алфред Блумингдейл, внук основателя одного из самых крупных американских универмагов, прилетел в очередной раз в Нью-Йорк, чтобы навестить тяжелобольного отца, и встретил своего давнего друга Фрэнсиса Макнамару. Дела у обоих друзей шли неважно. Блумингдейл после работы продюсером бродвейских шоу безуспешно пробовал себя на поприще кинематографа в Голливуде. Макнамара возглавлял финансовую компанию «Хэмилтон Кредит Корпорейшн», которой на тот момент клиенты задолжали 35 000 долларов, без большой надежды когда-либо вернуть эти долги. Видимо, по этой причине, Макнамаре приходилось значительную часть времени проводить со своим юристом Ральфом Снайдером. Встретившись, эти трое решили вместе пообедать в ресторане Мейджерс Кэбин Грилл, находившемся неподалеку от Эмпайр Стейт Билдинга, в самом центре Манхэттэна.
В тот исторический день разговор за обедом зашел об одном из клиентов Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял соседям за проценты пользоваться своим текущим банковским счетом. Продавцы магазинов, позвонив ему по телефону, получали от него разрешение записать стоимость покупок на его счет. Такой способ кредитования нельзя было назвать со всем уж новым, но оригинальным в нем было именно наличие посредника, использующего свою кредитоспособность, чтобы предоставить кредит людям, которые иным способом могли бы его и не получить.
Однако последний факт показался друзьям изъяном в этой необычной финансовой схеме. Ведь людей, не имеющих кредитной линии в магазине, как раз кредитовать и не следует, с ними чаще всего возникают проблемы. С другой стороны, периферийный район Нью-Йорка с небольшим числом магазинов - не самый лучший рынок для подобных операций. Возможно, именно потому, что они сидели в ресторане, Манхэттен с огромным количеством ресторанов, в которых ежедневно обедают тысячи бизнесменов, показался им идеальным полем для нового бизнеса. В пылу энтузиазма они позвали владельца ресторана и спросили его, сколько он готов платить за новых клиентов, которых он не получил бы никаким другим способом. Тот, не моргнув глазом, ответил: «Семь процентов». - Ставка, которая несколько десятилетий преобладала на рынке кредитных карточек. Позже, когда карточный бизнес уже процветал, они как-то спроси ли у этого же хозяина, откуда он взял эти знаменитые «семь процентов». «Агент по путешествиям потребовал бы десять процентов», - был ответ.
Для расширения круга клиентов и их идентификации в ресторанах партнеры решили использовать эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже применялись многими магазинами и бензиновыми компаниями. Так, в конце обеда было принято решение создать новое предприятие.
Макнамара со Снайдером в качестве доли вносили «Хэмилтон Кредит Корпорейшн» с ее 35 000 долларов невозвращенных долгов, Блумингдейл внес 5000 долларов наличных. Эти 5000 долларов были единственными реальными деньгами, с которых началось предприятие. Хотя Блумингдейл заинтересовался идеей, но деньги внес скорее из дружеских чувств, чем в надежде на прибыльный бизнес.
После отъезда Блумингдейла в Калифорнию Макнамара и Снайдер с энтузиазмом взялись за дело. Поскольку их офис находился в Эмпайр Стейт Билдинг, они просто подсовывали под двери соседних офисов листовки с приглашением воспользоваться новой услугой. Плата за первые карточки не взималась, и кредитная история никак не проверялась. Чтобы получить карточку, пришедшему клиенту достаточно было выглядеть прилично и заявить, что он работает в том же здании. Параллельно для обслуживания этих клиентов было привлечено 10—12 близ лежащих ресторанов. За первый месяц компания получила 140 долларов дохода от оборота, составившего 2000 долларов. В течение второго месяца бизнес стал расти еще быстрее, и возникла острая необходимость в дополнительном капитале для кредитования.
Блумингдейл
на соответствующую просьбу
В Нью-Йорке к тому времени ежемесячный объем операций составлял 250 000 долларов, и тогда партнёры решили объединиться исходя из принципа: «если прогорим, то все вместе». Так уже через три месяца их предприятие обрело «национальный масштаб», действуя в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также в Бостоне, где они выкупили операции, ранее начатые бывшим партнером Блумингдейла по «Dine and Sign».
После того, как они объединились, дело повсеместно стало называться «Diners Club». 70% принадлежало Макнамаре, остальные поровну делились между Блумингдейлом и Снайдером. К этому моменту Блумингдейл внес еще 25 000 долларов, что вместе с первоначальными 5000 и небольшой суммой, потраченной на «Dine and Sign», оказались единственными реальными деньгами, когда-либо вложенными в это предприятие.
Уже через год Diners Club имела договора с 285 коммерческими точками и 35 000 держателей карточек, с которых взималось за пользование карточкой 3 доллара в год. К концу 1951 года Diners Club принесла чистый доход 61 222 доллара с оборота в 6,2 миллиона долларов. В последующие годы система продолжала расширяться как географически — в Европу, так и разнообразя коммерческую сеть. Вначале коммерческие и сервисные предприятия не очень жаловали карты «Diners Club», поскольку, во-первых, это подрывало позиции их собственных фирменных карт, во-вторых, из-за необходимости платить комиссию компании.
Однако главные трудности начались, когда на рынок начали выходить конкуренты. Самым знаменательным для универсальных карточек в этом отношении, несомненно, стал 1958 год.
В этом году была создана система Карт Бланш, которая первоначально была частной карточкой корпорации отелей «Хил тон». В 1965 году Карт Бланш была продана Фест Нэшнл Сити Бэнк (впоследствии СитиБэнк).
Впервые идея использования при расчетах предоплаченных карт была высказана в 1880 г. американским экономистом Эдуардом Беллами в работе "Глядя назад" (Еdward Bellamy, "Looking Backwards")- В 1914 г. компанией "General Petroleum Corporation of California" была выпущена первая картонная карта, чье применение было ограничено оплатой нефтепродуктов. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы). А в шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России