Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью Дипломной работы является изучение основ организации и практической реализации операций с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере ЗАО ВТБ24.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики.
Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России.
Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……………………
Глава 1. Место и роль пластиковых карт
1.1История становления и развития пластиковых карт…………..........
1.2Виды и классификация пластиковых карт……………………………..
1.3 Правовое регулирование в области пластиковых карт………
1.4Функционирование пластиковых карт….…………………….
Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в России
2.1История становления и развития пластиковых карт в России……….
2.2Анализ современного состояния рынка пластиковых карт……….……….
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ЗАО ВТБ24…………
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 3.1 Проблемы развития рынка пластиковых карт в России…………… 3.2 Перспективы развития рынка пластиковых карт в России Заключение……………………………………………………………………… Список используемых источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Новый диплом ВТБ.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся  к числу наиболее доходных видов  банковской деятельности. В среднем  доход на единицу затрат в карточном  бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского  рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых – обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Анализ операций с  пластиковыми картами, в котором  был исследован рынок пластиковых  карт в целом, так и расчетных  операций с пластиковыми карточками ВТБ24 позволяет судить, что исследуемый банк занимает стабильное положение в этом секторе рынка. Активная работа по развитию операций с банковскими картами, создание разветвленной сети их обслуживания позволяет сохранить высокие темпы эмиссии: растет общее число выпущенных карт международных платежных систем и микропроцессорных карт ВТБ24. Распространению всех видов карт содействует развитие инфраструктуры их обслуживания. Характерной особенностью развития рынка пластиковых карт является существенный рост эквайринга карт, который только за прошлый год возрос в три раза. Люди начали расплачиваться ими за товары и услуги. То есть идет постепенное смещение: «зарплатные» карты становятся платежным средством. Сейчас ситуация существенно отличается от той, которая была 5-6 лет назад, когда карточки были уделом дорогих элитных магазинов и бутиков, самых дорогих супермаркетов. ЗАО Банк ВТБ24, предугадывая такую тенденцию развития рынка, еще несколько лет назад начал развивать инфраструктуру обслуживания пластиковых карт, заставляя постепенно привыкнуть своих клиентов расплачиваться карточкой в торговой сети. В результате проведенной работы были предложены мероприятия по совершенствованию операций с банковскими пластиковыми картами:

    • расширение масштабов услуги – «мобильный банк», позволяющей иметь оперативный доступ к информации по банковскому счету с помощью мобильного телефона;
    • развитие системы Интернет-банкинг, позволяющей достаточно активно расширять спектр банковских услуг, предоставляемых им своим клиентам;
  • расширение овердрафтного кредитования (краткосрочного кредитования) через пластиковые карты в пределах овердрафта

Каждое из предложенных направлений предполагает высокое  качество продуктов и услуг, их постоянный мониторинг, повышение уровня сервиса  за счет оптимизации банковских процедур и роста культуры обслуживания, системную разработку новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.

Значительный рост рынка  пластиковых карт – весьма закономерное явление, так как пластиковые  карты являются универсальным инструментом, к которому может быть привязан широкий спектр банковских услуг.

В этом году ожидаемым  будет увеличение доли классических и престижных продуктов, а также, разумеется, кредитных карт. За прошедший  год серьезно возрос и продолжает расти интерес банков к передаче сторонним компаниям на аутсорсинг небанковской составляющей выпуска и обслуживания карт (ведение баз данных, персонализация карт, процессинг операций, управление и техническое обслуживание устройств). Банки стремятся сократить непрофильные виды деятельности. Учитывая, что мировая практика изобилует успешными примерами аутсорсинга в этом секторе, а ряд крупных западных независимых процессинговых компаний уже заявили о выходе на российский рынок.

Для эффективной работы ВТБ24 необходимо проводить регулярный мониторинг спроса на пластиковые карты, выявлять сегмент потребителя, где спрос на них наиболее высок, и работать с этим сегментом в усиленном режиме.

В целом банки нацелены на снижения требований к претендентам (меньше бумаг – больше клиентов). Банку ВТБ24, предъявляющему «непрозрачные» условия, необходимо стимулировать клиентов к сбору документов бонусами и льготными программами:

  • предлагать льготный период погашения;
  • бонусы за использование карты;
  • особые условия в зависимости от специфики пользования финансовыми услугами (например, получение процентов на остатки на счетах), привычек (скидки в торговых центрах, ресторанах, аптеках и пр.), домашних функций (оплата коммунальных счетов, связи) и др.

Однако пока ключевое значение имеет грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями поскольку в настоящее временя потребителя зачастую не устраивает низкое качество обслуживания в банках, поэтому клиенты часто меняю банки, что не выгодно ни одним, ни другим (около 15% представителей среднего класса не удовлетворены набором и качеством услуг, временем и технологиями обслуживания банков в России). Поэтому основное значение для банка ВТБ24 должна иметь налаженная работа с потенциальными потребителями, ведь эффективность коммуникации с клиентами – залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара.

Для усовершенствования расчетных банковских операций с  пластиковыми картами банку ВТБ24 в первую очередь необходимо восстановить подорванное доверие к банкам в целом (до 35% представителей среднего класса сомневаются в их надежности). Для этого в частности ВТБ24 целесообразно проводить активную работу со своими клиентами посредством Средств Массовой Информации, в которых должна проводиться активная пропаганда банка ВТБ24, его успешности, прибыльности и надежности.

Следующим направлением совершенствования расчетных банковских операций с пластиковыми картами  для банка ВТБ24 должно стать преодоление незнания клиентом банковских продуктов (до 20% представителей среднего класса плохо осведомлены о них). Если клиент будет заранее знать о широком спектре предоставляемых банком услуг, он значительно охотнее будет приходить в банк. Поэтому важно чтобы посредством пластиковых карт, выпускаемых банком ВТБ24, клиент мог пользоваться постоянно, следовательно, целесообразно расширять предложения, пользуясь которыми потребителю будет необходима пластиковая карта.

Для эффективной работы ВТБ24 необходимо проводить регулярный мониторинг спроса на пластиковые карты, выявлять сегмент потребителя, где спрос на них наиболее высок, и работать с этим сегментом в усиленном режиме.

В перспективе стоит  развивать работу ВТБ24 с двумя наиболее развитыми сегментами рынка кредитных карт:

  • сегмент с высокой стоимостью пользования картами и низким уровнем требований к клиентам;
  • сегмент с низкой стоимостью кредитных карт и высоким уровнем требований к клиентам.

В целом же ВТБ24 необходимо следовать наметившимся тенденциям, и выпуская больше кредитных карт, удовлетворять нарастающий спрос потребителя.

По данным исследования, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard, российские граждане склонны тратить с кредитных карточек денег на 30% больше, чем с дебетовых. Банку ВТБ24 необходимо следовать наметившимся тенденциям, и выпуская больше кредитных карт, удовлетворять нарастающий спрос потребителя.

  1. Выявлены проблемы и перспективы развития пластиковых карт.

Стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные  затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг – за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды. Но при всем сказанном, следует иметь ввиду, что развитие рынка пластиковых карт нельзя пускать на самотек, государство должно принять ряд нормативно-законодательных актов о применении и усилении роли пластиковых карт в платежном обороте Российской Федерации.

В настоящее время  остается актуальной проблема повышения  безопасности операций с использованием пластиковых карт, решить которую  может применение таких технологий, как чиповые карты и карты  с электронными дисплеями. Используя зарубежный опыт, российские банки имеют возможность избежать многих ошибок, избрать в своей деятельности наиболее передовую технологию и значительно увеличить темпы развития этого направления. Как показывает практика, основным препятствием внедрения наиболее современных технологий в западных странах является именно необходимость замены уже имеющегося оборудования для обслуживания карт старых типов, а в Российской Федерации эта инфраструктура еще не в полной мере создана.

Реализация в практической деятельности исследуемого банка вышеизложенных предложений позволит ему обеспечить дальнейшее развитие в области повышения эффективности пластикового бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИCОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от от 2 декабря 1990 г. №395-1 (в ред. От 23 декабря 2003 года N 181-ФЗ)
  2. Положение ЦБ РФ от 9 апреля 1998 г. №23-П «Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» // «Вестник Банка России», N 23, 15.04.98
  3. Ануреев С.В. Государственное стимулирование безналичных расчетов // Бизнес и банки. – 2009. - №6.- с. 4-6
  4. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России. //Вопросы экономики. – 2008. - №1.
  5. Банки и банковское дело /Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2009.
  6. Березина М.П. Безналичные расчеты в России: особенности организации и направления развития // Финансы 2010. - №4. – с.19
  7. Борисов Ю.А., Шамраев А.В., Пчелкин Д.А. Альтернативные (неформальные) системы денежных переводов: международные тенденции и российские аспекты. //Деньги и кредит. – 2009. - №10.
  8. Бюллетень банковской статистики. – 2010. - №1. – с.26
  9. Вавилов А.В., Ильин И.И. Платиковые карты: принципы построения платежных схем. М.: ИИЦ «Европеум – Пресс». 2008. 125 с.
  10. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Лаврушина О.И. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 576с.
  11. Деньги, кредит, банки. Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  12. Демченко И.Д. О перспективах развития рынка пластиковых карт // Экономика и жизнь. – 2009. – 26 апр. – С.5.
  13. Завалеев В.П. Системы безналичных расчетов пластиковых карт. Принципы проведения расчетов. – М.: Центр Информационных Технологий. 2010.
  14. Карточки в России: Социологическое исследование рынка пластиковых карточек России// Мир карточек. – 2009. - №1.
  15. Князева М. Экономия для богатых // Финанс., 21-27 ноября 2009 №43. – С. 41.
  16. Суэтин А. Балансы международных расчетов. //Вопросы экономики. – 2010. - №2.
  17. Отдельные направления развития платежных систем и расчетов. //Деньги и кредит. – 2009. - №2.
  18. Пластиковые карты: технология обработки и программно – технические решения. 2008, II В. М.: Европеум-пресс
  19. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2009. - 256 с (с. 72).
  20. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2010. - 312 с.( 24с.,25с.)
  21. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  22. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 261 с.(с. 74,75).
  23. Смородинов О. “ Обзор российского рынка пластиковых карт ”
  24. Третьяк В. “Безопасность системы обслуживания пластиковых карточек”, Банковские системы и оборудование, №4, 2008, С. 12
  25. Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив// Деньги и кредит. - №7. – 2009. – С.37-42.
  26. www.bankir. tu
  27. www.banki.ru/news/lenta
  28. www.cbr.ru
  29. www.finans-m.ru
  30. www.public.sravnisam.ru/article/detail/356/
  31. www.vtb24.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Схема осуществления расчетов при помощи пластиковых карт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Крупнейшие эмитенты кредитных карточек в США, млрд. долл.18

 

Банк

Задолженность,

2010 год

Задолженность,

2009 год

Изменение за год, %

Bank of America

164,19

151,55

8,3

JPMorgan Chase

150,46

147,68

1,9

Citigroup

110,57

108,54

1,9

American Express

96,80

83,00

16,6

Capital One

58,96

59,75

-1,3

Discover

47,93

45,71

4,9

HSBC

31,00

28,34

9,4

Washihgton Mutual

27,24

23,50

15,9

Well Fargo

26,08

20,87

24,9

USAA Savings

17,04

11,54

47,6

U.S. Bank

15,65

12,75

22,7

Target

8,13

6,22

30,8

GE Money

7,45

4,41

68,8

Barclays

6,51

3,97

63,9

Advanta

6,35

5,21

21,9

TOTAL

774,36

713,33

8,6

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России