Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:23, дипломная работа
Целью Дипломной работы является изучение основ организации и практической реализации операций с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере ЗАО ВТБ24.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики.
Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России.
Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами.
Введение ……………………………………………………..……………………
Глава 1. Место и роль пластиковых карт
1.1История становления и развития пластиковых карт…………..........
1.2Виды и классификация пластиковых карт……………………………..
1.3 Правовое регулирование в области пластиковых карт………
1.4Функционирование пластиковых карт….…………………….
Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в России
2.1История становления и развития пластиковых карт в России……….
2.2Анализ современного состояния рынка пластиковых карт……….……….
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ЗАО ВТБ24…………
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 3.1 Проблемы развития рынка пластиковых карт в России…………… 3.2 Перспективы развития рынка пластиковых карт в России Заключение……………………………………………………………………… Список используемых источников………
Карта может стать не только инструментом, сокращающим оборот наличных денежных средств в государстве. Общеизвестно, что неконтролируемая эмиссия «пластика» может привести к мультипликации денежной массы. Механизмы мультипликации могут быть разными – от «офф-лайновой» эмиссии (в случае использования смарт-карт и, в частности, электронных кошельков) до массового выпуска кредитных карт.
В экономической литературе последних лет широко обсуждаются социальные последствия применения кредитных карт. Причем наиболее распространены взгляды экономистов, рассматривающих преимущества и недостатки их использования с позиций потребителя. Критики полагают, что они «подстрекают» людей совершать «сверхтраты», перерасход собственных средств, увеличивая размер долга компаниям и банкам. Например, в Великобритании в настоящее время около 3/4 владельцев кредитных карт не погашают кредит в течение срока беспроцентного пользования ссудой и поэтому платят проценты.
Долг населения США по кредитным картам также весьма значителен. Доля кредита, предоставленного по ним, в общем объеме потребительских ссуд с рассрочкой платежа возросла за последние 20 лет с 3,6 до 25%.
Мошенничества с картами – весьма распространенный и очень многогранный вид преступлений. К основным источникам потерь от мошенничества следует отнести:
Рассмотрим эти ситуации более подробно.
Такая ситуация возникает, когда карта выдается на основе заявления на получение, содержащего заведомо ложные сведения о клиенте (или на основании подложных документов). Потери могут возникнуть лишь при получении таким путем незастрахованной (т. е. без внесения страхового депозита) кредитной карты.
Это наиболее распространенный вид мошенничества. В западных странах теряется и крадется примерно 0,5% выданных карт, из них 15% используется с мошенническими целями. Однако подобное нелегальное использование карт становится затруднительным, поскольку все большее количество предприятий торговли и сервиса оснащается POS-терминалами. Установление наряду с этим нулевого значения торгового лимита требует введения ПИН-кода при каждой транзакции, что существенно уменьшает возможность использования похитителем чужой карты. В случае же голосовой авторизации тщательная проверка подлинности подписи также может дать определенные результаты. То же самое можно сказать и о мерах централизованного контроля со стороны платежной системы. В настоящее время банк имеет возможность установить детализированные контрольные параметры для каждого держателя карты (число покупок в день, интервал между покупками, пороговые суммы и т. д.), при переходе через которые центр авторизации перед утверждением очередной транзакции вступит в непосредственный контакт по телефону с предъявителем карты и попытается идентифицировать его. Идентификация обычно осуществляется с помощью вопросов личного характера, ответы на которые, как правило, не могут быть известны посторонним. Подобная информация специально запрашивается при выдаче карты и хранится в базе данных центра авторизации.
Центры применяют также системы экспертного характера, способные зарегистрировать несанкционированное использование карты, основываясь на «торговом почерке» держателя, т.е. на статистически обобщенных данных, характеризующих его покупательские привычки и особенности. По данным зарубежных источников, значительная часть краж происходит на этапе пересылки карты клиенту и совершается сотрудниками банков. Банки в англоязычных странах ежегодно увольняют по дисциплинарным причинам около 1% своих служащих. Не вызывает сомнений, что определенная часть уволенных имеет отношение к несанкционированным снятиям денег через банкоматы. Бороться с подобными явлениями можно, прежде всего путем комплексного повышения уровня безопасности в банке, введения двойных независимых процедур контроля.
Поддельные карты используются в первую очередь в точках обслуживания с ручной обработкой. Подобные карты внешне зачастую трудно отличить от настоящих. В качестве меры борьбы используют специальные средства для нанесения изображений. В свое время это был специальный шрифт для тиснения цифр номера карты, затем специальные символы, которые отсутствуют в наборе обычного эмбоссера. Позже ввели голограммы, а также микропечать и другие графические средства защиты, используемые при изготовлении ценных бумаг. Одним из последних нововведений стали специальные изображения на картах, видимые только в ультрафиолетовом свете. Все эти методы в том или ином сочетании используются не только платежными системами, но и отдельными крупными эмитентами.
Достаточно сложная ситуация возникает, когда сотрудники предприятия обслуживания вступают в преступный сговор с лицами, изготавливающими поддельные карты, или делают это сами, или просто фальсифицируют акты приема карт и оформляют подложные чеки. Во всех этих случаях эмитенту бывает непросто доказать нарушение правил обслуживания карты.
Искажение сведений держателями кредитных карт принимает форму заявлений клиентов о «неснятии денег со счета». Проблема заключается в том, что при этом зачастую именно банк должен документально опровергнуть это. Так, в США Федеральная Резервная Система приняла постановление, в котором банкам предписано возмещать деньги во всех спорных случаях, если они не в состоянии доказать, что клиентом совершено мошенничество.
Рассматривая банковскую
пластиковую карту как
К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.
Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Эта проблема тесно связана с еще одной большой проблемы российского карточного рынка – преодоления регионального разрыва.
Из отчета Банка России:
«Во многом возможность повседневного
использования платежных
Инфраструктура обслуживания платежных карточек в основном сосредоточена в столице региона (более 60%) и в других городах региона (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Проблема инфраструктурного отставания регионов выходит далеко за пределы карточного рынка. Не случайно повышение доступности розничных финансовых услуг возведено сегодня в ранг национального проекта. Банки не идут в глубинку по целому ряду причин. Во-первых, этот сегмент розничного рынка явно не относится к категории самых прибыльных, а пока есть возможность побороться с конкурентами за более сладкие куски пирога. Во-вторых, эффективная работа в этом сегменте требует применения нестандартных подходов к организации продаж и нестандартных технологий. Наконец, в-третьих, здесь необходима серьезная предварительная проработка в области повышения финансовой грамотности населения и его готовности в восприятии современных банковских услуг. Совершенно очевидно, что при существующем положении вещей банки доберутся до небольших населенных пунктов еще очень нескоро. Ускорить процесс сегодня могут лишь коллективные усилия государства, банковских ассоциаций и самих банков. Но готовы ли стороны к сотрудничеству остаётся вопросом.
Судя по представленной Центробанком статистике, в 2010 г. российский рынок банковских карточек в целом сохранил тенденции, которые были характерны для него в последние несколько лет (табл. 2).
Во-вторых, финансовый кризис 2008 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.
Таблица 2.
Степень насыщенности карточных рынков в России и ряде экономически развитых стран: количество карточек в расчете на одного жителя по состоянию на конец 2009г.16
Страна |
Карточки с функцией снятия наличных |
Карточки с платежной функцией |
В том числе: карточки с кредитной функциональностью |
Франция |
1,31 |
1,26 |
Н. д. |
Германия |
1,37 |
1,37 |
0,26 |
Италия |
0,60 |
1,04 |
0,50 |
Япония |
3,52 |
5,19 |
2,14 |
Великобритания |
2,73 |
2,35 |
1,16 |
США |
3,25 |
5,20 |
4,30 |
Россия |
0,38 |
0,38 |
0,02 |
В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. 80% объема операций, производимых российскими эмитентами, сегодня приходятся на карточки международных платежных систем, в первую очередь – Visa и MasterCard. Российские системы, даже наиболее развитые «Сберкарт», «Золотая Корона», «Юнион Кард» пока серьезно уступают зарубежным конкурентам. Всего в России существует порядка 40 региональных и локальных платежных систем. Между тем в платежах, которые производятся с помощью карточек международных систем, долю в 98% составляют платежи, сделанные на территории РФ.
Четвертой проблемой
нужно выделить проблему безопасности.
Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается
тенденция перехода с магнитных
карт на смарт-карты, что, безусловно, способствует повышению степени безопасности
расчетов в целом. Доля карт с микропроцессором
(чипом), выпущенных российскими банками,
до сих пор невелика. Вместе с тем интеллектуальный
«пластик» намного лучше защищен от мошенников,
чем карта с магнитной полосой. Сетуя на
то, что внедрять высокие технологии в
«пластиковый» бизнес довольно дорого,
кредитные организации, тем не менее, медленно,
но верно переводят свои карты на чипы.
Стойкий микропроцессор привычная фактически
для каждого россиянина банковская карточка
с магнитной полосой уже достаточно давно
вызывает удивление в странах Европы.
Принципиальная разница между чипом и
магнитной полосой — это уровень безопасности,
который смарт-карта дает своему владельцу.
Еще не поступало информации о подделке
чипа. Вместе с тем наличие микропроцессора
на «пластике» — это еще и ряд других дополнительных
преимуществ. Чип не так подвержен механическим
повреждениям, как магнитная полоса, и
это увеличивает срок действия банковской
карты. Кроме того, микропроцессор дает
возможность расширить объем дополнительных
услуг, предоставляемых держателям карт,
за счет размещения на нем не финансовых
приложений для участия в программах лояльности,
бонусных программах и многого другого.
Для пользователей карточными
услугами особенной разницы между магнитом и чипом нет, разве
что при проведении трансакции с последним
необходимо введение ПИН-кода. На этом
«настаивает» современное оборудование
по приему карт в магазинах. Не всем клиентам
это может быть удобно, особенно если у
человека несколько карт. Многие помнят
ПИН-код лишь от зарплатной карты, с которой
снимают наличные, а другие карты привыкли
использовать только для безналичных
расчетов. И просьба ввести ПИН в магазине
застает их врасплох. Кроме того, при введении
кода необходима осторожность: его нельзя
показывать третьим лицам, в том числе
продавцам.
В России смарт-карт
пока не так много. Примерно половина российских
банков, выпускающих карты MasterCard, сертифицирована
на чип, — сообщили эксперты в платежной
системе. — На сегодняшний день примерно
каждая третья карта, выпущенная в РФ,
оборудована микропроцессором».
Практически во всех опрошенных кредитных
организациях признали, что микропроцессорная
карта — более совершенный и безопасный
продукт, чем традиционная с магнитной
полосой. Но также посетовали, что выпускать
«умный пластик» — дело накладное. Visa
и MasterCard всячески приветствуют распространение
смарт-карт. «В ряде случаев они даже готовы
взять на себя часть расходов банка по
установке соответствующего оборудования,
— заявили в одной кредитной организации.
— Кроме того, платежные системы активно
проводят совместные маркетинговые акции
по популяризации чиповых карт». Вместе
с тем платежные системы не могут принуждать
российские финансовые институты переходить
на смарт-технологии. «Сегодня решение
о выпуске или обслуживании чиповых карт
каждым банком принимается самостоятельно
на основании понимания экономических
выгод, — сообщили в Visa. — Для этого банку
необходимо ответить на ряд вопросов.
Часто ли держатели его карт выезжают
за рубеж? Как часто они расплачиваются
картой в сети Интернет? Планируется ли
введение каких-то бонусных или дисконтных
программ по этим картам? Какие карты составляют
большую часть портфеля — зарплатные
или розничные? Насколько активны карты
банка в торгово-сервисной сети? Каков
уровень мошенничества по ним?». Свобода
выбора у банков есть, но, тем не менее,
1 января 2010 года в регионе СЕМЕА (куда
входит и Россия) Visa ввела Liability Shift — так
называемое правило переноса ответственности.
«С этого момента ответственность за мошеннические
операции по картам Visa несет та сторона
— банк-эмитент или банк-эквайер, которая
не перешла на микропроцессорные технологии»,
— подчеркивают в платежной системе.
Несмотря на дороговизну новейших технологий, российские банки прекрасно понимают, что в дальнейшем чиповые карты будут востребованы. И строят планы на будущее исходя из этого.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России