Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью Дипломной работы является изучение основ организации и практической реализации операций с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере ЗАО ВТБ24.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики.
Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России.
Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……………………
Глава 1. Место и роль пластиковых карт
1.1История становления и развития пластиковых карт…………..........
1.2Виды и классификация пластиковых карт……………………………..
1.3 Правовое регулирование в области пластиковых карт………
1.4Функционирование пластиковых карт….…………………….
Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в России
2.1История становления и развития пластиковых карт в России……….
2.2Анализ современного состояния рынка пластиковых карт……….……….
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ЗАО ВТБ24…………
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 3.1 Проблемы развития рынка пластиковых карт в России…………… 3.2 Перспективы развития рынка пластиковых карт в России Заключение……………………………………………………………………… Список используемых источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Новый диплом ВТБ.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)
    • Контроль за эмиссией денежных средств

Карта может стать  не только инструментом, сокращающим оборот наличных денежных средств в государстве. Общеизвестно, что неконтролируемая эмиссия «пластика» может привести к мультипликации денежной массы. Механизмы мультипликации могут быть разными – от «офф-лайновой» эмиссии (в случае использования смарт-карт и, в частности, электронных кошельков) до массового выпуска кредитных карт.

    • Риск некорректного использования карт

В экономической литературе последних лет широко обсуждаются социальные последствия применения кредитных карт. Причем наиболее распространены взгляды экономистов, рассматривающих преимущества и недостатки их использования с позиций потребителя. Критики полагают, что они «подстрекают» людей совершать «сверхтраты», перерасход собственных средств, увеличивая размер долга компаниям и банкам. Например, в Великобритании в настоящее время около 3/4 владельцев кредитных карт не погашают кредит в течение срока беспроцентного пользования ссудой и поэтому платят проценты.

Долг населения США по кредитным картам также весьма значителен. Доля кредита, предоставленного по ним, в общем объеме потребительских ссуд с рассрочкой платежа возросла за последние 20 лет с 3,6 до 25%.

    • Мошенничество с пластиковыми картами.

Мошенничества с картами – весьма распространенный и очень многогранный вид преступлений. К основным источникам потерь от мошенничества следует отнести:

  • мошенничество при получении карт;
  • использование украденных или утерянных карт;
  • подделку карт;
  • искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.

Рассмотрим эти ситуации более подробно.

    1. Мошенничество при получении карт.

Такая ситуация возникает, когда карта выдается на основе заявления на получение, содержащего заведомо ложные сведения о клиенте (или на основании подложных документов). Потери могут возникнуть лишь при получении таким путем незастрахованной (т. е. без внесения страхового депозита) кредитной карты.

    1. Использование украденных или утерянных карт.

Это наиболее распространенный вид мошенничества. В западных странах теряется и крадется примерно 0,5% выданных карт, из них 15% используется с мошенническими целями. Однако подобное нелегальное использование карт становится затруднительным, поскольку все большее количество предприятий торговли и сервиса оснащается POS-терминалами. Установление наряду с этим нулевого значения торгового лимита требует введения ПИН-кода при каждой транзакции, что существенно уменьшает возможность использования похитителем чужой карты. В случае же голосовой авторизации тщательная проверка подлинности подписи также может дать определенные результаты. То же самое можно сказать и о мерах централизованного контроля со стороны платежной системы. В настоящее время банк имеет возможность установить детализированные контрольные параметры для каждого держателя карты (число покупок в день, интервал между покупками, пороговые суммы и т. д.), при переходе через которые центр авторизации перед утверждением очередной транзакции вступит в непосредственный контакт по телефону с предъявителем карты и попытается идентифицировать его. Идентификация обычно осуществляется с помощью вопросов личного характера, ответы на которые, как правило, не могут быть известны посторонним. Подобная информация специально запрашивается при выдаче карты и хранится в базе данных центра авторизации.

Центры применяют также системы экспертного характера, способные зарегистрировать несанкционированное использование карты, основываясь на «торговом почерке» держателя, т.е. на статистически обобщенных данных, характеризующих его покупательские привычки и особенности. По данным зарубежных источников, значительная часть краж происходит на этапе пересылки карты клиенту и совершается сотрудниками банков. Банки в англоязычных странах ежегодно увольняют по дисциплинарным причинам около 1% своих служащих. Не вызывает сомнений, что определенная часть уволенных имеет отношение к несанкционированным снятиям денег через банкоматы. Бороться с подобными явлениями можно, прежде всего путем комплексного повышения уровня безопасности в банке, введения двойных независимых процедур контроля.

    1. Подделка карт

Поддельные карты используются в первую очередь в точках обслуживания с ручной обработкой. Подобные карты внешне зачастую трудно отличить от настоящих. В качестве меры борьбы используют специальные средства для нанесения изображений. В свое время это был специальный шрифт для тиснения цифр номера карты, затем специальные символы, которые отсутствуют в наборе обычного эмбоссера. Позже ввели голограммы, а также микропечать и другие графические средства защиты, используемые при изготовлении ценных бумаг. Одним из последних нововведений стали специальные изображения на картах, видимые только в ультрафиолетовом свете. Все эти методы в том или ином сочетании используются не только платежными системами, но и отдельными крупными эмитентами.

    1. Искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.

Достаточно сложная ситуация возникает, когда сотрудники предприятия обслуживания вступают в преступный сговор с лицами, изготавливающими поддельные карты, или делают это сами, или просто фальсифицируют акты приема карт и оформляют подложные чеки. Во всех этих случаях эмитенту бывает непросто доказать нарушение правил обслуживания карты.

Искажение сведений держателями кредитных карт принимает форму заявлений клиентов о «неснятии денег со счета». Проблема заключается в том, что при этом зачастую именно банк должен документально опровергнуть это. Так, в США Федеральная Резервная Система приняла постановление, в котором банкам предписано возмещать деньги во всех спорных случаях, если они не в состоянии доказать, что клиентом совершено мошенничество.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный  инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для  самого клиента – это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность – начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий – расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков – расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий – и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского  пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный  инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению  с другими развитыми странами находится на низком уровне. Эта  проблема тесно связана с еще  одной большой проблемы российского карточного рынка – преодоления регионального разрыва.

Из отчета Банка России: «Во многом возможность повседневного  использования платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей  данные платежные карточки. На сегодняшний  день более 60% электронных терминалов, импринтеров, установленных в предприятиях торговли (услуг), банкоматов, используемых при оплате товаров (работ и услуг), приходится на восемь регионов из 79. При этом на Москву и Московскую область приходится почти 45%.

Инфраструктура обслуживания платежных карточек в основном сосредоточена в столице региона (более 60%) и в других городах региона (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Проблема инфраструктурного отставания регионов выходит далеко за пределы карточного рынка. Не случайно повышение доступности розничных финансовых услуг возведено сегодня в ранг национального проекта. Банки не идут в глубинку по целому ряду причин. Во-первых, этот сегмент розничного рынка явно не относится к категории самых прибыльных, а пока есть возможность побороться с конкурентами за более сладкие куски пирога. Во-вторых, эффективная работа в этом сегменте требует применения нестандартных подходов к организации продаж и нестандартных технологий. Наконец, в-третьих, здесь необходима серьезная предварительная проработка в области повышения финансовой грамотности населения и его готовности в восприятии современных банковских услуг. Совершенно очевидно, что при существующем положении вещей банки доберутся до небольших населенных пунктов еще очень нескоро. Ускорить процесс сегодня могут лишь коллективные усилия государства, банковских ассоциаций и самих банков. Но готовы ли стороны к сотрудничеству остаётся вопросом.

Судя по представленной Центробанком статистике, в 2010 г. российский рынок банковских карточек в целом сохранил тенденции, которые были характерны для него в последние несколько лет (табл. 2).

Во-вторых, финансовый кризис 2008 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

Таблица 2.

Степень насыщенности карточных  рынков в России и ряде экономически развитых стран: количество карточек в  расчете на одного жителя по состоянию  на конец 2009г.16

Страна

Карточки с функцией снятия наличных

Карточки с платежной функцией

В том числе: карточки с кредитной функциональностью

Франция

1,31

1,26

Н. д.

Германия

1,37

1,37

0,26

Италия

0,60

1,04

0,50

Япония

3,52

5,19

2,14

Великобритания

2,73

2,35

1,16

США

3,25

5,20

4,30

Россия

0,38

0,38

0,02


 

В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. 80% объема операций, производимых российскими эмитентами, сегодня приходятся на карточки международных платежных систем, в первую очередь – Visa и MasterCard. Российские системы, даже наиболее развитые «Сберкарт», «Золотая Корона», «Юнион Кард» пока серьезно уступают зарубежным конкурентам. Всего в России существует порядка 40 региональных и локальных платежных систем. Между тем в платежах, которые производятся с помощью карточек международных систем, долю в 98% составляют платежи, сделанные на территории РФ.

Четвертой проблемой  нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается  тенденция перехода с магнитных  карт на смарт-карты, что, безусловно, способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. Доля карт с микропроцессором (чипом), выпущенных российскими банками, до сих пор невелика. Вместе с тем интеллектуальный «пластик» намного лучше защищен от мошенников, чем карта с магнитной полосой. Сетуя на то, что внедрять высокие технологии в «пластиковый» бизнес довольно дорого, кредитные организации, тем не менее, медленно, но верно переводят свои карты на чипы. 
Стойкий микропроцессор привычная фактически для каждого россиянина банковская карточка с магнитной полосой уже достаточно давно вызывает удивление в странах Европы. Принципиальная разница между чипом и магнитной полосой — это уровень безопасности, который смарт-карта дает своему владельцу. Еще не поступало информации о подделке чипа. Вместе с тем наличие микропроцессора на «пластике» — это еще и ряд других дополнительных преимуществ. Чип не так подвержен механическим повреждениям, как магнитная полоса, и это увеличивает срок действия банковской карты. Кроме того, микропроцессор дает возможность расширить объем дополнительных услуг, предоставляемых держателям карт, за счет размещения на нем не финансовых приложений для участия в программах лояльности, бонусных программах и многого другого.

Для пользователей карточными услугами особенной разницы между магнитом и чипом нет, разве что при проведении трансакции с последним необходимо введение ПИН-кода. На этом «настаивает» современное оборудование по приему карт в магазинах. Не всем клиентам это может быть удобно, особенно если у человека несколько карт. Многие помнят ПИН-код лишь от зарплатной карты, с которой снимают наличные, а другие карты привыкли использовать только для безналичных расчетов. И просьба ввести ПИН в магазине застает их врасплох. Кроме того, при введении кода необходима осторожность: его нельзя показывать третьим лицам, в том числе продавцам. 
         В России смарт-карт пока не так много. Примерно половина российских банков, выпускающих карты MasterCard, сертифицирована на чип, — сообщили эксперты в платежной системе. — На сегодняшний день примерно каждая третья карта, выпущенная в РФ, оборудована микропроцессором». 
Практически во всех опрошенных кредитных организациях признали, что микропроцессорная карта — более совершенный и безопасный продукт, чем традиционная с магнитной полосой. Но также посетовали, что выпускать «умный пластик» — дело накладное. Visa и MasterCard всячески приветствуют распространение смарт-карт. «В ряде случаев они даже готовы взять на себя часть расходов банка по установке соответствующего оборудования, — заявили в одной кредитной организации. — Кроме того, платежные системы активно проводят совместные маркетинговые акции по популяризации чиповых карт». Вместе с тем платежные системы не могут принуждать российские финансовые институты переходить на смарт-технологии. «Сегодня решение о выпуске или обслуживании чиповых карт каждым банком принимается самостоятельно на основании понимания экономических выгод, — сообщили в Visa. — Для этого банку необходимо ответить на ряд вопросов. Часто ли держатели его карт выезжают за рубеж? Как часто они расплачиваются картой в сети Интернет? Планируется ли введение каких-то бонусных или дисконтных программ по этим картам? Какие карты составляют большую часть портфеля — зарплатные или розничные? Насколько активны карты банка в торгово-сервисной сети? Каков уровень мошенничества по ним?». Свобода выбора у банков есть, но, тем не менее, 1 января 2010 года в регионе СЕМЕА (куда входит и Россия) Visa ввела Liability Shift — так называемое правило переноса ответственности. «С этого момента ответственность за мошеннические операции по картам Visa несет та сторона — банк-эмитент или банк-эквайер, которая не перешла на микропроцессорные технологии», — подчеркивают в платежной системе.      

Несмотря на дороговизну  новейших технологий, российские банки прекрасно понимают, что в дальнейшем чиповые карты будут востребованы. И строят планы на будущее исходя из этого.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России