Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить современные проблемы и оценить перспективы развития розничных банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику розничных банковских услуг и их виды;
- проанализировать рынок розничных банковских услуг в РФ;
- выявить проблемы продвижения банковских услуг в РФ и наметить пути их решения;
- оценить перспективы и предложить направления дальнейшего качественного развития рынка розничных банковских услуг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Факторы и тенденция развития рынка розничных банковских услуг на современном этапе
1.1 Специфика розничных банковских услуг и их виды
1.2 Риски розничных операций банков в России
1.3 Проблемы продвижения банковских услуг в России
2 Анализ розничных банковских услуг в РФ
2.1 Уровень спроса на наличные деньги при совершении розничных платежей
2.2 Анализ платежей с использованием платежных карт
2.3 Анализ платежей с использованием сети Интернет и мобильных телефонов
3 Пути продвижения розничных банковских услуг в РФ
3.1 Основные направления развития банковского розничного рынка
3.2 Пути продвижения банковских розничных услуг на рынок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вследствие такой специфики развития банковской отрасли многие российские компании – разработчики розничных систем никогда не занимались созданием полнофункциональных решений – еще два-три года назад на них просто не было спроса. И сейчас, когда розничный сектор переживает столь динамичную эволюцию, справиться с этой задачей настолько быстро, насколько этого требует рынок, не представляется возможным. Решение проблемы возможно в создании эффективной розничной ИТ-инфраструктуры. По мнению автора, она должна быть представлена тремя базовыми компонентами:
- автоматизированная банковская система (роз-ничная система), обеспечивающая формирование массовых банковских продуктов и их быстрый вывод на рынок;
- полнофункциональная процессинговая система (розничный процессинг), выступающая в качестве среды интеграции всех каналов обслуживания клиентов и финансовых продуктов;
- специализированные функциональные продукты (системы сбора и обработки информации о клиентах, кредитного скоринга, CRM-решения, центры телефонного обслуживания), связанные соответствующими интерфейсами с остальными компонентами и ядром банковской системы.
Неоспоримо, что основной составляющей программного решения всегда является конкретный продукт. Вне зависимости от того, о каком из перечисленных выше компонентов идет речь, он должен удовлетворять некоторым базовым критериям, отвечающим за эффективность системы:
- решения должны обеспечивать максимально быструю разработку и вывод на рынок новых финансовых продуктов. При этом речь идет не столько об экзотических продуктах, сколько о самых массовых и распространенных.
Банки вынуждены конкурировать в условиях очень ограниченного набора предлагаемых продуктов. Быстро ответить на вызов конкурента, предложив такой же вид кредита, но более качественный сервис, сегодня важнее, чем выпустить на рынок какую-нибудь систему погашения задолженности через мобильный телефон, которую если и оценят, то лишь самые «продвинутые» клиенты. Итак, первый критерий – скорость;
- решения должны расти вместе
с бизнесом банка, обеспечивая ему запас
прочности на несколько лет вперед. Срок
окупаемости розничных проектов составляет
пять-семь лет, а замена системы тем сложнее,
чем бoльшие объемы бизнеса она поддерживает.
Так что, с одной стороны, бессмысленно
изначально приобретать заведомо избыточную
по мощности систему.
Второй критерий – масштабируемость;
- решения должны максимально быстро и безболезненно интегрироваться в существующую информационную инфраструктуру банка. Иначе перестает соблюдаться такое важное условие, как сохранение инвестиций. Третий критерий – высокая адаптивность.
Сегодня в проектах создания технологии для розничного банковского бизнеса явное предпочтение отдается западным системам. Рассмотрение в качестве основной АБС для обеспечения развития розницы российской системы является скорее исключением. И это уже не покупка модной «диковинки», как это зачастую было в середине 90-х, а вполне осознанный выбор.
Во-первых, с учетом особых требований и масштаба внедрения иностранные системы оказываются ненамного дороже российских.
Во-вторых, покупая иностранную систему, банки предполагают, что вместе с ней они покупают опыт реализации технологии для розничного бизнеса, которая была создана на основе системы в аналогичной рыночной ситуации за рубежом.
В-третьих,
в некоторых случаях
С какими проблемами сталкиваются банки при внедрении иностранных систем для розничного банка? Как с наименьшими потерями времени и средств с ними справиться?
Сложности две. Одна – характерна для любых крупных проектов. Внедрение банковских систем в крупных организациях, имеющих развитую или развивающуюся филиальную сеть, – это непростая задача и организационно, и технически.
Вторая – это, конечно, российские особенности: российский учет, отчетность, касса, безналичные расчеты и традиционные продукты. Несмотря на планы по введению международных стандартов финансовой отчетности, вести учет в российских стандартах предстоит еще значительное время. К тому же пока не до конца понятно, что будет называться международными стандартами в России. Доработка или настройка иностранных систем под российские особенности – это весомая прибавка к работам по проекту, однако вполне реализуемая. Проще или сложнее, зависит от конкретной системы и особых требований конкретного банка. Главное – выбрать наиболее подходящую для конкретного банка систему, внимательно изучить ее базовые возможности, правильно на основе знаний о возможностях сис-темы и российской специфики сформулировать требования по доработке и реализовать их так, чтобы не разрушить изначальные возможности системы.
Итак, на сегодняшний день, несмотря на значительные трудозатраты на локализацию (адаптацию к российской специфике), наличие успешных внедрений в масштабах развитого рынка банковских услуг в большинстве случаев является для банков решающим аргументом в пользу иностранных, международно признанных банковских информационных систем. К тому же система с известным иностранным именем обеспечивает дополнительный комфорт для привлечения как западных денег, так и опыта, поскольку реальный эффект достигается не от покупки известного лейбла, а от профессиональной локализации и внедрения. В этом смысле и для российских вендоров АБС далеко не все потеряно. По сути функциональных возможностей они приближаются к мировым аналогам. И пусть в настоящий момент они еще не взяли планку автоматизации крупных розничных банков, это, безусловно, рано или поздно произойдет. И тогда вполне возможно, они станут полноценными конкурентами иностранным решениям не только в России, но и на мировом рынке банковских технологий.
2 Анализ розничных банковских услуг в РФ
2.1 Уровень
спроса на наличные деньги
при совершении розничных
В рамках настоящей работы проведен анализ российского рынка розничных платежных услуг, предоставляемых физическим юридическим лицам, включающих услуги по переводу денежных средств (без открытия банковского счета, с использованием платежных карт, на основании распоряжений, представленных в кредитную организацию через сеть Интернет и с использованием мобильных телефонов, с привлечением банковских платежных агентов), по приему платежей через платежных агентов, а также по приему платежей наличными деньгами ( по данным Росстата).
Проведенный анализ российского
рынка розничных платежных
Оборот
розничной торговли, платных услуг
населению и общественного
в розничном товарообороте в 2012 году составила 20,2 процентов, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 3,7 процентного пункта.
В 2012 году наибольшую долю (51,2 процентов) в объеме безналичных розничных платежей составили переводы физических лиц без открытия банковского счета. Доля безналичных розничных платежей с использованием платежных карт составила 39,1 процентов, с использованием сети Интернет и мобильных телефонов – 9,7 процентов.
Анализ динамики объемов розничного товарооборота, наличных и безналичных розничных платежей в 2012 году по сравнению с 2011 годом свидетельствует о том, что темп прироста совокупного объема розничного товарооборота, розничных платежей за товары и услуги наличными деньгами и безналичных розничных платежей за товары и услуги составил соответственно 14,9 процентов, 17,2 процентов и 41,7 процентов.
Уровень спроса на наличные деньги при совершении розничных платежей. По состоянию на 1 января 2013 года объем наличных денег в обращении вне банков (денежный агрегат М0) составил 5,9 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 года на 0,9 трлн. рублей. В расчете на 1 жителя России данный показатель увеличился на 5,8 тысяч рублей и составил 41,5 тысячи рублей. Вместе с тем, динамика показателя, характеризующего долю наличных денег в обращении вне банков (денежный агрегат М0) в общей денежной массе (денежный агрегат М2), свидетельствует о снижении потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах для совершения расчетов - с 26,4 процентов в 2010 году до 24,2 процентов в 2012 году.
Объем поступлений наличных денег в кассы структурных подразделений Банка России и кредитных организаций в 2012 году составил 31,6 трлн. рублей, что превышает показатель 2011 года на 23,2 процентов.
Наибольшую совокупную долю (50,5 процентов, или 16 трлн. рублей) в общем объеме поступлений наличных денег составили поступления за проданные потребительские товары (34,2 процентов, рост по сравнению с 2011 годом на 19,6 процентов) и оказанные услуги (10,2 процентов, рост на 10,1 процентов), приобретенную физическими лицами иностранную валюту (4,7 процентов, рост на 27,8 процентов) и недвижимость (1,4 процентов, рост на 36,7 процентов).
Увеличение объемов указанных поступлений наличными деньгами обусловлено ростом денежных доходов населения и совокупного спроса на товары и услуги. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил 100,8 процентов. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг в структуре использования денежных доходов населения в 2012 году составила 73,8 процентов, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 3,9 процентного пункта.
Структура
безналичных розничных
2.2 Анализ
платежей с использованием
Важным параметром, оказывающим влияние на развитие платежей с использованием платежных карт, является их распространенность. В этой связи стоит отметить, что в 2012 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития, как сферы эмиссии, так и сферы эквайринга. Количество эмитированных карт выросло на 38,5 процентов, а количество и объем операций с платежными картами - на 30 процентов. Кроме того, с 2010 по 2012 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 2,5 процентов до 5,9 процентов.
Таблица 1 - Показатели, характеризующие развитие российского рынка платежных карт
2011г |
2012г | |
Количество эмитированных платежных карт, на конец года (тыс.шт.) |
144 479 |
200 170 |
Количество эмитированных платежных карт на одного жителя, на конец года (шт.) |
1,02 |
1,40 |
Количество операций, совершенных с использованием платежных карт* (млн. ед.) |
3 174,5 |
4 135,8 |
Среднее количество операций, осуществленное по 1 карте* (ед.) |
22,0 |
20,7 |
Объем операций, совершенных с использованием платежных карт* (млрд.руб.) |
13 012,8 |
16 909,3 |
Средний объем операций, осуществленных по 1 карте* (тыс. руб.) |
90,1 |
84,5 |
Отношение объема безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт** на территории России, к ВВП (%) |
3,9 |
5,9 |
Доля безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт на территории России, в розничном товарообороте (%)** |
5,2 |
7,9 |
* Включены операции, совершенные с платежными картами, эмитированными банками – резидентами.
** Включены операции, совершенные с платежными картами, эмитированными как на территории России, так и за рубежом.
Увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте с 3,8 процентов до 7,9 процентов (таблица 1). Как и в предыдущие годы, структура российского рынка платежных карт включает в себя расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные карты, среди которых в 2012 году наибольшую долю составляли расчетные (дебетовые) карты (почти 73,9 процентов или 147,9 млн. карт), а доля кредитных карт в общем количестве эмитированных карт составила 7,5 процентов или 15,0 млн. карт. Следует отметить, что в 2012 году существенно (в 5,6 раза) увеличилось количество предоплаченных карт, и их доля составила 18,6 процентов или 37,3 млн. карт. Во многом это связано с увеличением количества и объема операций по оплате товаров и услуг (услуг мобильной связи, коммунальных платежей) посредством сети Интернет и мобильных телефонов, при совершении которых предпочтение отдается предоплаченным картам.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг