Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:07, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики ее развитие, пространственная дифференциация
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Определение сущности хозяйственной оценки социальной политики в развитых странах.
Введение 3
1. Социальное неравенство и концепции благосостояния 5
2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы. 14
3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран) 27
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Содержание
Введение
Бедность как явление, сопутствующее всем экономическим системам, существовала во все времена.
Массовая бедность как социальное явление возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство в распределении богатств. Причины, вызывавшие пауперизм - массовую бедность - в ту или иную эпоху, различны. В древности и в средние века главными причинами пауперизма были неурожаи, эпидемии, наводнения, пожары, а также войны и недочеты государственного управления. Отдельные исторические эпохи отличались особым размахом пауперизма: например, время упадка Римской республики, а затем войны времен империи, когда в Риме сосредоточивалась масса безработных и неимущего люда, получавших от правительства хлеб и мясо.
Наиболее масштабной
задачей социально ориентированной
экономики государства в
Объектом данного исследования являются социальная политика, как основа экономического, социального и экологического существования государства
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики ее развитие, пространственная дифференциация
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
В данной работе использовался метод агрегирования. В качестве агрегатов используются показатели общего уровня цен, занятости, общего количества товаров и услуг, совокупные доходы, совокупное потребление и сбережение.
Теме нашей курсовой работы были посвящены труды таких ученых экономистов как: Сакс Дж Макроэкономика (глобальный подход) Самуэльсон П.А. Экономика. Макроэкономика: Учеб. пособие / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталибов и др. М.: Новое знание, 2002. С. 223–236. Макроэкономика: учебник // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Вышэйшая школа, 2007. – с. 42, Кожухарь В.Г.. Социальная защищенность: проблема социальной защиты населения . -М., 2002.- стр-289
Данная тема также хорошо освящена в периодических изданиях: Лучкина. Л. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в России. // Мэ и Мо 2007 №10 с 71 – 78. ., Леоненко П. “Сущность, структура и принципы организации социального рыночного хозяйства” “Экономика Финансы”, №4, 2007г., с.38-47 Сорока И. Социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика как приоритетные модели рынка Экономика Финансы, №5, 2007 г. стр – 23-28,
1. Социальное
неравенство и концепции
Человек является не только рабочей силой, фактором производства, но и целью производства и экономики в целом. Более того, при современном типе производства без социальной устойчивости, без мира вообще невозможно развитие экономики. Основным источником для существования и удовлетворения потребностей человека выступает его доход. Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.
Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между “социальной справедливостью” и “экономической эффективностью”
К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов-, они носят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?
Сегодня возможность
получения более высоких
В конвенции Международной организации труда (МОТ) «Об основных целях и нормах социальной политики» отмечается, что человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилье, медицинское и социальное обеспечение), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Он также имеет право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности, вдовства или иного способа утраты средств к существованию по обстоятельствам, не зависящим от него. В силу этого решение социальных проблем приобретает огромно значение для любой страны, а в условиях социально ориентированной модели экономики является основной задачей государства. Более того, уровень и качество жизни населения выступает не только как следствие проводимой в стране социальной политики, но и как результат общего уровня развития этой страны, ее текущей хозяйственной конъюнктуры. И это не случайно. Ведь степень потребления населением материальных и духовных благ обусловливается достигнутым уровнем развития производительных сил и теми социально-экономическими условиями, при которых потребности в этих благах удовлетворяются.
Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Он состоит из различных компонентов: здоровья, питания, жилища, домашнего имущества, услуг, образования, условий труда и отдыха и т.д. При этом важно подчеркнуть наличие двух взаимосвязанных сторон уровня жизни: уровня развития и степени удовлетворения потребностей населения.
Уровень развития характеризует развитость потребностей, которые выступают исходным фактором, побуждающим человека к действию.
Не менее важную роль играет степень удовлетворения потребностей населения, которая определяется сравнением удовлетворенных и желаемых потребностей. В качестве последних могут выступать нормативные потребности (достигнутый уровень потребления человеком определенного продукта питания, уровень потребления населением материальных благ и услуг, желаемый порог потребления, устанавливаемый на основе научных разработок, медицинских рекомендаций и т.д.).
Меры государственного воздействия, связанные с решением социальных проблем, направлены именно на удовлетворение потребностей.
Зачастую понятие «уровень жизни» отожествляется с понятием «благосостояние». И это вполне оправдано, поскольку оба они, различаясь в границах (понятие «уровень жизни» более узкое, поскольку включает не все элементы присущие благосостоянию) совпадают по содержанию.
Благосостояние – это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности.
Благосостояние общества определяется моделью экономического развития, национальными особенностями страны, ее традициями, образом жизни и т.д. При анализе данного понятия необходимо учитывать социально-экономическую зрелость общества, уровень развития общественного производства, его масштабность, сложность. Уровень благосостояния различается в зависимости от того, обладает ли страна развитой, вполне сложившейся производственной инфраструктурой или, напротив, производство и инфраструктура страны находятся в стадии становления. Кроме того, динамичность благосостояния должна увязываться со стабильностью в обществе, с его психологической готовностью к тем или иным преобразованиям.1
Анализируя уровень благосостояния, можно выделить два основных подхода: ресурсный и потребительский. В основу ресурсного подхода заложена идея зависимости благосостояния от величин национального дохода, фонда потребления, а последних – от роста общественного производства, его структуры. Рост национального дохода, с одной стороны, обеспечивает население продовольственными и непродовольственными товарами, а с другой, повышает его реальные доходы. Повышение благосостояния при ресурсном подходе необходимо рассматривать как функцию экономического роста.
В потребительском подходе благосостояние определяется как достигнутый уровень потребления населением благ и услуг, степень удовлетворения в них общественно признанных потребностей. Здесь оно является функцией общественного производства. Иначе говоря, эта категория рассматривается как пассивная, как результат экономического развития, поскольку на первый план выдвигаются элементы благосостояния, связанные с потреблением, объективным неравенством в распределении доходов и богатства.
Главная цель и смысл экономического развития состоит не только в ускорении и устойчивом функционировании экономики, но и в обеспечении каждому человеку возможностей реализовать свой потенциал и вести здоровую, полноценную, активную жизнь. В этой связи становится важным проанализировать и оценить уровень благосостояния с позиций его структуры и степени реализации основных элементов.
Схематично система благосостояния представлена на рис.1.1.
При анализе уровня благосостояния населения важной задачей является оценка влияния на него следующих инструментов:
При анализе инструментов повышения уровня благосостояния речь должна идти не только о денежном аспекте данных категорий, но и об условиях улучшения качества человеческого капитала (долгая и здоровая жизнь, постоянно обновляющиеся знания, полноценность средств существования). Исследование заработной платы как одного из инструментов повышения благосостояния должно основывается на решении проблем повышения оплаты труда, преодоления отраслевой дифференциации, соотношения минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.
При анализе составляющих элементов благосостояния следует выделить степень развития социальной инфраструктуры и ее важнейших отраслей: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта.
В начале XXI в. Республика Беларусь имеет достаточно
высокий – 99,6% – уровень образования взрослого
населения (25 лет и старше). Индекс уровня
образования как одного из составных элементов
развития человеческого потенциала достиг
0,927. На 10 тыс. граждан приходится 302 студента
высших учебных заведений, что сопоставимо
с наиболее развитыми странами Европы.
На 1 тыс. чел., занятых в народном хозяйстве,
приходится
412 чел. с высшим и средним специальным
образованием (18,8% – с высшим, 22,4% – со
средним специальным).
Денежные доходы населения: - оплата труда; - социальные трансферты; - доходы от собственности - другие доходы, включая скрытую оплату труда. Доходы от накопления богатства: - дивиденды; - доходы по ценным бумагам; - проценты по вкладам; - доходы от продажи
недвижимости на вторичном Потребление: - расходы на питание; - расходы на - расходы на услуги. Накопления: - на жилищное строительство; - на приобретение имущества; - денежных сбережений. |
Образование: - дошкольное; - школьное; - профессиональное; начальное; среднее; высшее Здравоохранение: - больничное; - амбулаторное Культура и искусство - библиотеки; - клубные учреждения; - музеи; - профессиональное и любительское искусство. |
Социальная защита - ветеранов и инвалидов; - помощь государства семьям, находящимся за чертой бедности; - поддержка семей с детьми-инвалидами; - поддержка молодежи; - государственное социальное
страхование (социальные - частное социальное страхование. |
Рис. 1.1. Структура и элементы благосостояния3
Создана развитая сеть образовательных
структур всех форм собственности и
условия для обеспечения
По мере развития общества все больше усилий должно направляться на то, чтобы граждане страны были здоровыми на протяжении всей своей жизни и их окружала чистая природная среда. Реализация этих целей предусматривает такие компоненты, как предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Первое предполагает использование чистой воды и здоровой пищи, наличие очистительных систем, сокращение объектов, загрязняющих окружающую среду и наносящих экологический вред. Стимулирование же здорового образа жизни должно быть направлено на то, чтобы каждый занимался спортом, правильно питался, соблюдал меры гигиены и санитарии, не допускал употребление наркотиков, сигарет, алкоголя и т.п.
Информация о работе Проблемы неравенства доходов в рыночной экономике