Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:07, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики ее развитие, пространственная дифференциация
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Определение сущности хозяйственной оценки социальной политики в развитых странах.
Введение 3
1. Социальное неравенство и концепции благосостояния 5
2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы. 14
3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран) 27
Заключение 37
Список использованной литературы 39
• проведение мониторинга заработной платы, отслеживание процессов, связанных с изменением уровня заработной платы, стоимостью жизни, и обеспечение этой информацией участников регулирования организации заработной платы для принятия ими необходимых эффективных мер.
Государственное регулирование организации заработной платы включает два направления: 1) правовое регулирование; 2) создание нормативной базы для организации тарифной системы оплаты труда.
Правовое регулирование заработ
Минимальная заработная плата — социальный норматив, определяющий гарантированный минимум заработной платы (нижняя граница цены рабочей силы), который устанавливается государством в законодательном порядке с целью обеспечения вознаграждения за труд наименьшей сложности и простого воспроизводства рабочей силы. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. МПЗ подлежит обязательной выплате работникам при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении ими трудовых обязанностей (норм труда) на предприятиях всех форм собственности. Месячная МЗП в Республике Беларусь на 1 февраля 2008 г. установлена в размере 208,8 тыс. р. МЗП является основой для определения тарифных ставок оплаты труда, пенсий, стипендий и других социальных выплат. Часовая МЗП установлена в размере 1,24 тыс. р. Тарифная ставка 1-го разряда в бюджетной сфере Беларуси с 1 апреля 2008 г. установлена в размере 73,0 тыс. р.
Критерием определения МЗП является минимальный потребительский бюджет — денежная оценка минимальных благ и услуг, обеспечивающих простое воспроизводство рабочей силы работников путем установления минимальных физиологических и социально-культурных потребностей, которые определяются на основе социальных норм и нормативов потребности человека в питании, предметах одежды, белья, обуви, оплаты жилища, транспорта, связи, минимальных культурных потребностей. МПБ рассчитывается на основе потребительской корзины, которая включает минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичные потребности человека. Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек в расчете на месяц с 1 февраля по 30 апреля 2008 г. в Республике Беларусь составлял 311,05 тыс. р. МПБ применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. На основании стоимости минимальной потребительской корзины устанавливается черта бедности. Международная организация труда установила черту бедности на уровне около 60% от МПБ. Для снижения числа бедных нужно МЗП приближать к МПБ.
Прожиточный (физиологический) минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Бюджет прожиточного (физиологического) минимума — стоимостная величина прожиточного минимума вместе с величиной обязательных платежей и взносов. БПМ как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. БПМ в среднем на душу населения употребляется для расчета государственных пособий семьям, воспитывающим детей; минимальных размеров пенсий; норматива индексации денежных доходов населения с учетом инфляции; служит основным критерием отнесения граждан к категории малообеспеченных. БПМ для трудоспособного населения применяется для определения суммы удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, и базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственных форм собственности и с долей собственности государства в их имуществе.
В расчет БПМ включают затраты на удовлетворение минимальных (только главных) физиологических потребностей и получение основных материальных благ и услуг (продукты питания, одежды, белье, обувь, предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санитарии и гигиены, а также жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, услуги детских дошкольных учреждений). В экономическом смысле минимальный физиологический набор материальных благ и услуг — это набор, удовлетворяющий медицинским требованиям, но составленный из самых дешевых благ и услуг. БПМ в Республике Беларусь с 1 февраля по 30 апреля 2008 г. в среднем на душу населения составлял 200,08 тыс. р. Динамика минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума населения в Республике Беларусь за 2000—2006 гг. представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Среднемесячная заработная плата, минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума населения Республики Беларусь
Показатели |
2000г. |
2005г. |
2006г. |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. р. |
58,9 |
463,7 |
590,7 |
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. р. |
46,7 |
299,3 |
256,5 |
Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц), тыс. р. |
30,1 |
145,7 |
166,2 |
Численность населения
с уровнем располагаемых |
76,8 |
42,6 |
36,1 |
• ниже бюджета прожиточного минимума |
41,9 |
12,7 |
11,1 |
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов: • минимального потребительского бюджета. % |
80,9 |
120,4 |
131,4 |
• бюджета прожиточного минимума, % |
125,6 |
189,5 |
202,9 |
Источник. Республика Беларусь в цифрах. 2007: Краткий статистический сборник. С. 30-31, 104.
Данные табл. 2.3 указывают на положительную динамику заработной платы работников Беларуси, относительное снижение численности населения, которое имеет доходы ниже минимального потребительского бюджета и ниже бюджета прожиточного минимума.
Налогообложение заработной платы физических лиц осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан». Законом определено, что в совокупный налогооблагаемый доход включаются: а) все доходы по месту основной работы (заработная плата, премии и другие выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей, а также доходы, образующиеся в результате предоставления работнику за счет средств предприятия материальных и социальных благ, например оплата медицинских и бытовых услуг, плата за учебу в учебных заведениях и т.д.); б) доходы от выполнения работ по совместительству и на основе договоров подряда, а также доходы от индексации и суммы авторских вознаграждений. Ставки подоходного налога на физических лиц в Республике Беларусь представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Ставки подоходного налога на совокупный годовой доход
Размер облагаемого совокупного годового дохода |
Ставки налогов |
До 240 среднемесячных базовых величин |
9% |
От 240 среднемесячных базовых величин +1 р. до 600 базовых величин |
21,6 среднемесячной базовой величины +15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных базовых величин |
От 600 среднемесячных базовых величин + 1 р. до 840 среднемесячных базовых величин |
75,6 среднемесячной базовой величины + 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных базовых величин |
От 840 среднемесячных базовых величин + 1 р. до 1080 среднемесячных базовых величин |
123,6 среднемесячной базовой величины + 25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных базовых величин |
От 1080 среднемесячных базовых величин |
1 1 83,6 среднемесячной базовой величины + 30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных базовых величин |
Подоходный налог исчисляется и удерживается ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года с суммы облагаемого дохода работника, уменьшенной на доходы, не облагаемые подоходным налогом в соответствии с Инструкцией о порядке начисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.02.2002 № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 8/7956).
Организация тарифной системы оплаты труда включает тарифно-квалификационные справочники, единую тарифную сетку, тарифные ставки и должностные оклады.
Наряду с государственным регулированием организации заработной платы существует договорное регулирование (социальное партнерство).
Социальное партнерство — это совместная деятельность правительства государства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социально-трудовых отношениях и производственной деятельности людей. Предметом договоров являются механизм регулирования оплаты труда, занятость, продолжительность рабочего времени и времени отдыха; условия труда, социальная обеспеченность и социальные гарантии для работников определенной отрасли или территории.
Социальное партнерство строится на следующих принципах: трехсторонность (трипартизм), означающая представительство в переговорном процессе органов власти (государства), профсоюзов и предпринимателей; равенство сторон; доверие в отношениях; соблюдение норм законодательства; добровольность принятия обязательств; ответственность за принимаемые обязательства; полномочность представителей сторон. Система социального партнерства является многоуровневой, так как она охватывает переговоры на национальном, отраслевом, территориальном уровнях, включая предприятия (организации). В условиях интернационализации производства появляется новый вид переговоров — в транснациональных корпорациях.
Равноправными субъектами
социального партнерства
• наемных работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в порядке, установленном законодательством в соответствии с их уставами;
• работодателей (объединений работодателей) — руководители предприятий или другие полномочные представители в соответствии с их уставом, лица и полномочные органы объединений работодателей;
• органов государственной власти — правительство государства или соответствующие органы исполнительной власти и органы местного управления.
В зависимости от уровня переговоров разрабатываются и принимаются генеральные, отраслевые, региональные и транснациональные соглашения, а на уровне предприятия — коллективные договора.
Обязательным условием заключения соглашений и договоров является соблюдение минимальных социальных гарантий, установленных законодательством, а также решений, принятых на более высоком иерархическом уровне по отношению к последующим уровням.
Предметами генерального соглашения являются:
• совершенствование нормативных и правовых актов по организации заработной платы;
• повышение минимального размера оплаты труда;
• приближение минимального размера оплаты труда к минимальному потребительскому бюджету и бюджету прожиточного минимума;
• установление нижней границы доли заработной платы в валовом внутреннем продукте (ВВП) на период действия соглашения;
• соотношение между темпами роста цен на потребительские товары и услуги и темпами роста среднемесячной заработной платы по национальной экономике в целом;
• перечень надбавок и доплат, носящих компенсационный характер, величина которых устанавливается на государственном уровне;
• сроки и объемы выделения бюджетных средств на финансирование отраслей социальной сферы и предприятий, выполняющих государственный заказ;
• порядок компенсации трудящимся потерь от несвоевременной выплаты заработной платы.
На уровне отраслевых соглашений стороны договариваются о минимальном размере тарифных ставок (окладов) по основным категориям работников (работ) отрасли; отраслевой тарифной сетке; формах и системах оплаты труда; минимально гарантируемых работникам доплатах и надбавках, определяемых специфическими условиями труда в отрасли.
На уровне региональных (территориальных) соглашений могут определяться условия оплаты труда, отражающие специфику территории (региональный минимум заработной платы и его соотношение с размером регионального минимального потребительского бюджета); устанавливаться за счет средств местных бюджетов повышенные, по сравнению с законодательством, гарантии и льготы в оплате труда, доплаты компенсационного характера.14
На уровне соглашений
транснациональных корпораций (ТНК)
договоренности сторон носят в своем
большинстве относительный
На уровне коллективного договора предприятия (организации) конкретизируются и дополняются обязательства, принятые в соглашениях более высокого уровня. С учетом финансовых возможностей предприятий в договоре фиксируются тарифные ставки и оклады; формы и системы оплаты труда; организация нормирования труда; размеры надбавок, доплат, денежных вознаграждений и компенсаций; порядок индексации зарплаты; сроки ее выплаты; размеры социальных выплат и льгот; системы участия наемных работников в прибылях и в формировании акционерной собственности.
Профсоюзы должны добиваться включения в генеральные соглашения четкого механизма индексации заработной платы, что будут способствовать повышению эффективности мер по защите интересов наемных работников в вопросе сохранения и повышения покупательной способности заработной платы через соглашения более низкого уровня и коллективные договоры. Предусматривается установление порога индекса потребительских цен, при достижении которого должен осуществляться пересмотр тарифных ставок и окладов в сторону повышения.
Информация о работе Проблемы неравенства доходов в рыночной экономике