Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:07, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики ее развитие, пространственная дифференциация
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Определение сущности хозяйственной оценки социальной политики в развитых странах.
Введение 3
1. Социальное неравенство и концепции благосостояния 5
2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы. 14
3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран) 27
Заключение 37
Список использованной литературы 39
3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран)
Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом Социальная политика изначально сформировавшись для регулирования социальных отношений в рамках капиталистической системы, для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию.
Следующее направление социальной политики — это прямая поддержка доходов населения через систему социального обеспечения. Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населения, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении доходов, а также формируются финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения.
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики и социально-политической системы страны (табл. 3.1) Так, доля средств, расходуемых на социальную защиту, в ВНП в США — 13.8%, Японии — 12%, Великобритании — 20,5%, Франции — 29,4%, ФРГ — 24,3%, Швеции — 33%.
Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.
Рассмотрим источники финансирования в рыночной экономике на следующем примере.
Таблица 3.115.
Распределение поступлений на социальные нужды по источникам финансирования в середине. в % к общей сумме поступлений
Страна |
Потенциальный получатель |
Работодатели |
Государство |
Прочие источники |
США |
22,6 |
34,3 |
23,6 |
19,5 |
Франция |
21,5 |
50,4 |
21,4 |
6,7 |
Швеция |
1,0 |
43,8 |
19,6 |
35,6 |
Великобритания |
17,9 |
23,9 |
49,8 |
8,4 |
Кроме того, каждая страна осуществляет социальную политику по-разному. В США всемерно поощряется предпринимательская активность. Это считается эффективней, чем увеличение выплат из госбюджета, приводящих к росту желающих их получить. Однако для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни. В США существуют две формы социального обеспечения: государственная и частная. Государство отвечает за поддержание минимального уровня помощи, за ее высокую доступность.
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, дай смерти кормильца, на медицинскую помощь, государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям: программы специальной помощи в денежной форме престарелым инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми; пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.
Отличительной чертой государственно-социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет, социальное страхование служит не только гарантией поддержка определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддержать социальную стабильность.
Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях.
Широко распространены системы частного социального страхования по болезни. Например, система «Голубой крест» в США. Великобритания и Скандинавские страны ушли дальше. В Великобритании существует программа социального обеспечения «от колыбели до могилы», по которой предоставляется семье помощь при рождении ребенка, регулярные пособия, выплачиваемые при наступлении совершеннолетия; в течение всей жизни предоставляется практически бесплатная медицинская помощь. Граждане по этой программе получают денежное пособие в случае безработицы, болезни, ухода на пенсию, похорон.
Социальная политика государства не ограничивается формированием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социальным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется специфика потребностей, которые государство призвано удовлетворять. Это потребности в общем и специальном образовании, медицинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что система социального обеспечения, как инструмент социальной политики, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количественными и качественными характеристиками определяется величиной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг.
Либеральная модель социальной политики рассматривает рынок как наиболее эффективный экономический механизм. Либеральная идеология утверждает, что рыночная экономика способна эффективно удовлетворять все потребности человека и обеспечивать высокий уровень благосостояния. Решение вопросов получения дохода, обеспечивающего достойный уровень жизни, является личной проблемой индивида. Главная функция государства заключается в создании стимулов, поощряющих производительные усилия.
Социальное обеспечение осуществляется по остаточному принципу, т.е. люди должны быть способны существовать и без него. Правительство несет всеобщую, но ограниченную ответственность за социальное обеспечение своих граждан.
Классическими странами либеральной модели считаются США, Великобритания, Канада. Социальную политику в США и в других странах можно разделить на три основных направления: во-первых, система социального страхования, действующая в рамках государственной политики и в частном секторе экономики; во-вторых, предоставление обществу таких жизненно необходимых социальных услуг, как здравоохранение и образование; в-третьих, регулирование институциональных и социальных конфликтов, например, между трудом и капиталом.
Социальная политика охватывает практически все население страны на уровне государственной политики и на уровне частных институтов. На уровне государственной политики действует разветвленная система социальных гарантий категориям населения, нуждающимся в социальной защите, т.е. прежде всего нетрудоспособному населению. Вопрос об эффективности государственной социальной политики неоднократно служил предметом острых политических дискуссий и политической борьбы. Консервативные крути настаивают на сокращении объемов государственного вмешательства в социальную сферу.
Государство благоденствия, соответствующее универсальной модели, выполняет ключевую роль в устранении неравенства при распределении доходов и богатства, возникающего в результате действия рынка. Индустриализация обусловливает рост богатства и повышение уровня жизни для большинства населения. Но рынок сам по себе не в состоянии устранить рисков безработицы, потери трудоспособности в случае болезни или в пожилом возрасте, инвалидности. Риски, неизбежные в современном обществе, не могут переноситься исключительно на самих людей, их семьи и частные институты. В сферу ответственности государства входит защита граждан от потери дохода или его недостаточного уровня и обеспечение всеобщего доступа к базовым услугам образования и здравоохранения.
Эта модель в Канаде предусматривает реализацию более широкого круга социальных программ, чем при либеральном подходе. Эти программы ориентированы на различные цели и обширные группы населения, а не только на самых бедных. В соответствии со своим названием универсальная модель предусматривает доступность социальных программ для всех граждан независимо от уровня доходов. Вместе с тем универсальные программы не предполагают выплату одинаковых пособий всем реципиентам. Выплачиваемые суммы пособий снижаются по мере роста доходов реципиентов.
Многие элементы универсального подхода были воплощены в Канаде в 1940 — 70-е гг. Сеть социальных программ резко расширилась по своему содержанию, охвату, объему финансирования.
В период с конца 1950 до начала 70-х гг. созданы универсальная система медицинской помощи ("МеолсаМ"), программа социального жилья, программа студенческих кредитов, принят закон о профессиональной реабилитации инвалидов. Разработаны федеральные и региональные программы обучения, содействия в трудоустройстве, создания рабочих мест и другие мероприятия в области занятости. Система подоходного налогообложения физических лиц стала излюбленным механизмом предоставления социальных и экономических льгот и пособий. Правительства ввели системы семейных пособий, социального обеспечения лиц старшего возраста. Главным фактором предоставления финансовой помощи стала не причина, обусловившая нуждаемость, а наличие нуждаемости независимо от причины.
Вместе с тем не была достигнута основная цель универсальной социальной политики — полная занятость. "Приемлемый" уровень безработицы постоянно возрастал. Правительства считали приоритетной борьбу с инфляцией, а не с безработицей, после 1975 г. проводили рестриктивную фискальную и монетарную политики.
Расширение системы
социального обеспечения в
70-е гг. XX в. отмечены сырьевыми кризисами, таким явлением, как стагфляция, понижением темпов экономического роста и производительности труда. Растущий дефицит бюджета и накапливающийся государственный долг вынудил правительства сократить государственные расходы (особенно расходы социального характера).
Проблема реформирования социальной политики не в том, как перераспределить деньги, сократив расходы на программы, поощряющие иждивенчество. Необходимо найти средства, позволяющие низкодоходным домохозяйствам выйти на рынок труда и закрепиться на нем. Решить эту проблему можно за счет мероприятий в двух областях: семейная политика и поддержка занятости.16
Семейная политика включает в себя поддержку доходов и услуги. Семьи с работающими родителями нуждаются в значительном объеме социальных и медицинских услуг (уход за детьми, формирование детей в раннем детстве, дополнительные услуги здравоохранения), позволяющих смягчить конфликт между работой и домом.
Ключевыми направлениями реформирования социальной политики стали изменения системы социальной помощи, реформа детских пособий, переход от системы страхования от безработицы к страхованию занятости. Рассмотрим их на примере Канады.
К числу важнейших
изменений можно отнести
Размер пособия может зависеть от размера семьи, числа детей, семейного положения главы семьи, возможности главы семьи найти работу, других факторов (например, наличия инвалидности). Размер пособий существенно ниже общепринятого порога бедности (обычно составляет 60 — 70 % порога бедности).
Информация о работе Проблемы неравенства доходов в рыночной экономике