Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:07, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики ее развитие, пространственная дифференциация
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Определение сущности хозяйственной оценки социальной политики в развитых странах.
Введение 3
1. Социальное неравенство и концепции благосостояния 5
2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы. 14
3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран) 27
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Помимо того, что сами размеры пособий недостаточны, большинство провинций Канады еще и ввело правила, затрудняющие получение права на социальную помощь или его подтверждение при перерегистрации. В провинции Квебек было введено правило об ответственности родителей. Лица в возрасте 18 лет и старше, не заявившие о своей независимости от родителей (неженатые, не имеющие собственных детей), считаются зависимыми. Их родители обязаны оказывать финансовую поддержку. В соответствии с нормами, действующими в провинции Онтарио, трудоспособные лица, увольняющиеся без уважительной причины, не имеют права на получение социальной помощи в течение трех месяцев. Помощь предоставляется в форме поиска работы, подготовки резюме, повышения уровня грамотности, формирования квалификационных навыков, переподготовки, профориентации.
Детские пособия в Канаде исторически были ориентированы на решение двух задач. Одна из них — борьба с бедностью, вторая — обеспечение "горизонтальной" справедливости. В соответствии со своей первой задачей пособия заполняют разрыв между доходами мало- и среднеобеспеченных семей с детьми и их потребностями. Ликвидация разрыва необходима в силу того, что рыночная экономика не предполагает зависимость уровня заработной платы от числа иждивенцев. При "горизонтальной" справедливости детские пособия становятся для общества одним из способов финансового "учета" того, что семьи с детьми независимо от уровня доходов несут дополнительные затраты, которых нет у бездетных семей. Исходным положением в обоих случаях является признание того, что у общества существуют обязательства перед родителями, несущими затраты в связи с воспитанием детей, так как дети — это в какой-то мере "общественные инвестиции".17
Размеры детского пособия определяются соответственно с размерами семейного дохода. При выплате детских пособий может возникнуть эффект "стена вэлфера''. Он заключается в том, что родители, чьи дети получают социальную помощь, рискуют потерять тысячи долларов пособий и натуральной помощи в случае, если смогли бы найти оплачиваемую работу. Более того, их и без того низкая зарплата еще больше сократилась бы после уплаты налога на фонд оплаты труда и подоходного налога. В случае выхода на работу им пришлось бы еще потратить дополнительные средства на оплату детских учреждений, одежды, транспорта.
Реформа детских пособий ориентировалас
К значительном достижениям относится то, что правительство в бюджетах 1999 — 2000 гг. начало восстанавливать детские пособия для небедных семей (со средними доходами). Таким образом, правительство расширило рамки реформы за пределы целей борьбы с бедностью и ориентировало свою политику на решение задачи "горизонтальной" справедливости.
В 1995—1996 гг. правительство Канады приступило к замене страхования от безработицы страхованием занятости. Это изменение отражало фундаментальный сдвиг в философии программ — от пассивной зависимости к активной занятости. Цель реформы — исключить безработных из числа участников программы, как можно быстрее дисквалифицировать тех, кто уже получает пособия, и увеличить численность экономически активного населения за счет переобучения и повышения квалификации.
В законе сформулированы новые квалификационные требования, увеличено число отработанных часов, необходимых для претендентов на получение пособия, изменен размер пособия и ограничена продолжительность выплат. Эти изменения направлены на усиление стимулов к поиску работы. В результате доля безработных, получающих страховые пособия, резко сократилась — с 74 % в 1989 г. до 36 % в 1997 г. Сэкономленные средства использованы для финансирования других программ содействия занятости. Среди этих мер — надбавки к зарплате, помощь в создании собственного дела, кредиты на обучение новым профессиям, создание рабочих мест.18
На протяжении истории стран с либеральной моделью социальной политики прослеживаются два основных мотива: 1) озабоченность в отношении того, что социальные программы станут отрицательным стимулом для экономического развития страны; 2) не прекращались попытки реформировать социальные программы с тем, чтобы они стимулировали занятость, а не препятствовали росту численности экономически активного населения.
В нашей стране история, традиции народа, его менталитет требуют придания экономической системе сильной социальной направленности. Этому требованию соответствует модель социально ориентированной рыночной экономики, сочетающая преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан. В процессе формирования социально ориентированной модели рыночной экономики необходимо:
преобразовать систему распределительных отношений, обеспечить приоритетное стремление человека к приумножению личного благосостояния своим трудом;
создать систему сильной социальной защиты;
осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;
создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке.
Таким образом, мы должны с осторожностью использовать канадские уроки в белорусском контексте. Система социального обеспечения зависит от экономической базы. Программы поддержки доходов не могут и не должны компенсировать отсутствие стабильного дохода для значительной части населения.
Швеция. Крупный сектор, которым распоряжается государство, — социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Все это требует больших бюджетных затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высоки—примерно 60% ВВП. До недавнего времени здравоохранение и образование были абсолютно бесплатными. Образование таковым и осталось, включая высшее, а медицина частично стала платной. 19
Вот лишь некоторые факты из шведской жизни: средняя зарплата рабочего в промышленности - 16 тыс. крон в месяц, служащего в частном секторе — 22-23 тыс. крон (1 шведская крона = 0,13 долл. США). Самая низкая заработная плата - 9-10 тыс. крон, самая высокая — 40-50 тыс. крон. Пособие по безработице для работавших полный рабочий день — 240 крон в день; для тех, кто заранее застраховался, - 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. Средняя продолжительность жизни - 78 лет у мужчин, 81 год у - женщин - имеет тенденцию к росту. 7 из 10 шведов уверены в будущем, и только 2% пожилых людей считают, что экономически живут плохо.20
- Основные методы - правовые и экономические. Государство разрабатывает необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям, а главным инструментом проведения такой политики является государственный бюджет. Известно, что в северных и южных регионах страны условия для развития экономики различные. Поэтому с помощью трансфертов правительство создает менее развитым северным муниципалитетам равные условия для предпринимательства.
Государственный сектор, включающий национальное правительство и местные органы самоуправления (муниципалитеты и областные советы), имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок. В то же время не следует забывать, что основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.
Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлины, уплачиваемые наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.
Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника — налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров. Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.
Одно из главных направлений государственного регулирования —разработка и осуществление различных программ на рынке труда. В частности, для стимулирования занятости и спроса на рабочую силу их более десяти. Задача состоит в поощрении спроса на труд в периоды его спада. Кроме того, они дают безработным возможность приобрести производственный стаж, что серьезно облегчает устройство на открытом рынке труда, а также закладывают основу для выбора профессии или курсов переквалификации. Благодаря такому подходу нам удалось сократить резервную армию труда до 5-6% по сравнению с 12-14% в 1990- 1991 гг., а в ближайшие годы этот показатель надеемся довести до 1,5-2%.
В мире известна и шведская система социального страхования населения. За время своего существования — особенно после второй мировой войны—она претерпела значительные изменения. Ее основной чертой стала универсальность, т. е. в орбите социального страхования оказывается каждый житель страны независимо города занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется в Швеции универсальной социальной политикой.
В заключительной части
главы сделаем следующие
Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. Отличительной чертой государственно-социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет, социальное страхование служит не только гарантией поддержка определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддержать социальную стабильность.
Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях.
Заключение
Имеется довольно много причин, объясняющих столь резкие отраслевые различия в уровне заработной платы, но все они носят субъективный характер и в основе их лежат большие изъяны в политике оплаты труда. Начинаются они с низкой доли заработной платы в ВВП Возникшая в ходе трансформации высокая дифференциация уровней доходов явилась одной из главных причин нарастания бедности Борьбу с бедностью необходимо начинать с разработки системы оплаты труда, адекватной рыночной экономике и стимулирующей работников к повышению производительности труда и более добросовестному выполнению своих обязанностей. Нашу страну отличает от всех рассматриваемых самый низкий уровень безработицы. С одной стороны, это положительный факт - создаются предпосылки социальной стабильности в обществе, но с другой - отсутствие нормальной конкуренции за рабочие места и наличие фактической скрытой безработицы на многих предприятиях обусловливают очень низкий уровень зарплаты работающих. Такую ситуацию трудно оценить как нормальную, поскольку она порождает иждивенческие настроения у части работающих, причем те из них, кто получает малую зарплату, не всегда заинтересованы в поиске места активного приложения своих возможностей.
После рассмотрения
и анализа вышеизложенных
Сущность социально-экономичес
Информация о работе Проблемы неравенства доходов в рыночной экономике