Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. В связи с поставленной целью возникают следующие задачи моей работы:
- Изучение места и роли упрощенной системы налогообложения в налоговой системе России;
- Изучение общих условий перехода, применения УСН и правил формирования налогооблагаемой базы;
- Изучение проблем и перспектив развития упрощенной системы налогообложения.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. УСН как специальный режим налогообложения малого бизнеса …….5
1.1. Понятие малого бизнеса в РФ…………………………………………………5
1.2. Общие условия перехода и применения УСН………………………………..9
1.3. Формирование налогооблагаемой базы……………………………………...12
1.4. УСН на основе патента………………………………………………………..19
Глава 2. Проблемы применения и пути совершенствования УСН………..……22
2.1 Основные проблемы применение упрощенной системы налогообложения..22
2.2 Предложения по совершенствованию УСН…………………………………..32
Заключение………………………...………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………
если в течение
налогового периода
Документом, удостоверяющим
право применения индивидуальными
предпринимателями упрощенной системы
налогообложения на основе патента,
является выдаваемый индивидуальному
предпринимателю налоговым
Форма патента утверждается
федеральным органом
Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.
В соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 346.25.1 Налогового кодекса годовая стоимость патента определяется исходя из потенциально возможного к получению годового дохода по виду деятельности, устанавливаемого законом соответствующего субъекта РФ на календарный год, и налоговой ставки 6 процентов.
В случае получения
индивидуальным
Формула для расчета:
Стоимость патента на расчетный период = СП(год) / 12 мес. x СДП,
где СП(год) - годовая стоимость патента;
СДП - срок действия патента (от 1 до 11 месяцев).14
Оплата стоимости патента производится двумя частями: одна треть стоимости - в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления деятельности на основе патента, оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По сравнению с другими системами налогообложения, УСН на основе патента имеет ряд преимуществ:
- на патент можно
перейти с любого месяца
- индивидуальный
- подлежащая уплате
сумма стоимости патента –
это фиксированная, заранее
Глава 2. Проблемы применения и пути совершенствования УСН
1.1 Основные проблемы применения УСН
Анализ практики применения упрощенной системы налогообложения выявил следующие недостатки:
- При работе по упрощенной системе налогообложения у налогоплательщиков возникает вопрос о признании расходов при передаче покупателем в качестве оплаты за приобретенную продукцию права требования, принадлежащего ему на основании обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ доходами при упрощенной системе налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. В связи с этим при передаче имущественных прав за приобретенные товары (работы, услуги) возникает доход, учитываемый при исчислении единого налога. В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК, датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
В Гражданском кодексе (ГК РФ) предусмотрено (п. 1 ст. 382), что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Согласно п. 2 ст. 132 ГК РФ права требования являются составной частью имущества предприятия.
В связи с этим передача покупателем в качестве оплаты за приобретенную продукцию права требования, принадлежащего ему на основании обязательства, по существу является одной из форм оплаты за реализуемые товары. При передаче права требования новый кредитор (продавец) становится приобретателем имущества.
Если покупатель расплачивается с продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, уступкой права требования, то в момент передачи права требования продавцом погашается дебиторская задолженность за покупателем и у продавца в данном случае должна быть определена в целях исчисления единого налога выручка от реализации товаров (работ, услуг). При дальнейшей реализации права требования долга новым кредитором либо исполнения должником данного требования у налогоплательщика-продавца полученные денежные средства по указанным операциям подлежат учету в составе выручки на дату их получения.
Учитывая закрытый перечень расходов, предусмотренный ст. 346.16 НК РФ, расходы по приобретению права требования долга не учитываются при исчислении единого налога организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения. Этим упрощенная система налогообложения кардинально отличается от обычной системы налогообложения при начислении налога на прибыль организации, поскольку в соответствии со ст. 279 НК расходы на приобретение прав требований при соблюдении установленных законодательством условий учитываются в составе расходов для целей налогообложения.
Также, если покупатель расплачивается с продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, векселем третьего лица (передает вексель), то в момент получения векселя продавцом погашается дебиторская задолженность за покупателем, и у продавца в данном случае должна быть определена в целях исчисления единого налога выручка от реализации товаров (работ, услуг).
При направлении полученных продавцом векселей третьих лиц на погашение своей кредиторской задолженности за полученную продукцию (товары, работы, услуги) в момент передачи векселя должна быть определена выручка от реализации векселя у продавца.
При реализации или предъявлении в банк для погашения полученных продавцом векселей третьих лиц полученные денежные средства по этим векселям подлежат учету в составе выручки на дату их получения у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения.
Одновременно с этим, учитывая закрытый перечень расходов, предусмотренный ст. 346.16 НК, расходы по векселям в вышеуказанных случаях не учитываются при исчислении единого налога организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Из вышесказанного очевидна нерациональность использования векселей, а также такого финансового инструмента как уступка права требования в связи с закрытым перечнем расходов и, как следствие, невозможностью включения расходов при налогообложении по данным видам сделок.
Проблема закрытого перечня расходов, учитываемых при исчислении единого налога, характерна также и для других случаев. Например, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может уменьшить доходы от реализации покупных товаров на сумму расходов по транспортировке реализуемого товара, которые не включены в вышеуказанный перечень расходов. Таким образом, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения не вправе уменьшить доходы от реализации покупных товаров на сумму расходов по транспортировке реализуемого товара (в случае, если они не включены в цену товара).
- Налогоплательщики, переходящие на упрощенную систему налогообложения, приобретали, ремонтировали, создавали собственными силами основные средства и делают это после перехода на упрощенную систему. Каждая такая операция должна быть правильно учтена для целей налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, вправе в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК уменьшить полученные доходы на сумму расходов на приобретение основных средств. Но при этом следует учитывать некоторые нюансы.
Отметим, что в цену реализуемых основных средств включают сумму НДС – то есть предъявляют ее к оплате покупателю. Согласно п. 2 и 3 ст. 346.11 НК, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, поэтому они не могут принимать к вычету «входной» НДС по приобретенным основным средствам и должны включить их в первоначальную стоимость как расходы на дату ввода основного средства в эксплуатацию.
Кроме того, в большинстве случаев основные средства требуют монтажа, особой установки, настройки, без чего их невозможно ввести в эксплуатацию. Налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, не вправе признавать такие расходы, так как ст. 346.16 они не предусмотрены. И неважно, производил ли налогоплательщик монтаж, установку основных средств собственными силами или силами сторонних организаций. Но если налогоплательщик в договоре не выделит отдельной строкой данные расходы, то он сможет ввести их в стоимость основного средства.
Согласно подп.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе расходов учитываются расходы на ремонт основных средств. Однако НК не предусматривает включение в состав расходов затрат на строительство и реконструкцию основных средств.
Поскольку понятия «реконструкция» и «ремонт» для целей применения упрощенной системы налогообложения законодательно не определены, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться терминами и понятиями других отраслей законодательства РФ. В письме Главной инспекции архитектурно-строительного надзора от 28.04.94 г. № 18-14/63 сказано, что реконструкция приводит к изменению назначения или основных технико-экономических показателей здания и главный критерий здесь – конечный результат.
Следует иметь в виду,
что расходы на строительство
и реконструкцию объектов основных
средств не включаются в расходы
в соответствии со ст. 346.16 НК. В то
же время организации в
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Кроме того, п. 14 ПБУ 6/01 указано, что изменение первоначальной стоимости возможно в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. И хотя расходы на сооружение или реконструкцию включаются в первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета, они, на наш взгляд, не могут учитываться в составе расходов для целей применения упрощенной системы налогообложения.
На практике разделение
понятий «реконструкция» и «
Первоначальная стоимость основного средства в период применения общего режима налогообложения могла быть сформирована не только за счет цены приобретения, но и за счет стоимости строительно-монтажных работ. Амортизация по правилам главы 25 НК РФ начислялась на всю первоначальную стоимость. Так как при упрощенной системе налогообложения расходы на строительно-монтажные работы не принимаются, перед переходом на упрощенную систему налогоплательщик обязан произвести пересчет стоимости такого объекта, сформированной в налоговом учете на 31 декабря года, предшествующего переходу на упрощенную систему налогообложения, и выделить часть, соответствующую цене приобретения. Для этого налогоплательщик обязан рассчитать амортизацию по правилам главы 25 НК РФ только с цены приобретения. Определенная таким образом стоимость объекта основного средства и будет являться основанием для расчета расходов, уменьшающих налоговую базу при упрощенной системе налогообложения по нормам п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
Учитывая, что расходы по созданию основных средств также не признаются расходами для целей применения главы 26.2, налогоплательщики не смогут отразить в расходах остаточную стоимость основных средств, построенных подрядным или хозяйственным способом в период применения общего режима налогообложения.
- При применении упрощенной системы налогообложения в ряде случаев возникают вопросы, связанные с исчислением НДС. Так, на основании п. 2. и п. 3 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС и, соответственно, не должны выставлять счета-фактуры. Но если налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, выставит счет-фактуру с выделением сумм НДС отдельной строкой, тогда вся сумма НДС подлежит уплате в бюджет. И здесь возникает проблема контрагента: суммы НДС, уплаченные им налогоплательщику, работающему по упрощенной системе налогообложения, не подлежат возмещению из бюджета.
Отметим, что суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах, выставленных покупателям товаров (работ, услуг) по собственному желанию налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе расходов учитывать нельзя (письмо МНС России от 15.09.03 г. № 22-1-14/2021-АЖ397). Уменьшить доходы на суммы предъявленных налогов можно только для расчета налога на прибыль (ст. 248 НК РФ). На упрощенную систему налогообложения это правило не распространяется, так как ст. 346.15 не содержит отсылок на ст. 248 НК РФ.
Информация о работе Проблемы применения и пути совершенствования УСН