Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить роль малого и среднего бизнеса как гарантию стабилизации экономики Республики Казахстан..
Задачи курсовой работы – изучение теоретических аспектов малого бизнеса, роли малого бизнеса в обеспечении экономического роста, анализ развития малого бизнеса в РК, рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения.

Содержание

Введение
3
1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса, его роль в экономике
5
1.1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса
5
1.2
Законодательно-нормативные основы поддержки малого и среднего бизнеса
10
1.3
Особенности государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных странах
15
2
Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
18
2.1
Современное состояние малого и среднего бизнеса в РК
18
2.2
Государственная программа поддержки малого бизнеса в РК
21
3
Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения
23
3.1
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в РК
23
3.2
Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
25

Заключение
26

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяГРЭ.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

      Малые предприятия включают в  процесс  общественного  производства  дополнительный труд, который создает  новые  ценности,  приумножает  национальный  доход  и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким  источником развития, от которого РК не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

      Возникновение многоотраслевых концернов и становление массового производства создали необходимость в автономном существовании мелкого и среднего производства как элемента общественного разделения труда.

      По  числу занятых к малым и  средним компаниям относятся объединения с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, а в оптовой торговле — до 100, розничной торговле и других отраслях сферы услуг — до 50 занятых.

      Они относятся к мелкотоварному и  товарному производству. Основной социально-экономической чертой этого сектора является его неустойчивость, структурный характер которой предопределяет возможность длительной стабилизации отдельных сфер приложения мелких и средних капиталов. Степень учреждения фирм (отношение новых к существующим компаниям) колеблется от 8 до 12%.

      Три четверти новых фирм являются мини-предприятиями, их возникновение обычно связано с неудовлетворенным спросом на товары и рабочую силу в ряде отраслей.

        Столь же высок уровень банкротства  малых предприятий, особенно в первый — третий год после регистрации.

      Важное  явление в развитии мелкотоварного и товарного сектора — его подчинение крупным и крупнейшим компаниям на основе технико-экономической перестройки и специализации.

      Реальность  этого подчинения выступает в  виде контроля основных параметров экономической деятельности мелких и средних предприятий по линии поставок и сбыта продукции.

      Часть малых и средних компаний непосредственно  контролируется крупным капиталом, являясь дочерними и ассоциированными фирмами. Например, во Франции 4% малых и 20% средних предприятий принадлежит к категории дочерних.

      В большинстве стран более 90% общего числа фирм являются малыми и средними и на их долю приходится более половины всех занятых, продаж и производства. (таблица 1) 

Таблица  1 - Малые и средние предприятия в экономике промышленно - развитых стран, % от общего, числа предприятий

Страна Число предприятий Число занятых

Оборот

Условно чистая продукция
Австрия (1987) 98,8 53,3 45,5 43,4
Австрия (1988) 97.6 59,9 58,0 56,7
Германия (1986) 93.8 46,6 33.5 34,5
Британия (1983) 98,4 53,2 47.6
Ирландия (1983) 97,8 81,1 83,6 84.0
Италия (1982) 96,7 53,4 49,0
Канада (1988) 98.9 75,1 64,6 65,1
Нидерланды (1968) 97,6 60,0 49.0
Новая Зеландия (1979) 99,3 78,2 78.8 75.6
Норвегия (1982) 97,9 62,4 58,2 56,4
США (1982) 98.5 62,2 53.8 53,5
Финляндия (1989) 99,4 49,4 38.3
Франция (1986) 92,5 47,0 37.4 40,7
Япония (1989) 92.5 79,1 61,4 63.6

Розничная торговля

Австралия (1980) 98,6 72,7 72,2 73.2
Британия (1984) 99,2 43,4 34,8
Германия (1985) 98,0 52,2 46,5
Норвегия (1986) 99,2 88,8 86.6
США (1982) 96,4 67.5 66,5
Швеция (19»9) 97.7 61.7
Япония (1985) 99,6 88.0 79,4 ---

 

      Роль  этих компаний обычно выше в национальных хозяйствах со средними и малыми внутренними рынками.

        В США в середине 70-х годов их доля в ВВП не превышала 39% по сравнению с 43—44% в начале 60-х годов.

      Основными мерами государственной поддержки  малого и среднего бизнеса в зарубежных странах являются:

       - предоставление налоговых льгот  и преференций;

      - предоставление беспроцентных и льготных кредитов;

      - объявление мораториев на проверки  государственных органов;

      - организация государственных тендеров.

 

       2 Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в

      РК 
 

      2.1 Современное состояние малого и среднего бизнеса в РК 

     Национальное  статистическое агентство предоставляет следующие данные по численность малого бизнеса в РК на 1 января 2009г. - в республике – 2,6 тыс. предприятий среднего и 103,3 тыс. предприятий малого бизнеса. Среди них 87% совсем небольших – это те, у кого до десяти работников. Всего в малом бизнесе занято 627,6 тыс. человек. Цифра для Казахстана, можно сказать, полусерьезная: как и в России, МСБ вроде бы развивается, но его доля в экономике далека от западной практики. Особенно, если учесть, что численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше – 7,8 млн человек, а уровень безработицы достаточно высок (по данным Министерства экономики и бюджетного планирования, на долю экономически активного населения в июле 2006 г. приходится 7,7% безработных).

     Наибольшее  число работников занято на предприятиях торговли, ремонта автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования – 26,7% от общего числа  занятых, в фирмах по операциям с  недвижимостью и предоставлению услуг населению – еще 18,3%, в строительстве – 16,8%, в обрабатывающей промышленности – 13,6%, в сельском и лесном хозяйствах – 8,7%.

     Президент РК Нурсултан Назарбаев на 21-м  съезде Федерации профсоюзов Казахстана заявил, что к началу следующего десятилетия доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составлять 40%. «Когда 60% работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, Казахстан достигнет устойчивости», - таков президентский прогноз.

     На 1 января 2009г. в Казахстане 80 % зарегистрированных юридических лиц – частные предприятия и 20 % – государственные, в том числе иностранные, с иностранным участием и участием государства (табл. 1). 

Таблица 1  - Виды и количество предприятий  малого и среднего бизнеса в РК

Виды  предприятий Количество  предприятий В государственной собственности В частной собственности С участием государства С иностранным  участием Иностранные
Малые  98 053  14 321  81 709  826  2269  2023
Средние 11 090  5700  5344  663  154  46
Крупные 2742  904  1814  325  63  24
Итого  111 885 20 925  88 867  1814  2486  2093

 

Малый бизнес в Казахстане занимает особое место, на его долю приходится 87 % всех зарегистрированных юридических лиц, а из 88 867 частных предприятий 81 709 предприятий являются малыми и средними, то есть более 90 %.

Таблица 2 - Динамика развития малого и среднего бизнеса в 2006-2009

Показатели    2006 2007 2008 2009
Количество  действующих малых и средних предприятий, тыс.  57 63 67 75,9
В том  числе активных  31 33 34 40
Доля  МП в общей численности всех предприятий, %  51 67 71 76
Занято  на малых предприятиях, тыс. чел. 318,4 350 385,5 429,5
Доля  занятых на МП в общей численности  занятого населения, %  5,2 5,7 6,3 6,6
Выпуск  продукции МП, млн тенге  226 307,9 325,5 225

 

 
 

      Рисунок 1 – Количество и доля малых предприятий  в экономике РК 

      Как показывает таблица 2, поддержка со стороны государства и создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства привели к тому, что в Республике Казахстан в последние годы деятельность предприятий малого бизнеса значительно активизировалась.

      Доля  малых предприятий и их вклад  в развитие экономического комплекса  республики год от года увеличиваются.

      На  начало 2009 г. доля субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте республики составила 13,3 % против 7 % в 2005 г., а валовой добавленной стоимости – 14,1 % против 7,4 %, то есть увеличилась за указанный период почти в 2 раза. Одной из основных задач развития малого предпринимательства является обеспечение занятости населения. Из числа занятых 31 % – фермеры, 25 % – индивидуальные предприниматели и 44 % заняты на малых предприятиях. На региональном уровне более 1/5 работающих в малом предпринимательстве приходится на г. Алматы, по 1/10 – на Восточно-Казахстанскую и Карагандинскую области.

      Если  рассматривать эти предприятия по видам деятельности, то ситуация следующая: 47,5 % субъектов приходится на торговлю, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования; 12,6 % заняты в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности; 10,3 % – в строительстве; 9,5 % предприятий занимаются операциями с недвижимым имуществом; 20 % – совокупная доля предприятий сельского хозяйства, сферы образования, строительства, оказывающих коммунальные и персональные услуги, сферы управления и здравоохранения, транспорта и связи и т.д. Наибольшее количество активных малых предприятий приходится на сферу торговли как наиболее доступную для них – здесь не требуется больших капиталовложений и оборот денежных средств осуществляется за более короткий срок (таблица 3). 

Таблица 3 - Распределение предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности на 1.01.10г.

Отрасли и сферы деятельности Зарегистрировано  предприятий Действующие предприятия
Сельское  хозяйство, охота и лесоводство  7726  7,9  6011  7,9  3298  8,2
Рыболовство, рыбоводство  282  0,3  250  0,3  86  0,2
Промышленность

Горнодобывающая

Обрабатывающая

Производство  и распределение электроэнергии, газа, воды

12 474

675

10895

904

12,7

0,7

11,1

0,9

10008

484

8733

791

13,2

0,6

11,5

1,1

5557

235

4937

385

13,8

0,6

12,2

1,0

Строительство  10 165 10,3  8025  10,6  3925  9,8
Торговля, ремонт автомобилей и изделий  домашнего пользования  46 690  47,4  34 878  45,9  17 516  43,5
Гостиницы и рестораны  1854  1,9  1310  1,7  790  2,0
Продолжение таблицы 3
Транспорт и связь 5000  5,1  4211  5,6  2545  6,2
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  услуги предприятиям  9358  9,5  7501  9,9  4340  10,8
Образование  877  0,9  700  0,9  369  0,9
Здравоохранение и социальные услуги  1545  1,6  1200  1,6  666  1,7
Прочие  коммунальные, социальные и персональные услуг 2329  2,4  1831  2,4  1147  2,9
Итого  98 300  100  75 925  100  40 239  100

 
 
 

      2.2 Государственная программа поддержки малого бизнеса в РК 

      Таким образом, государство, уделяя большое  внимание развитию малого и среднего предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.

      За  период с 1999 года Правительство РК было принято и реализовано 4 программы поодержки малого и среднего бизнеса в РК.

      Государственная программа развития и поддержки  малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2006 - 2009 годы разработана на среднесрочный период в целях дальнейшей реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года.

      В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство складывалось естественным путем, а формы и  методы его государственной поддержки  совершенствовались в ходе многовековой истории социально-экономических реформ, история развития предпринимательства в республике насчитывает немногим более десяти лет.

      За  этот период приняты и реализованы  четыре государственные программы  поддержки и развития предпринимательства.

      И хотя, в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества, не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся формой деловой жизни.

      В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства  определены основные направления поддержки  малого бизнеса на близлежащую перспективу.

      Программой Правительства Республики Казахстан на ближайшие годы предусматривается создание условий для развития малого бизнеса, ориентированного преимущественно на новые технологические производства.

      В настоящей Программе выработана модель дальнейшего развития малого предпринимательства, суть которой заключается в систематизации поддержки малого предпринимательства со стороны государства путем оценки влияния принимаемых исполнительными органами решений на развитие малого предпринимательства, и вовлечения в данный процесс предпринимателей и их общественных организаций.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения