Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа
Цель данной работы – изучить роль малого и среднего бизнеса как гарантию стабилизации экономики Республики Казахстан..
Задачи курсовой работы – изучение теоретических аспектов малого бизнеса, роли малого бизнеса в обеспечении экономического роста, анализ развития малого бизнеса в РК, рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения.
Введение
3
1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса, его роль в экономике
5
1.1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса
5
1.2
Законодательно-нормативные основы поддержки малого и среднего бизнеса
10
1.3
Особенности государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных странах
15
2
Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
18
2.1
Современное состояние малого и среднего бизнеса в РК
18
2.2
Государственная программа поддержки малого бизнеса в РК
21
3
Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения
23
3.1
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в РК
23
3.2
Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
25
Заключение
26
Список использованной литературы
Анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 г.г., 2004-2006г.г.) показал, что их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике.
Созданы конкурентный рынок товаров и услуг, сформированы правовые основы и определены институциональные меры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
3 Проблемы развития
малого бизнеса в
РК и пути их решения
3.1
Основные проблемы
малого и среднего бизнеса
в РК
Анализируя нынешнее состояние малого и среднего бизнеса в РК, можно выделить целый ряд негативных факторов. Сами предприниматели, особенно при условии анонимности, традиционно говорят о повсеместной коррупции, о почти непреодолимых бюрократических барьерах, о по-прежнему высоких налогах на МСБ. Так, около 6 тыс. малых предприятий Павлодарской области выплачивают почти 20% налогов с юридических лиц. Это при том, что многие экономисты считают, что размеры бюджетного профицита Казахстана вполне позволяют вообще освободить от налогов таких предпринимателей на период их становления.
Одной из наиболее сложных проблем, не зависящей от «человеческого» или точнее «чиновнического» фактора, является отсутствие у большей части МСБ достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки же в силу низкой залоговой способности мелкого предпринимательства переносят стоимость риска на кредиты путем щедрого увеличения процентной ставки по займам. Малый бизнес сегодня продолжает испытывать огромные трудности в получении кредитов из-за слишком высоких процентных ставок и отсутствии залогового имущества.
Еще одной проблемой, не нашедшей до сих пор своего решения, является сосредоточенность малого бизнеса в торговле, причем в немалой степени в теневой ее разновидности. Масштабы мелко-теневого бизнеса можно себе представить, если проанализировать следующие цифры. По официальной статистике, то есть на основе регистраций, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 10,4%. Если же считать вместе с так называемым самозанятым населением, иначе говоря, «теневиками», эта цифра достигает реальных 35%.
Власти предпочли бы рост МСБ в производстве, особенно в инновационной сфере. Именно в этой области государство готово оказать предпринимателям действенную поддержку, а на торгово-закупочную и посредническую деятельность такая помощь в настоящее время не распространяется.
Определенные
надежды у мелких предпринимателей вызывает
позиция Министерства индустрии и торговли,
руководители которого неоднократно заявляли,
что их ведомство осознает крупные проблемы
малого бизнеса.
3.2
Пути решения основных
проблем малого
бизнеса в РК
Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает поддержка малого предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших сфер экономики, где предприятия характеризуются малой численностью занятых, невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.
С развитием малого предпринимательства связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.
Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию малого предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на близлежащую перспективу. Программой Правительства Республики Казахстан на ближайшие годы предусматривается создание условий для развития малого бизнеса, ориентированного преимущественно на новые технологические производства. В настоящей Программе выработана модель дальнейшего развития малого предпринимательства, суть которой заключается в систематизации поддержки малого предпринимательства со стороны государства путем оценки влияния принимаемых исполнительными органами решений на развитие малого предпринимательства, и вовлечения в данный процесс предпринимателей и их общественных организаций. Анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 г.г., 2003-2005) показал, что их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике. Созданы конкурентный рынок товаров и услуг, сформированы правовые основы и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правды, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ.
Координация действий центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства, а также взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству были поручены специально созданному государственному органу – Агентству по поддержке малого предпринимательства в составе тогдашнего Министерства экономики и торговли Республики Казахстан.
Для стимулирования развития малого бизнеса государство предложило упрощенный порядок создания (регистрации). Это, прежде всего, выразилось в сроках регистрации, которая для субъектов малого предпринимательства производится теперь в пределах трех рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых документов. Для сравнения: государственная регистрация иных юридических лиц осуществляется в десятидневный срок. При этом в целях регистрации субъекты малого предпринимательства не представляют документ, удостоверяющий их местонахождение, тогда как для других предприятий этот документ входит в перечень обязательных. Законодательство также предлагает субъектам малого предпринимательства осуществление деятельности на основании типового устава, утвержденного правительством, что существенно облегчает подготовку документов для регистрации.
Наконец,
в республике создан Фонд поддержки
развития предпринимательства, кредитующий
проекты МСБ. Однако его деятельность
бурной пока назвать нельзя. Ведь государственная
политика «заточена» под кредитование
производственной сферы, а национальный
МСБ тяготеет к торговле, услугам и посредническим
операциям. Тем более что массированный
нефтедолларовый импорт сметает на своем
пути местных производителей из куда более
мощной когорты, чем малые и средние предприятия.
С развитием малого и среднего предпринимательства в РК связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.
Государство осуществляет поддержку малого предпринимательства по следующим направлениям:
-
создание льготных условий
-
установление упрощенного
- устранение правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;
- принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников и т.д.
Организационно-правовая форма играет большую роль в становлении и развитии предприятия. Юридические лица, входящие в систему среднего бизнеса, как правило, выбирают форму «акционерных обществ» или «обществ с ограниченной ответственностью».
В малом бизнесе встречаются
такие формы как «полное
Наличие в любом обществе условий для функционирования и развития малого бизнеса — это не только дань моде.
Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства
Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения.
Но будущее Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.
Данные по численность малого бизнеса в РК на 1 января 2009г. - в республике – 2,6 тыс. предприятий среднего и 103,3 тыс. предприятий малого бизнеса. Среди них 87% совсем небольших – это те, у кого до десяти работников. Всего в малом бизнесе занято 627,6 тыс. человек.
На начало 2009 г. доля субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте республики составила 13,3 % против 7 % в 2005 г., а валовой добавленной стоимости – 14,1 % против 7,4 %, то есть увеличилась за указанный период почти в 2 раза. Одной из основных задач развития малого предпринимательства является обеспечение занятости населения. Из числа занятых 31 % – фермеры, 25 % – индивидуальные предприниматели и 44 % заняты на малых предприятиях. На региональном уровне более 1/5 работающих в малом предпринимательстве приходится на г. Алматы, по 1/10 – на Восточно-Казахстанскую и Карагандинскую области.
Исходя из проведенного анализа данной курсовой работы следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан малый бизнес динамично развивается. В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах.
Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства. Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.
Развитие
малого предпринимательства
Подводя
итог вышесказанному следует отметить,
что малый и средний бизнес,
рассматривается как долговременный,
один из ключевых факторов развития экономики.
Список использованной
литературы
1 Конституция РК от 30.08.1995 г. //Справочная система «Юрист»
2 Гражданский Кодекс РК от 1.07.1999 г. (Общая и Особенная части). //Справочная система «Юрист»
3
Государственная программа «
4 Государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008»//Справочная система «Юрист»
5 Тихомиров Ю.А. Понятие юридического лица //Государство и право. – 1995. -№ 8 с. 6-12
6 Умбетов А. Кредитование малого бизнеса и банки. Алматы : Аль-Пари, 1999. – 556с.
7 Чиркин В.Е. Юридические лица – основа предпринимательства.// Закон и право. – 1997. - №12
8 Шоланов. О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительной ответственностью. //Предприниматель и право. – 1998. -№15
9 Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. М. : Норма-инфа, 1999. – 623с.
10 Курс экономики. / Под редакцией Райзберга Б.А., М. : 1999, 328с.
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения