Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
2) Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_15_12_2012.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

 

 

Студентка                       

ФФБД, 2 курс, ДФУ-1                                                А.С.Балковская

                                   

 

 

 

 

Руководитель             

канд. экон. наук,                        

доцент                                                                             Н.Н.Сухарева

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 32с., 7 табл.,2 диаграммы, 26 источников.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА,  МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ,  КРЕДИТОВАНИЕ,  ПРИВАТИЗАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.

 

 

Объект исследования – малый бизнес Республики Беларусь.

Предмет исследования – проблемы развития малого предпринимательства в РБ, а также пути их решения.

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.

Методы исследования: описания, систематизации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.

Исследования  и разработки: проведен анализ влияния малого бизнеса на экономику, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Элементы научной  новизны: определены и сформулированы основные проблемы и пути их решения в малом бизнесе Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия, создание собственного бизнеса.

 

 

REVIEW

 

Course work: 32 pages, 7 tables,2 diagram, 26 sources

 

ENTERPRISING, SMALL BUSINESS SUPPORT, SMALL BUSINESS,ENTREPRENEUR, MARKET ECONOMY, DEVELOPMENT PROBLEMS, STATE SUPPORT, FOREIGN INVESTMENTS, CREDITS,PRIVATIZATION, TAXING, LICENSING.

 

Object of the research: small business in Belarus.

Subject of the research: problems of small business development and the ways of their solution.

Aim of the work: studying theoretical and practical aspects, as well as problematic zones in the system of small business in Belarus, and the ways of its solution.

Methods of the research: description, systematization, analytical method, method of the comparable analyses, statistics, collecting facts.

Research and developments: the analyses of small business' influence on the economy was made, as a result the main problems were revealed, and the general ways of solution were offered.

Elements of the scientifical newness: the main problems of small business in Belarus and ways of their solutions were defined.

  The sphere of possible practical usage: lections, seminars, running own business.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 5

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развите малого бизнеса в различных странах  осуществлялось по-разному. Но результат  везде был получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий  способствовало ускорению формирования рвыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической так и в социальной сфере.

Актуальность тематики развития, проблем и форм развития малого бизнеса  в Республике Беларусь остается очень  высокой практически с момента  появления этого сектора экономики-с  начала 90-х гг. Пложение малого бизнеса в последнее время не улучшается. Несмотря на предпринимаемые со строны государтва меры по совершенствованию законодательной базы, регламентирующей различные аспекты предпринимательской деятельности, малый бизнес в своем развитии по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем.

В современной Беларуси, идущей по пути рыночных переобразований, до сих пор не использован потенциал  этого особого сектора экономики, призванного смягчать последствия  системного кризиса, выступать в  роли катализатора переходных процессов.

Объектом данной работы является малый бизнес Республики Беларусь.

Предметом работы выступают  проблемы развития малого предпринимательства  в РБ, а также пути их решения.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.

В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:

  1. Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
  2. Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
  3. Проанализировать структуру и специфику деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь, выявить проблемные зоны;
  4. Проанализировать государственную поддержку малого бизнеса, рассмотреть достигнутые результаты, а также выявить проблемные зоны;
  5. Перечислить проблемы становления малого бизнеса в Республики Беларусь;

Что касается степени  разработанности проблемы, то в трудах классиков экономической теории А.Смита, Д.Рикардо, Д.Кейнса и других можно найти упоминания о некоторых особенностях малого бизнеса, но специально посвященных ему исследований нет. В зарубежной науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса.

При написании курсовой работыы основной исследовательской  базой явились статистические данные по выбранной теме и публикации в  специализированных периодических  изданиях, а также нормативные  материалы, то есть постановления и  законы Совета Министров, касающиеся малого бизнеса. Много информации было взято с официального сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь.

1. Малый бизнес  в современной рыночной экономике

 

Возникновение и развитие малых предприятий связано с  предпринимательством, которое в соответствии с классической экономической теорией представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск под имущественную ответственность. История развития экономики свидетельствует, что само предпринимательство начиналось с малого бизнеса, точнее с торговых и ростовщических сделок [1, c. 6].

Деятельность, направленная на создание условий, необходимых для  удовлетворения собственных потребностей через удовлетворение потребностей других членов общества, называется бизнесом. Не редко под термином «бизнес» подразумевают  «предпринимательство». Отождествляя эти две экономические категории мы можем охарактеризовать предпринимательство как один из уровней бизнес - деятельности, который выступает, с одной стороны , как обособленная функция собственника (генерального бизнеса) , с другой – как высшая ступень управленческой деятельности[2,с. 263 – 266].

Малое предпринимательство  — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях [3, c. 5].

При отнесении предприятия  к субъектам малого предпринимательства  используются количественные и качественные критерии . К количественным относится средняя численность занятых на предприятии работников, годовой объем производства, годовой объем продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. Среди качественных критериев используются следующие: предприятие владеет небольшой долей рынка, управление предприятием осуществляет лично его владелец, предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании[4,с. 5-6].

       Критерии отнесения предприятий  к категории малого предпринимательства  определены Указом Президента  РБ «О государственной поддержке  малого предпринимательства». В  соответствии с ним, основным  критерием выступает среднесписочная  численность работников,  дифференцированно по отраслям народного хозяйства:

  • в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической среде – до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  • в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек[5].

Для сравнения можно  привести критерии отнесения к малым  предприятиям в развитых странах в соответствии с таблицей 1.

 

 

 

Страна

Критерий

Австрия

Число работающих не более 50 человек

Годовой доход не более 5 млн евро либо балансовая стоимость активов  не более 2 млн евро

Доля внешних собственников  в собственности малого предприятия  не более 25 %

Европейский союз

Микропредприятия - число работающих не более 9 человек

Малые предприятия – число работающих от 10 до 49 человек

Средние предприятия – число  работающих от 50 до 249 человек

Для всех категорий предприятий  товарооборот менее 40 млн евро либо общий баланс менее 27 млн евро

Италия

Микропредприятия - число работающих не более 19 человек

Малые предприятия – число работающих от 20 до 99 человек

Средние (малые) предприятия – число  работающих от 100 до 199 человек

Средние (большие) предприятия – число работающих от 200 до 499 человек

США

Число занятых до 500 человек

Активы не свыше 5 млн дол. США

Прибыль не более 2 млн дол. США

Швеция

Средняя численность до 200 человек

Япония

Уставный капитал до 100 млн иен

Средняя численность до 300 человек


Таблица 1 – Критерии отнесения  к малым предприятиям в развитых странах

Примечание – Источник: [6, с. 19]

 

Выбор организационно правовой формы предприятия осуществляется с учетом взаимодействия формы предприятия  и его характеристик, которые  регламентируются государством Гражданским кодексом и специальными законами.

Рассмотрим некоторые  особенности малых предприятий  различных организационно-правовых форм в соответствии с Гражданским  кодексом Республики Беларусь.

Полное товарищество – его участники занимаются предпринимательской деятельностью то имени товарищества. Наименование должно содержать слова « полное товарищество»  и имена всех участников, либо имя одного или нескольких участников. Минимальное количество участников – двое.

Коммандитное  товарищество – состоит из двух групп участников – полных товарищей и вкладчиков, которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности . Наименование должно содержать слова « коммандитное товарищество» и имена всех участников, либо имена одного полного товарищества с добавлением слов « и компания» и « коммандитное товарищество».

Общество с  ограниченной ответственностью – создается двумя или более лицами, уставный фонд которого разделен на доли. Его наименование должно содержать слова « с ограниченной ответственностью».

Общество с  дополнительной ответственностью – в нем участники несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам общества. Наименование должно содержать слова «с дополнительной ответственностью».

Открытое акционерное  общество – уставный фонд разделен на определенное число акций. Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.  Наименование должно содержать указатель на то, что общество акционерное.

Закрытое акционерное  общество  - в отличие от открытого акционерного общества не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Требования к наименованию аналогичны требованиям к открытому акционерному обществу.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Название должно содержать указание на собственника имущества.

Производственный  кооператив – коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос и принимать личное участие в предпринимательской деятельности. Его название должно содержать слова «производственный кооператив» или «артель» [10, С. 33-35].

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь