Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
2) Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
Малый бизнес имеет ряд преимуществ и недостатков. Малый бизнес более «гибкий». Небольшие предприятия склонны постоянно изменяться, адаптироваться и развиваться. Непрерывная борьба за выживание, зависимость от поставщиков и клиентов заставляет искать новые возможности уменьшения расходов.
Одним из главных преимуществ малого бизнеса являются невысокие накладные расходы. Так, в традиционной организации по мере ее расширения в геометрической прогрессии возрастает объем решаемых задач. Мелкие компании лишены внутреннего бюрократического аппарата и способны удерживать расхода на невысоком уровне [9].
В отличи от крупных
предприятий, характерной
Не смотря на то, что
продукты малого предпринимательства
зачастую оказываются дороже, чем
у конкурентов более
Так же преимуществами малого бизнеса являются: тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.
Невысокие расходы на
содержание большого штата управленцев
позволяют значительно
Однако не следует забывать и о недостатках малого бизнеса.
Первым недостатком малого бизнеса является низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенное частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Кроме того, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.
Вторым недостатком малого бизнеса являются невыгодные позиции в конкурентной борьбе, несмотря на всю изворотливость малого бизнеса, его близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством.
Третий недостаток – особенности кредитования малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес [11, С.24-26].
Так же к недостаткам можно отнести: малый бизнес более подвержен изменениям экономической ситуации в стране и в мире; внешние факторы воздействуют на такое предприятие часто достаточно жёстко; закупки обычно ограничиваются объёмом производства, и нет возможности для получения существенных скидок.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый и средний бизнес в мировой экономике – ведущий сектор, обусловливающий темпы экономического роста, формирующий структуру и качество валового внутреннего продукта, стимулирующий развитие конкуренции, внедрение новых технологий, повышение эффективности производственных процессов. Поэтому абсолютное большинство развитых стран всячески поощряют деятельность малого бизнеса. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Можно выделить следующие факторы влияния малого бизнеса на экономику страны:
Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет и самой рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Предпринимательство является одной из важнейших предпосылок формирования конкурентной среды, развития инициативы населения, социальной стабилизации в обществе. Устойчивое развитие предпринимательства является необходимым условием эффективного функционирования экономики страны.
В какой бы стране правительство ни принимало решения по либерализации экономической деятельности, созданию условий для добросовестной конкуренции, ограничению экспансии крупных предприятий, малые предприятия создавались в кротчайшие сроки и играли в этом процессе важную роль.
\
2.Состояние малого бизнеса в Республике Беларусь
2.1. Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь
В нашей республике предпринимательство прошло довольно сложный путь развития. Основу экономического потенциала Беларуси составляли крупные государственные предприятия, после развала СССР власть основные свои усилия направила на поддержание их жизнеспособности, не видя в малом бизнесе реальную экономическую силу. Кроме того, руководство страны в период становления государственности стремилось добиться политической стабильности, опираясь на экономическую власть. Несмотря на это в период 1991-1994 наблюдался рост активности малого бизнеса. В некоторой степени он был вызван открывшимися возможностями для получения высоких доходов от приватизации государственной собственности по заниженной цене и от занятий сверх рентабельной на то время торгово-посреднической деятельностью. Одной из причин роста являются темпы инфляции в 1992-1993 годах, они доходили до 2000% в год. В то же время ставки по кредитам становились очень низкими. В этих условия все предприятия, имевшие доступ к кредитам, могли делать значительные деньги без всяких усилий. Достаточно было купить на взятый в банке кредит партию товара и просто продавать его через несколько месяцев. Одновременно в это время от падения покупательной способности рубля теряли те, кто держал свои сбережения в деньгах [12, c.8].
С 1994 года указанные возможности были исчерпаны, темпы раздела государственной собственности снизились, стала четко проявляться тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности. В 1997 году после проведенной общегосударственной перерегистрации было ликвидировано около 30 тыс. малых предприятий [13, c.41]. В 1997 г. был принят ряд важных решений, призванных содействовать развитию предпринимательства в республике, в частности, постановления Совета Министров "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь" и "О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь". В первом из них устанавливаются цель и задачи деятельности инкубаторов. Во втором определяются правовые и организационно-экономические основы создания и работы центров поддержки предпринимательства. Число субъектов малого бизнеса возросло с 4095 до 7768.
С 1999 года содействие развитию предпринимательского
сектора экономики осуществлялось в рамках
ежегодных программ государственной поддержки предпринимательства.
Например, на реализацию этих мероприятий в бюджете республики
в 2002 году было предусмотрено 972,5 млн. руб.,
в том числе на развитие инфраструктуры
поддержки предпринимательства – 317,5
млн. руб., информационное обеспечение – 170,73 млн. руб.,
на оказание финансовой помощи – 539,27 млн.
руб. В том числе за счет средств Белорусского
фонда финансовой поддержки на микро-кредитовании
или лизинг выделено 205,27 млн. руб. В программе
государственной поддержки малого предпринимательства в РБ были предусмотрены
разделы по совершенствованию его нормативно-правовой
базы, ресурсного и финансового обеспечения,
формирования инфраструктуры, информационного,
учебного и методического обеспечения.[14,
стр. 7]
Однако оставалось необходимым дополнение данных
программ следующими мероприятиями:
1. Сбор информации, исследование и анализ
экономического и технического состояния
малых предприятий в целях определения
эффективности их государственной поддержки
и возникающих при ее реализации проблем.
2. Выявления и ликвидация административных
барьеров, совершенствования механизмом
ценообразования, порядка регулирования
состава и уровня затрат предприятий.
3. Ограничение максимальной ставки подоходного
налога.
4. Разработка и принятие закона о регистрации и ликвидации
юридических лиц. 5. Разработка новых законов.
В программе социально-экономического
развития страны на 2001-2005 годы была поставлена
задача: превратить малый бизнес
в активно формирующееся звено интенсивно
развивающейся экономике; довести его долю в
общем объеме выручки от реализации продукции
по народному хозяйству до 25%, т. е. фактически
увеличить в два раза. [20, стр. 23]
Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в 2001 году (Приложение А):
- валовой внутренний продукт 6,5% от общего показателя;
По состоянию на 1.01.2004 год на территории Республики Беларусь уже действовало 32824 малых предприятий, средняя численность работников увеличилась на 18%, объем производства вырос более чем в 3 раза, ВВП увеличился до 8,3%, а рентабельность — до 12,2%.
Как видно, поставленная задача не была достигнута, хотя наметилась положительная тенденция роста.
И вновь правительство разрабатывает и вводит ряд нормативных актов, предназначенных упростить бюрократические процедуры и либерализировать экономику, устранить возможные барьеры в отношении предпринимательства и государства. Наиболее значимым можно считать издание Указа президента РБ от 9 марта 2007 года «Об упрощенной системе налогообложения». Этот документ разрешил применение упрощенной системы налогообложения, освободил от обязанности ведения бухучета и отчетности, установил снижение налоговых ставок для организаций сельской местности и поселков городского типа[16]. Указ президента РБ от 27 февраля 2007 года №108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» позволил вовлекать в хозяйственный оборот неиспользуемое государственное имущество, расположенное в сельской местности, в том числе передачу в безвозмездное пользование и собственность предпринимателям и негосударственным юридическим лицам[17].
А в конце 2009 года был принят Закон «О Государственной программе поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы». В соответствии с ним разрабатываются и последовательно реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в стране на 2010–2012 годы состоит на сегодняшний день из 7 разделов, в которые входят 47 мероприятий. Целью является увеличение доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем объеме ВВП, увеличение общего числа занятых в микро-организациях, малых и средних субъектах хозяйствования[18].
Таблица 2– Основные показатели развития
Примечание– Источник: собственная разработка на основе[14].
Как видно из приведенной таблицы, вследствие проводимой политики все основные экономические показатели значительно повысились.
За прошедшие
годы число малых предприятий
постепенно росло. Однако, мы можем
заметить, что в настоящее время
малые предприятия
За последние три года вклад малого бизнеса в экономику страны существенно вырос. По данным Министерства экономики Беларуси, на протяжении 2009 года наблюдалась положительная динамика количества субъектов малого бизнеса. По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 1 октября 2009 г. на учете состояло:
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь