Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить особенности социальной политики в зарубежных странах, а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
-рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1Сущность, цели, принципы и направления социальной политики……...5
2 Основные показатели результативности социальной политики………...9
2.1 Уровень жизни, качество жизни…………………………………………9
2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет………………..11
2.3Социальная справедливость и кривая Лоренца………………………..13
3Особенности социальной политики в зарубежных странах………........16
4Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВАЯ.docx

— 134.64 Кб (Скачать файл)

- обеспечение занятости  и поддержка работников, высвобождающихся  в ходе структурной перестройки;

- реформа организационных  структур и источников финансирования  социальной инфраструктуры, пенсионного  обеспечения, жилищная реформа.[14, c.41].

Возможности решения задач  социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может  направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит  от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационную стадию развития. Ее отличительные особенности: высокая  наукоёмкость производства, непрерывный  инновационный процесс, требующий  нового уровня профессионализма человеческого  ресурса.

Теоретическое осмысление эти  процессы получили в концепции «развития  человеческих ресурсов». Основные положения  этой концепции: ориентация на высококвалифицированную  и инициативную рабочую силу; непрерывность  процесса обогащения знаний и роста  квалификации; гибкость организации  труда; демократизация систем экономической  власти; партнерские отношения между  участниками производства. Данная концепция  легла в основу так называемой теории человеческого капитала [7, с.342].

Слово «социальный» характеризует  все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных  запросов населения исходя из спроса. Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества.

В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

  1. социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;
  2. региональная социальная политика применительно к регионам;
  3. государственная социальная политика;
  4. межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости стран [12, с.137].

Таким образом, социальная политика - это проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе. Объектом социальной политики выступают все граждане данной страны. Основной целью данной политики в нашей стране является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения  и сокращения бедности.  Социальная политика базируется на ряде принципов, таких как: принцип социальной справедливости, принцип индивидуальной социальной ответственности, принцип солидарности, принцип социальной компенсации, принцип социальных гарантий, принцип всеобщности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные показатели результативности социальной политики

2.1 Уровень жизни, качество жизни

Показателями результативности социальной политики являются уровень  и качество жизни населения.

Уровень жизни –  это  степень обеспеченности населения  материальными и духовными благами  исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом  деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни. [2, c.225]

Для оценки уровня жизни  используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение  населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие  отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рационального питания и т.п.).

Среди перечисленных показателей  важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской  деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой  политикой государства и уровнем  инфляции.

В отличие от уровня жизни  качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная  оценка. Например, руководствуясь своим  пониманием качества жизни, кто-то может  отказаться от миллиона долларов, предпочтя  этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

К основным показателям качества жизни относят: условия и безопасность труда; наличие и использование  свободного времени; состояние экологии, здоровья; физическое развитие населения и т.д.

Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с  течением времени повышаются. Они  могут заметно различаться в  отдельных странах и регионах.

Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические  условия, географическое положение, сложившиеся  традиции и культура.[2, c.227]

 Система показателей уровня  и качества жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик, отражающих условия жизни людей. Выделяют 12 групп показателей:

1. Демографическая ситуация  в стране: рождаемость, смертность  и другие

характеристики.

2. Санитарно-гигиенические  условия жизни.

3. Потребление продовольственных  товаров.

4. Жилищные условия.

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы  населения.

8. Стоимость жизни и  потребительские цены.

9. Наличие транспортных  средств.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение 

12. Права человека. [5, с.431]

Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических и нормативных показателей. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов.

Основными индикаторами качества жизни населения являются:

• индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП);

• индекс интеллектуального  потенциала общества;

• человеческий капитал  на душу населения;

• коэффициент жизнеспособности населения.

В мировой статистике, начиная  с  1990 года, по рекомендации ООН стали  использовать индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП),  который представляет собой среднюю арифметическую трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни , уровня образования и ВВП на душу населения.

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле:

 

                                .(9,182) ,                              (2.1)

 

где Iж-  ожидаемая продолжительность жизни;

       Iо- уровень образования;

       ВВПдн- ВВП на душу населения;

К середине 50-х гг. XX в. стало  очевидным, что понятие уровня жизни  не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека (загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.). В связи с этим началась переоценка представлений о месте данной категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выходит понятие «качество жизни», которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.

Качество и уровень  жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Данное понятие объективно, т.е. критериями его оценки выступают  научно обоснованные нормативы потребления  населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом.

Обобщающими и результативными  показателями развития экономики и проводимой социальной политики считаются уровень и качество жизни населения той или иной страны. Проблема уровня и качества жизни, весьма актуальная в практическом отношении, все еще не имеет, однако, достаточного уровня теоретической разработки. Говоря о качестве жизни населения, нельзя обойти стороной и социологический аспект данного явления - удовлетворенность самих людей условиями жизни, труда и отдыха. Поскольку каждый человек имеет собственную шкалу предпочтений, одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности оценивается индивидами по-разному. Данный факт говорит о том, что на современном этапе развития общества определение людьми степени удовлетворенности качеством своей жизни представляется весьма сложной задачей. [5, с.416]

 

 

    1.  Потребительская корзина и потребительский бюджет

Для получения реальной картины  уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих  конкретные функциональные потребности  человека, в определенные отрезки  времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

"Потребительская корзина"  формируется по основным статьям расходов:

-питание;

-одежда, белье, обувь;  предметы санитарии, гигиены,  лекарства;

-мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

-жилищно-коммунальные услуги, культурно-просветительные мероприятия и отдых;

-бытовые услуги, транспорт,  связь; содержание детей в дошкольных  учреждениях; налоги, обязательные  платежи, накопления; прочие расходы.  [11, c.75]

Различают минимальную "потребительскую  корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, иррациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей  из двух взрослых и двух детей школьного  возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета  для семьи из четырех человек. [13, c.22]

Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.

Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь