Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 03:45, курсовая работа
Цель данной работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить особенности социальной политики в зарубежных странах, а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
-рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
Введение……………………………………………………………………….4
1Сущность, цели, принципы и направления социальной политики……...5
2 Основные показатели результативности социальной политики………...9
2.1 Уровень жизни, качество жизни…………………………………………9
2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет………………..11
2.3Социальная справедливость и кривая Лоренца………………………..13
3Особенности социальной политики в зарубежных странах………........16
4Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников ………………………………………
Более подробно можно рассмотреть корпоративную модель на примере Германии, проанализировав это "германское чудо" или "третий путь", как иногда называют социальную рыночную экономику Германии.
В экономике Германии преобладают следующие принципы:
1. Свободная конкуренция
(здесь основополагающим
2. Экономической свободе и ориентации на экономический рост.
3. Свобода внешней торговли,
свободный обмен валют и
Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике ставятся следующие цели и задачи:
1. Создание социального
порядка фирмы, когда рабочий
ценится как человек и
2. Реализация порядка конкуренции как задача права и деятельности правительства.
3. Антимонопольная политика
с целью борьбы со
4. Политика стабилизации, направленная на обеспечение безопасности рабочего, в период экономических спадов.
5. Выравнивание разности в доходах в соответствии с рыночным порядком (прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидии на жилье, бесплатное образование).
6. Политика развития городов и субсидий государства на не дорогостоящее жилье.
7. Передача капитала малым и средним фирмам, чтобы дать возможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большим капиталом.
8. Дальнейшее развитие социальной безопасности.
9. Городское планирование.
10. Введение правительством
кооперативных элементов
11. Минимальные зарплаты,
т.е. социальное рыночное
Германия продолжает свое экономические развитие и в своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
1. Окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии.
2. Дальнейшая интеграция
в рамках ЕС и расширение
Союза за счет стран
3. Проведение существенной
перестройки экономики в
4. Пенсионная реформа,
когда наряду с
5. Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний день является одним из острейших.
6. Развитие энергосберегающих
технологий за счет
Социальная рыночная экономика Германии остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики и усиление конкуренции в мире, другое дело, что возникает необходимость отказа в некоторых, изживших себя или сильно дорогостоящих проектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностями социальной безопасности.[20, с.3]
Либеральная модель.
Либеральная модель рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. В либеральной, во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США. [16, с.96]
Выделяют еще одну модель социальной политики - рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.
Таким образом, мы видим, что социальная политика в странах европейского сообщества и за пределами европейского континента реализуется по следующим основным направлениям: социал-демократическая модель, типичная для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия); корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса); либеральная модель (США, Великобритания). Социальная политика в этих странах развивается на достаточно высоком уровне. Социальные услуги здесь определяются как гражданские права, где все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Социальная политика этих государств включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами общественного договора в области экономической и социальной политики.
4 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь
Беларусь переживает сегодня
процесс трансформации
Выступая важнейшим
Программой социально-
В январе - октябре 2011 года денежные доходы в расчете на душу населения в целом по Беларуси составили 1 млн. 323 тыс. рублей в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 2 раза, бюджет прожиточного минимума - в 3,1 раза. В январе - октябре 2011 года общий объем денежных доходов населения составил 125,3 трлн. рублей и по сравнению с январем - октябрем 2010 года увеличился на 46,9%. Реальные денежные доходы (рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 2,5%. В течение 2011 года наблюдается замедление темпов роста реальных доходов населения. В общем объеме денежных доходов населения оплата труда занимает 65,2%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, - 11%, трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия и т.п.) - 20%, доходы от собственности и прочие доходы - 3,8%.
Оценка перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения [Приложение А - Таблица1], доступности образования [Приложение Б - Таблица 2], здравоохранения [Приложение В - Таблица 3] и социальной защиты. Денежные доходы в расчете на душу населения в 2010 г. Составили 952,4 тыс. руб. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работника в 2010 г. составила 1 217,3 тыс. руб., в январе-октябре 2011 г. составила 1780,6 тыс. руб., в том числе в октябре - 2318,0 тыс. руб., что свидетельствует о том, что происходит повышение заработной платы, а тем самым и повышение уровня и качества жизни людей. Средний размер назначенных пенсий на конец 2010 г. Составил 584,7 тыс. руб., по состоянию на ноябрь 2011 г. - 941 тыс. руб. В сравнении с 2009 г., где средний размер назначенных пенсий составлял 429 тыс. руб., наблюдается неплохой рост размера пенсий. Что касается уровня образования, то в 2010 г. на 55 учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, приходится 442,9 тыс. студентов, в сравнении с 2000 г., где студентов было только 281,7 тыс. человек и 57 таких типов учреждений. Но со средним общим образованием немного другая ситуация. В 2000 г. на 4772 учреждения, обеспечивающих получение общего среднего образования, приходится 1547,6 тыс. человек, а в 2010 г. на 3654 учреждения приходится 962,3 тыс. человек. Анализируя основные показатели здравоохранения следует отметить, что численность врачей всех специальностей постоянно растет: в 2000г. их насчитывалось 45,8 тыс. человек, в 2010 г. - 50,8 тыс. человек. Также растет число средних медицинских работников. Тем не менее число больничных организаций заметно уменьшилось: в 2000 г. их было 865, а к 2010 г. составило 661. А вот число амбулаторно-поликлинических организаций увеличивается и составляет в 2010 г. 2228 учреждений.
Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов: в 2000 году ВВП составлял 9134 млрд. руб.(после деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз)) ,в 2009 году- 137442 млрд. руб., в 2010 году- 162964 млрд. руб. В январе-октябре 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 216,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 7%. [10]. Значительно снизился уровень бедности, повысилась покупательная способность населения и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой [18, с.221].
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (в Беларуси на 1 ноября 2011 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,6% к численности экономически активного населения (на 1 ноября 2010-го - 0,7%)), охрана и безопасность труда ( в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи ГАСП), государственное регулирование социальной сферы [17, с.4-5]. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом [17, с.4].
Проведение макроэкономических
реформ, постепенная отмена субсидирования,
в том числе перекрестного
субсидирования, предполагает перестройку
социальной политики, обеспечивающую
переход от модели государственного
патернализма к рыночной модели, основанной
на социально-экономической
Эта модель предполагает:
1) обеспечение доступности
и бесплатности для всех
2) перераспределение социальных
расходов государства в пользу
самых уязвимых, малообеспеченных
групп населения при
3) предоставление трудоспособным
гражданам возможности своим
трудом и предприимчивостью
4)сокращение бедности и социального неравенства;
5) развитие человеческого потенциала.
Что касается человеческого потенциала, по индексу ИРЧП Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости.
Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь