Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа
Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.
Введение 3
Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5
1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5
1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14
Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24
2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24
2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
ЛЕКЦИЯ № 1. Структура
национальной экономики
1. Структура национальной экономики:
понятие, сущность и виды
Сущность национальной экономики состоит в том, что она пред
ставляет собой сложившуюся систему национального и общест
венного воспроизводства государства, в которой между собой
взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда,
сложившиеся в результате длительного исторического эволю
ционного развития конкретной страны. Влияние на особенности
национальной экономики оказывают исторические, культурные
традиции, географическое положение государства, его роль
в международном разделении труда и т. д.
В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как сис
тему, способную к саморегуляции, состоящую из различных ви
дов деятельности.
Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных
с ней наук и учебных дисциплин:
1) экономика промышленности;
2) экономика строительства;
3) экономика сельского хозяйства;
4) экономическая теория.
Структурный анализ национальной экономики, по словам его
основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и все
сторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того,
что структура является способом упорядочения различных еди
ниц в экономике и формирования между ними органичного взаи
модействия. Существуют два вида структуры национальной эко
номики:
1) экономические
структуры определяющие
вание экономических единиц национальной экономики. Изу
чение характера взаимосвязей между ними представляет ин
3терес, так как они определяют сущность национальной эко
номики;
2) неэкономические структуры, определяющие функциони
рование неэкономических единиц — культуру, образование
и т. д Их анализ представляет интерес только в той степени,
в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают
влияние на функционирование национальной экономики.
Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики от
личается пропорциями и отношениями между ее составляющими
частями. Пропорция — это значение подвергнутой анализу едини
цы национальной экономики по отношению к другим. Отноше
ния — это относительно устойчивые связи между единицами на
циональной экономики, способные к изменению и сохранению.
Ж. Ломм предлагает противоположное значение структуры на
циональной экономики. Это устойчивые отношения между еди
ницами национальной экономики, определяющие сущность на
циональной экономики во времени и пространстве.
Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного ана
лиза экономики, так как он позволяет определить ее сущность
и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исхо
дит из следующих особенностей структурного анализа националь
ной экономики:
1) он позволяет
более полно объяснить
циональной экономике процессы;
2) он дает
возможность на основании
в результате проведения структурного анализа, выработать бо
лее эффективную и результативную национальную экономи
ческую политику, которая будет более гибкой, адаптирован
ной и актуальной.
Структура национальной экономики — это совокупность исто
рически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству
функциональных взаимосвязей между различными единицами
национальной экономики.
Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение струк
туры национальной экономики как взаимосвязи между до
машними хозяйствами. Выделение этого вида структур свя
зано с тем, что домашние хозяйства являются мощным
4экономическим субъектом, производящим значительную
часть национального богатства, влияющим на характер других
взаимосвязей;
2) социальная структура, исходящая из деления националь
ной экономики на определенные сектора, которые находятся
между собой в органичной взаимосвязи. Деление произво
дится по различным критериям, например группам населе
ния, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государ
ственный и частный сектора экономики;
3) отраслевая структура, предполагающая выделение отрас
лей экономики и определение характера и сущности взаимо
связи между ними. Отрасль национальной экономики — это
единицы национальной экономики, в процессе обществен
ного производства выполняющие схожие функциональные
задачи. Этот вид структурирования национальной экономики
имеет большое значение, так как позволяет реализовать качест
венное прогнозирование экономического развития;
4) территориальная структура, предполагающая анализ гео
графического распределения производительных сил в рамках
национальной экономики — разделение национальной эко
номики на различные экономические районы;
5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из
определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
6) структура внешней торговли, предполагающая анализ ха
рактера соотношений различных товарных групп, их импорта
и экспорта.
Структура определенной национальной экономики постоян
но изменяется и трансформируется. Большое влияние на это ока
зывает научнотехнический прогресс, который изменяет харак
тер производства, способствует возникновению новых отраслей
и сфер экономики. Изменение характера общественного произ
водства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на
характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому струк
тура национальной экономики постоянно изменяется, что вы
нуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соиз
мерять реальную структуру с будущим ее развитием.
Структура конкретной национальной экономики формирует
ся под влиянием множества факторов — географических, культур
5ных, социальных, психологических и т. д. Она специфична при
менительно к каждой определенной стране и не может быть ис
кусственно внедрена. Со стороны государства может быть осу
ществлено только опосредованное влияние на нее.
Специфика структуры национальной экономики России обус
ловлена тем, что она сформировалась на основании структуры
СССР. В результате искусственного преобразования СССР была
разрушена существующая структура национальной экономики,
а далее происходило и происходит ее длительное становление.
2. Теории структурных реформ
национальной экономики
Необходимость структурных реформ обычно связана с упад
ком национальной экономики, затяжным экономическим кризи
сом. В ситуации, когда функционирование национальной эко
номики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, под
давлением населения правительство страны вынуждено пойти на
ряд крайних мер по изменению состояния национальной эконо
мики — на структурные реформы.
Направление структурного реформирования национальной
экономики определяется конкретными потребностями государ
ства, его положением в мировой экономике, вырабатывается на
основании оценки существующего положения страны и ее желае
мого будущего состояния. На этапе соизмерения существующего
состояния экономики и ее желаемого будущего состояния опре
деляется набор конкретной методологии достижения необходи
мых экономических показателей.
Проведение структурных реформ национальной экономики
всегда входит в поле деятельности государственного аппарата. Ни
один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает до
статочными ресурсами для того, чтобы осуществить структурное
реформирование. Поэтому источником и разработчиком рефор
мирования является только государство — государственный
аппарат.
Для того чтобы структурные реформы были более эффектив
ными, обычно они оформляются в виде программ — рассчитан
ных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой
6мероприятий.
Программы могут быть
содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают
конкретные особенности национальной экономики.
В большинстве стран их разработка и реализация связана с по
требностью создания необходимых условий для активного и ус
тойчивого экономического роста или выхода из затяжного эко
номического кризиса. Обычно они направлены на решение
нескольких масштабных экономических проблем.
В этом случае реформы ставят своей целью стабилизацию
национальной экономики, включая несколько небольших струк
турных реформ, связанных с привлечением иностранного ка
питала в страну. Как правило, программы структурных реформ
поддерживаются одной или несколькими международными ор
ганизациями, например МВФ. Но взамен этого они требуют
серьезных изменений в законодательстве страны сообразно ми
ровым нормам.
Программы кардинальных структурных реформ характерны
для харизматических популистских политических лидеров. В этом
случае они используются ими как метод получения власти, кон
центрации в своих руках политической власти. Взлет такого рода
реформ наблюдался в конце XX в. в странах Центральной и Вос
точной Европы. Зачастую они ограничиваются не только эконо
мической сферой, но выходят на культурную, духовную и т. д.
В конечном счете их результат напрямую зависит от конкретных
исторических, экономических, культурных особенностей страны.
Но, как показывает практика, за непродолжительным периодом
ускоренного экономического роста следует затяжной кризис. Так
как рост был создан искусственно (за счет единоразового влива
ния больших объемов иностранных инвестиций) и не имеет под
собой реальной основы, то он сменятся еще более сильной эко
номической депрессией. Ярким современным примером тому мо
жет быть Грузия, где на первых этапах говорили об экономиче
ском чуде, но после установления относительной устойчивости
новой политической власти наступил еще более всесторонний эко
номический кризис.
Реформа пенсионной системы является одним из наиболее
действенных механизмов структурного реформирования нацио
нальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перей
7ти к
системе негосударственных
как показывает практика, могут реализовать более эффективное
управление доверенными им финансовыми средствами. Но пол
ный уход государства не способствует установлению экономиче
ской стабильности — оно должно сохранить за собой право
регулирования деятельности негосударственных фондов. Рефор
мирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не
менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет
мобилизовать необходимые объемы финансовых ресурсов для раз
Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики