Проблемы структурной перестройки национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5

1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5

1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14

Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24

2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24

2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гос. регулирование экономики 1.docx

— 332.76 Кб (Скачать файл)

Для современной структуры собственности России характерно:

1) преобладание  теневых отношений собственности. Госу

дарство стремится урегулировать на законодательном уровне

отношения владения, распоряжения и использования собст

венности. В случае теневой экономики эти отношения не ре

гулируются государством, а протекают вне правового поля

(это совокупность  неурегулированных и неучтенных  на зако

нодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая

18экономика  отличается незаконным обогащением, чаще всего

насильственным присвоением собственности и перераспреде

лением национального богатства. По неофициальным дан

ным, более половины отношений объектов и субъектов соб

ственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не

урегулированы государством;

2) процесс  разгосударствления, т. е. приватизация  собствен

ности. Опыт развитых стран показывает, что активный эко

номический рост может быть реализован только в ситуации,

когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую

заинтересованность в результатах своего труда. Одним из зна

чимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право

собственности. Для того чтобы повысить экономический ин

терес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватиза

ции — передача физическим и юридическим лицам права соб

ственности, которое принадлежало ранее государству. Этот

процесс носил в России хаотический характер и мало способ

ствовал экономическому росту. Ошибки программы привати

зации привели к концентрации права собственности у неболь

шого числа людей — олигархов;

3) неразвитость  мелкого предпринимательства. В  развитых

странах основу экономики составляют малые предприятия

с частной собственностью на средства производства. В России

же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно

практически не развивается.

Основная проблема современной структуры собственности

в России заключается в создании условий для такой реализации

права собственности, которое сочетало бы интересы социальной

стабильности, справедливости и активного экономического раз

вития.

6. Структурные  изменения

в экономике современной России

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная

структурная реформа национальной экономики. В ее результате

сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятель

ности бала заменена на рыночную. Масштабы и сложность ре

19формирования  состоят в том, что в стране, где полностью отсутст

вовали рыночные отношения, они искусственным образом были

внедрены.

Объективными причинами начала реформирования стал на

метившийся в 1960х гг. и усугубившийся в начале 1980х гг.

затяжной экономический кризис, в результате которого практи

чески полностью прекратился экономический рост, наступило

состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни насе

ления. Совокупность негативных факторов привела к полити

ческой нестабильности, вылившейся в то, что существующая

власть не смогла удержать управление государством. Установив

шийся новый режим в начале 1990х гг. получил название «демо

кратия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал

населению быстрое решение экономических проблем, повыше

ние жизненного уровня. В условиях общего кризиса националь

ной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран

метод кардинального реформирования, заключавшийся в пол

ной отмене плановой экономики и установлении противопо

ложной ему либеральной экономической политики. Широко ис

пользовалась методология монетаристской экономической

политики, но она была мало адаптирована к конкретным усло

виям национальной экономики, а поэтому многие технологии,

давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Особенностью экономических реформ было то, что в услови

ях социалистического режима само понятие свободного рынка

отсутствовало. Необходимо было создать такие условия, в кото

рых возникли бы и начали нормально функционировать нор

мальные рыночные механизмы.

Программа реформ национальной экономики начала 1990х гг.

включала:

1) структурные  реформы;

2) приватизацию;

3) макроэкономическое  регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и на

логовой политике. С помощью чисто монетаристских методов го

сударство сдерживало темпы инфляции и одновременно реали

зовывало меры по поддержке производства.

20За период  экономических реформ Россия  прошла ряд глубо

ких экономических кризисов. Спад объемов промышленного про

изводства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полнос

тью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все бо

лее развивается и в настоящее время, заключается он в снижении

объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой перера

ботки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низ

кой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая про

мышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на

внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия

государства на пользование и владение землей была отменена.

Предполагалось, что предоставление права на владение землей

частным лицам положительным образом скажется на объемах

сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметраль

но противоположная ситуация — снижение объемов производ

ства в этом секторе в результате неконкурентоспособности.

В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая

тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйст

венной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объе

мов производства оказало снижение инвестиционной активности

государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направле

ниям и общий провал в рамках национальной экономики. Под

твердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов

инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации

начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая сегодня национальная экономика основана на

остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с ди

кими элементами рыночной экономики, в большинстве своем

носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жиз

ни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечест

венная экономика стоит перед решением проблем теневой эко

номики и реализации технологий общего устойчивого развития.ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов

национальной экономики

1. Совокупный  экономический потенциал:

понятие и сущность

Основным направлением функционирования современной

экономики России, ее реформирования является устранение сдер

живающих факторов и активизация развития экономики. Глав

ная роль в этом отводится развитию и повышению эффектив

ности использования совокупного экономического потенциала.

Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения ак

тивного и одновременно устойчивого экономического роста. Фор

мирование совокупного экономического потенциала является

сложным и многоэтапным процессом.

Потенциал — это определенная совокупность ресурсов, средств,

которые имеются в национальной экономике и могут быть задейст

вованы при необходимости в производстве. Это также и способ

ность государства, общества изменять определенную сферу дея

тельности.

Функционирование и развитие национальной и в целом всей

мировой экономики основано на экономических ресурсах и фак

торах. Экономические ресурсы — это то, что необходимо для произ

водства благ — товаров и услуг. От того, в каком количественном

и качественном отношении национальная экономика располага

ет ими, зависят темпы ее развития.

Соединение экономических факторов и ресурсов составляет

понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно

разнообразен по своему видовому содержанию и характеристи

кам, но в общем позволяет определить возможности националь

ной экономики к росту.

Совокупный экономический потенциал национальной экономи3

ки — это совокупная способность отраслей национальной эконо

мики производить определенные блага, отличающиеся качест

22венными  и количественными характеристиками, на конкретном

временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономиче

ского потенциала являются:

1) человеческие  ресурсы, а именно их количество  и качество;

2) объем  и структура производственного  потенциала промыш

ленности;

3) объем  и структура потенциала сельского  хозяйства;

4) протяженность, качество и структура транспортной  систе

мы страны;

5) научнотехнический  потенциал страны;

6) степень  развития непроизводственной сферы  экономики;

7) количество, качество и степень рациональности  использо

вания полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно за

висит от совокупных производительных сил и объемов богатства

национальной экономики. Он непосредственно отражает поло

жение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производст

венных возможностей всех отраслей национальной экономики.

Степень полноты его использования отличает степень развития

национальной экономики, так как определение совокупного эко

номического потенциала производится при соотнесении объемов

и структуры фактического производства благ и степени использо

вания производственных мощностей — производственного по

тенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне

экономической независимости национальной экономики, ее по

ложении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Ос

новным составляющим элементом совокупного экономического

потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профес

сиональная и квалификационная структура. В большинстве своем

определяющее значение для него имеет уровень развития промыш

ленности.

Совокупный экономический потенциал следует анализировать

со следующих двух позиций:

1) с позиции  имеющихся в национальной экономике  ресур

сов, которые могут быть использованы;

232) с позиции  способности с помощью имеющихся  в нацио

нальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хо

зяйственную деятельность по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к эконо

мическому потенциалу, так как для целей экономического роста

необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффек

Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики