Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, реферат
Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
· определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
· рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
· анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;
· характеристика показателей индикативного управления экономикой Пензенской области.
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ.
1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области.
2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)
2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области
Заключение
Список использованных источников информации
Таблица 2 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Средний вариант)
Наименование показателя |
Единица измерения |
2006 (отчетный) |
2007 (отчетный) |
2008 (прогнозный) |
2009 (прогнозный) |
2010 (прогнозный) |
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) |
тыс. чел. |
1442,6 |
1440,3 |
1435,4 |
1430,9 |
1426,7 |
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) |
тыс. чел. |
875,5 |
866,2 |
859,5 |
850,8 |
845,7 |
Численность экономическиактивного населения |
тыс. чел. |
738,8 |
729,3 |
726,8 |
720,6 |
719,6 |
Темпы роста ВРП |
% |
105,6 |
106,3 |
106,2 |
106,8 |
107,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году |
% |
109,3 |
111,2 |
111,9 |
112,1 |
112,9 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. |
Руб. |
4084 |
5011 |
6000 |
6450 |
6780 |
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. |
Руб. |
5790 |
6500 |
7000 |
7489 |
7780 |
3. Оптимистический (благоприятный) вариант.
Предусматривает наличие комбинации благоприятных внешних и внутренних условий развития Пензенской области. В сфере внешних международных условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей. Темпы роста мировой экономики превысят 4% в среднегодовом исчислении.
Процессы интеграции
России в мировую экономическую
систему, включая вступление в ВТО,
будут сопровождаться преобладанием
позитивных результатов. Интеграция будет
происходить на выгодных для России
условиях. В течение переходного
периода будут сохранены госуда
В части внутренних (российских) условий также будет складываться благоприятная ситуация. В России будут успешно осуществлены реформы социального сектора, жилищно-коммунального хозяйства и муниципальная реформа. Продолжится осуществление взвешенной финансовой и кредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притоку инвестиций, в том числе за счет стабилизационного фонда.
Таблица 3 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Оптимистический вариант)
Наименование показателя |
Единица измерения |
2006 (отчетный) |
2007 (отчетный) |
2008 (прогнозный) |
2009 (прогнозный) |
2010 (прогнозный) |
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) |
тыс. чел. |
1442,6 |
1440,3 |
1438,9 |
1435,5 |
1433,7 |
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) |
тыс. чел. |
875,5 |
866,2 |
862,9 |
860,2 |
858,6 |
Численность экономически активного населения |
тыс. чел. |
738,8 |
729,3 |
726,8 |
724,3 |
721,8 |
Темпы роста ВРП |
% |
105,6 |
106,3 |
106,9 |
107 |
107,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году |
% |
109,3 |
111,2 |
112,3 |
113 |
113,6 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. |
Руб. |
4084 |
5011 |
6300 |
6900 |
7550 |
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. |
Руб. |
5790 |
6500 |
7000 |
7600 |
8000 |
Таким образом, детально разработанный прогноз позволяет сформировать концепцию СЭР области, выделить приоритетные цели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области для потенциальных инвесторов.
2.2 Система
индикативного управления
Наиболее распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.
С точки зрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, в котором отражаются направления деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей индикаторов, характеризующих СЭР территории.
Основные признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:
· индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);
· если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;
· цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;
· план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.
Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].
В качестве субъектов
этой системы выступают
Система индикативного управления базируется на следующих положениях [7, 89].
1.
2. Ответственность за реализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции).
3. В качестве
критериев оценки результата
реализации функции
4. СИУЭР осуществляется
с применением методов (
Объем функций органов исполнительной власти по реализации этой системы утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных региональных социально-экономических институтов.
Оценка реализации функции осуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются на основе реального и прогнозируемого состояния объекта управления. Индикатор, установленный «в точках» рассогласования реального и прогнозируемого состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий.
Эти индикаторы используются для [1]:
· оценки реального социально-экономического положения Пензенской области;
· оценки эффективности осуществления муниципальными образованьями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;
· задания уровня социального благополучия (пороговых значений) в составе государственного заказа на управление;
· контроля за достижением запланированных результатов;
· принятия регулирующих воздействий;
· оценки деятельности исполнительных органов государственной власти;
· оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Пензенской области в уставном капитале которых составляет более 25 процентов.
В составе СИУЭР ежегодно формируется [1]:
1. доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы;
2. региональные целевые программы и федеральные целевые программы, в реализации которых участвует Пензенская область, ведомственные целевые программы (далее – целевые программы);
3. государственный заказ на управление;
4. соглашения между исполнительными органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов;
5. государственный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд на планируемый год;
6. региональная инвестиционная программа на три и один планируемые годы;
7. нормативная бюджетная потребность на объем услуг населению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год;
8. проект бюджета Пензенской области на планируемый год.
Управление финансированием затрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению в рамках государственных социальных гарантий, государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерство финансов Пензенской области.
Нормативной правовой и методической основой реализации СИУЭР Пензенской области являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области.
Заключение
Анализ социально-
Разрабатываемые
и утверждаемые комплексные прогнозы
и программы СЭР региона
Несмотря на
положительные моменты, связанные
с применением на региональном уровне
различных методов
Список использованных источников информации
1. Постановление Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области» // СПС «Гарант», 22.03.08.
2. Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант», 22.03.08.
3. Белкина Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. - 2007.- № 2. - С. 40-45.
4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2005.
5. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2000.
6. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2006. - № 4. – С. 37-42.
7. Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 87-91.
Информация о работе Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона