Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:36, доклад
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
1. Основные тенденции социально-экономического развития в 2013 году
5
2. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
12
2.1. Мировая экономика
20
2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
56
2.3. Условия экономического развития
61
2.4. Факторы экономического роста
73
2.5. Инвестиции в основной капитал
92
2.6. Демографические тенденции и социальное развитие
96
2.7. Макроэкономическая устойчивость
105
2.8. Риски базового варианта прогноза
109
3. Параметры инфляции. Цены производителей. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора
113
3.1. Прогноз параметров инфляции
113
3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ в 2014 - 2016 годах
119
4. Структурная политика: развитие отраслей экономики и социальной сферы
135
4.1. Научно-техническая и инновационная сферы
135
4.2. Промышленность
145
4.3. Агропромышленный комплекс
261
4.4. Рыбохозяйственный комплекс
275
4.5. Транспорт
278
4.6. Связь
302
4.7. Торговля (потребительский рынок)
314
4.8. Малое и среднее предпринимательство
329
4.9. Отрасли социальной сферы
343
4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
364
5. Институциональные преобразования в экономике. Посткризисные и модернизационные процессы
378
6. Внешнеэкономическая деятельность
405
7. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации
419
8. Основные показатели системы национальных счетов
444
применение при закупке критерия стоимости жизненного цикла,
обеспечение при формировании планов закупок товаров для государственных и муниципальных нужд приоритета закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:
содержание и развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и воздушной, повышение безопасности транспорта, расширение автодорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;
модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
расширение поддержки несырьевого экспорта;
повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса (включая программу утилизации подержанных автотранспортных средств);
развитие минерально-сырьевой базы, развитие лесопромышленного комплекса;
модернизация легкой промышленности.
На сбалансированное региональное развитие направлены:
дотации региональным бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением социальных вопросов;
ФЦП регионального развития;
подготовка проведения общенациональных мероприятий: программа строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи, универсиады в г. Казани, подготовки к проведению чемпионата мира по футболу, включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса.
Будет активно поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, в том числе через развитие программы финансирования и обеспечение гарантий по предоставляемым кредитам.
Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2014 - 2016 гг. станет создание международного финансового центра.
Кроме того, необходимо активизировать институциональные преобразования, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.
Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2013 - 2015 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.
Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления в 2014 - 2016 гг., включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве).
2. Улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования, реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будут осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации.
3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.
4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.
Совершенствование банковской системы и банковского надзора будет осуществляться в соответствии с разрабатываемой Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года по следующим направлениям:
обеспечение открытости и прозрачности деятельности кредитных организаций;
упрощение и удешевление процедур реорганизации;
оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;
развитие системы микрофинансирования.
В рамках развития страхового сектора будет организована работа по совершенствованию регулирования в сфере обязательного страхования; определение механизмов взаимодействия государства и страховых организаций в целях возмещения ущерба; защиту прав потребителей страховых услуг; совершенствование отчетности, повышение эффективности управления рисками, совершенствование процедур страхового надзора.
2.3. Условия экономического развития
Реформирование налоговой политики
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
В среднесрочный период будет применяться действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов.
В Государственной Думе рассматриваются внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов).
В качестве наиболее значимого изменения следует предусмотреть переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества к предоставлению данного вычета применительно к нескольким объектам недвижимости.
Будет также проводиться работа, направленная на выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц.
2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов в рамках создания Международного финансового центра (более подробная информация изложена в приложении).
3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.
Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В целях реализации указанных мероприятий Минфином России в 2013 году будет подготовлен проект федерального закона, предусматривающий, в частности:
уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.
Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.
Предполагается, что организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия определенным критериям.
5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.
В Налоговом кодексе Российской Федерации предполагается предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
Будет проделана работа, направленная на определение порядка учета бонусов и скидок.
6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
6.1. В части НДПИ при добыче нефти и природного газа предлагается следующее:
завершение работы по изменению системы налогообложения добычи газа горючего природного и газового конденсата путем установления порядка исчисления НДПИ при их добыче на основе формульного подхода с привязкой соответствующих ставок НДПИ к стоимости корзины добытого углеводородного сырья;
завершение работы по подготовке нового режима налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации и в Каспийском море, путем установления специальной системы налогового и таможенно-тарифного регулирования деятельности, связанной с освоением новых морских месторождений углеводородов;
завершение разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.
6.2. В части НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых предлагается следующее:
провести оценку целесообразности установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых, а также проработка вопроса об установлении ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых с учетом мировых цен на соответствующие полезные ископаемые;
проведение анализа влияния принятых в 2011 - 2012 гг. и планируемых к принятию в 2013 - 2014 гг. мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах на экономику добычи твердых полезных ископаемых, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях, по результатам которого в случае необходимости будет проработан вопрос о подготовке соответствующих предложений с рассмотрением возможности установления налоговых преференций по НДПИ при добыче некоторых видов твердых полезных ископаемых на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа;
проработка вопроса и в случае необходимости подготовка соответствующих предложений об изменении существующих подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ добычи драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд;
рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.
Водный налог.
Будет продолжена работа по приведению положений Налогового кодекса в соответствие с законодательством Российской Федерации в области использования подземных водных объектов в части уточнения порядка налогообложения водным налогом пользования подземными водными объектами (после вступления в силу в 2007 году новой редакции Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ).
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц.
В настоящее время подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", предусматривающий включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое.