Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:36, доклад
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
1. Основные тенденции социально-экономического развития в 2013 году
5
2. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
12
2.1. Мировая экономика
20
2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
56
2.3. Условия экономического развития
61
2.4. Факторы экономического роста
73
2.5. Инвестиции в основной капитал
92
2.6. Демографические тенденции и социальное развитие
96
2.7. Макроэкономическая устойчивость
105
2.8. Риски базового варианта прогноза
109
3. Параметры инфляции. Цены производителей. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора
113
3.1. Прогноз параметров инфляции
113
3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ в 2014 - 2016 годах
119
4. Структурная политика: развитие отраслей экономики и социальной сферы
135
4.1. Научно-техническая и инновационная сферы
135
4.2. Промышленность
145
4.3. Агропромышленный комплекс
261
4.4. Рыбохозяйственный комплекс
275
4.5. Транспорт
278
4.6. Связь
302
4.7. Торговля (потребительский рынок)
314
4.8. Малое и среднее предпринимательство
329
4.9. Отрасли социальной сферы
343
4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
364
5. Институциональные преобразования в экономике. Посткризисные и модернизационные процессы
378
6. Внешнеэкономическая деятельность
405
7. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации
419
8. Основные показатели системы национальных счетов
444
Благодаря мерам нормализации балансов и монетарному стимулированию экономики в 2013 году риски резкого замедления существенно снизились. В 2013 году развитые страны проходят пик консолидации, и уже с 2014 года снижение масштабов бюджетного сжатия должно ослабить давление на экономику со стороны сокращения госсектора и повысить потенциал ускорения темпов роста.
Основные варианты прогноза (варианты 1 - 3) и дополнительный вариант С базируются на достаточно позитивном сценарии развития мировой экономики.
В США постепенное завершение программы выкупа активов QE-3 не приведет к резкому снижению стоимости активов и существенному росту ставок. Удастся избежать значительного сокращения инвестиционных ресурсов, а Казначейство будет иметь возможность размещать активы, необходимые для финансирования дефицита бюджета, на приемлемых для инвесторов условиях, не вызывающих значительного повышения стоимости обслуживания госдолга.
Настроения и кредитоспособность американских потребителей и корпоративного сектора, конкурентоспособность американских товаров, дешевый кредит и рост занятости будут обеспечивать устойчивый рост спроса и приток инвестиций. Медленный рост издержек будет стимулировать американские предприятия к возвращению производств на территорию США, американская энергетика будет претендовать на лидирующие мировые позиции, обеспечивая потребности внутреннего рынка и увеличивая конкурентные преимущества, удерживая цены энергоресурсов на относительно невысоком уровне.
Рост производительности и сокращение издержек в экономике США будет способствовать росту промышленности, расширению экспорта и укреплению доли американских товаров и услуг на внешних рынках, особенно в секторах высокотехнологичного машиностроения, гражданской и военной авиатехники и услуг. США вышли на примерную сбалансированность динамики экспорта и импорта, которая согласно прогнозу сохранится вплоть до 2016 года, что позволит постепенно улучшить балансы и снизить остроту диспропорций уровней потребления и накопления.
Благоприятные условия для роста спроса на внутреннем и внешнем рынках, включая дешевый кредит и высокие показатели прибыли корпораций, позволят сохранить высокую динамику инвестиций. Несмотря на рост долгосрочных процентных ставок, рынок жилья будет восстанавливаться, создавая условия для роста потребительских расходов. Динамика инвестиций в жилищное строительство в США в 2014 - 2016 гг. может приближаться к 10-процентной траектории роста. По темпам роста инвестиций в основной капитал США сохранят лидерство среди развитых стран, а среди стран большой двадцатки будут уступать только Китаю.
В этих условиях темпы роста занятости и оплаты труда в период до 2016 года могут оставаться умеренными и будут наблюдаться в основном в строительстве и сфере услуг. Давление на расширение внутреннего спроса, оказываемое факторами сокращения издержек, может сделать неустойчивой на протяжении периода до 2016 года динамику доходов домашних хозяйств и расходов потребителей. Расширение этих компонентов внутреннего спроса будет поддерживаться ростом активов домохозяйств и расширением кредита.
В 2014 - 2016 гг. возможно ускорение
роста экономики США
до 2,3 - 2,8%, основанного на инвестиционной
активности, росте производительности,
нормализации рынка труда, расширении
потребления населения и продолжении
нормализации жилищного сектора американской
экономики.
Зона евро в прогнозный период будет оставаться под бременем накопленных долгов, уровень которых по отношению к ВВП в связи со спадом в целом за 2013 год и необходимостью финансировать дефициты бюджетов будет продолжать увеличиваться. Безработица будет оставаться на уровне, близком к историческому максимуму, затяжной характер рецессии будет предопределять значительное снижение инвестиций и внутреннего спроса.
Основной вариант прогноза базируется на успешной реализации необходимых мер поддержки рефинансирования долга проблемных стран, что даст возможность сократить финансовую фрагментацию стран монетарного союза, закрепиться на траектории роста и нормализовать состояние бюджетов проблемных стран вследствие как роста поступлений доходов, так и сокращения расходов. Стабилизация экономики стран общей валюты будет поддерживаться стимулирующей монетарной политикой, рекордно низкими базовыми ставками, реализацией мер уменьшения финансовой фрагментации, укрепления европейских интеграционных механизмов. Скажутся результаты работы единого надзорного механизма банковского сектора на основе Европейского центрального банка.
В стабилизации европейской экономики роль локомотива сохранится за экономикой Германии, экспортный потенциал и расширение внутреннего рынка которой будут создавать условия для углубления интеграционных процессов, совместного решения странами региона неотложных проблем рефинансирования суверенного долга и создания новых механизмов европейской стабильности и монетарной централизации. В период до 2016 года Германии удастся сохранить практически сбалансированный бюджет и удерживать безработицу на рекордно низком уровне за послевоенный период. Сокращению зависимости экономики от динамики основных торговых партнеров будет способствовать сдвиг в пользу частного потребления, инвестиций и расходов при негативном вкладе чистого экспорта. Согласно основному варианту прогноза, ВВП в 2013 году возрастет на 0,5%, что поможет обеспечить Германии ресурсы, необходимые для оказания финансовой помощи кризисным странам зоны евро в предусмотренных европейским механизмом стабильности объемах. Соответственно, Германия занимает жесткую позицию относительно выполнения кризисными странами обязательств фискальной консолидации. В 2014 - 2016 гг. динамика повысится до 1,3 - 1,7 процента.
В случае успешной реализации политики стабилизации, укрепления стабилизационных и успешного развития интеграционных механизмов рецессия в странах зоны евро в 2013 году будет незначительной и снижение ВВП не превысит 0,5%. Темпы роста Германии и некоторых других стран останутся положительными и будут способствовать преодолению кризиса в группе проблемных стран (Италия, Испания, Португалия, Греция и некоторые другие).
Слабое восстановление экономики Еврозоны может начаться уже в 2014 году с темпом, не превышающим 1%. Только в 2015 - 2016 гг. динамика может возрасти до 1,4 - 1,7% в случае успешной реализации планов создания банковского союза, восстановления инвестиций, кредита и потребительской активности. Прогнозируется, что лидером восстановления с 2013 года будет экономика Германии, в 2014 году к ней присоединится Франция, впоследствии, ближе к окончанию прогнозного периода, Италия и Испания.
Рост экономики Японии будет поддерживаться монетарными факторами, включающими масштабную скупку облигаций государственного долга со стороны Центрального банка Японии для достижения целевых ориентиров в 2% инфляции и удвоения денежной массы к началу 2015 года. Эти меры должны обеспечить активизацию стимулирования вялого потребления домохозяйств и промышленного производства, восстановления после землетрясения. Рост со стороны внешнего спроса будет поддерживаться повышением конкурентоспособности экспорта, с целевым ориентиром роста за четыре года на 20% к 2016 году посредством девальвации иены до уровня около 100 иен за доллар. Однако рост экспорта может вызвать усиление давления на национальную валюту, которое может быть нейтрализовано лишь интервенциями Банка Японии и ростом доходности долларовых активов. Тем не менее темпы роста ВВП в 2014 - 2016 гг. будут постепенно снижаться с 1,4% в 2014 году до 1,2% в 2016 году. При этом экономический рост будет сдерживаться торможением частного спроса и государственных расходов, вызванных необходимостью выхода из программ выкупа активов и сокращения дефицита бюджета с 9,8% ВВП в 2013 году до 5% ВВП в 2016 году, снижения государственного долга с 245% ВВП в 2013 году до 244% ВВП в 2016 году.
При реализации оптимистического сценария сохранится тенденция опережающего роста развивающихся стран.
В экономике Китая будет продолжаться политика поддержания темпов роста (их управляемого умеренного снижения) при сохранении платежеспособности ведущих китайских банков и заемщиков. Темпы роста ВВП Китая удержатся в сравнительно высоком диапазоне 7,1 - 7,4% под влиянием мер стимулирования внутреннего спроса и прежде всего роста доходов и потребления домашних хозяйств.
В результате постепенного восстановления темпов роста в мировой экономике будет происходить уменьшение ранее накопленных диспропорций в уровнях потребления и сбережения, а так же торговле и платежах, что создаст предпосылки для дальнейшего расширения емкости глобальных рынков сбыта.
Базовый вариант прогноза предусматривает сохранение позитивных тенденций восстановления мировой экономики и отсутствие взаимного угнетающего влияния замедления развитых и развивающихся экономик. В этих условиях рост мировой экономики в 2013 году составит 2,9%, а к 2016 году динамика мировой экономики будет близка к 4%-ной траектории роста.
Вместе с тем прогнозный период характеризуется сохраняющейся неопределенностью перспектив устойчивой высокой динамики как развивающихся стран, так и колебаниями темпов восстановления экономик развитых стран. Реализация негативных рисков представлена в дополнительном сценарии А.
В США завершение программы QE-3 может оказать негативное влияние на настроения инвесторов, вызвать рост доходности государственного долга и дестабилизировать рынок ипотечных облигаций и возможную потерю стоимости других активов, спровоцировав потерю капитала инвесторами. Динамика внутреннего спроса может начать снижаться под влиянием увеличения стоимости заимствований и снижения стоимости активов. Восстановление программы стимулирования может не успеть сгладить негативный эффект. Необходимость повышения пределов госдолга сохраняет риск фискального обрыва и реализации варианта жесткой бюджетной консолидации. В этом варианте рост американской экономики не превысит 2 процентов.
В европейской экономике риски обусловлены задержкой в создании финансовых и политических институтов, необходимых для сокращения финансовой фрагментации стран общей валюты, остается ограниченной способность европейских банков справиться с возможными потерями по причине отсутствия полноценного банковского союза. Формирование ресурсов Европейского механизма стабильности отложено до начала работы Единого надзорного органа. Сохраняются риски недостаточной эффективности работы программы Европейского Центрального Банка Outright Monetary Transactions (OMT) или прямого выкупа облигаций суверенного долга до 3 лет для ограничения роста долговой нагрузки. В этих условиях сразу несколько стран Еврозоны в 2014 - 2016 гг. будут продолжать балансировать на грани рецессии, что приведет к подавлению деловой активности в большинстве стран региона. Роль экономики Германии, как локомотива европейского роста, будет ослаблена снижением динамики экспорта, вызванным сокращением спроса Евросоюза и развивающихся стран.
Стоимость обслуживания долгов проблемных европейских стран может вернуться на уровень выше 6%-ной отметки, что приведет к существенному росту долговой нагрузки на экономику и увеличению отношения госдолга к ВВП. В условиях этого варианта рост европейской экономики не сможет подняться выше 0,6 процента.
В Японии возможности экспортной экспансии будут ограничены вялостью основных рынков сбыта и инвестиций в США, Европе, Китае и Индии. Дешевая иена удорожает импорт, а потребление домохозяйств останется вялым. Японии, как и другим странам, придется прибегнуть к более жесткой бюджетной консолидации, сокращению государственного долга. В этих условиях рост ВВП Японии составит 0,8% в 2014 году с понижением до 0,5% к 2016 году.
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны могут стать более чувствительными к перспективам ужесточения денежно-кредитной политики и мер консолидации балансов развитых стран под влиянием увеличивающихся рисков оттока капитала в условиях возможного замедления потенциальных факторов экономической динамики собственных экономик.
В прогнозный период вероятно сохранение достаточно высоких рисков замедления динамики стран БРИКС и ухудшение перспектив для стран-экспортеров биржевых товаров. Факторами прогрессирующего замедления экономики Китая станет снижение возможностей потенциального роста, ужесточение условий кредитования под влиянием реформы финансового сектора, сжатие инвестиционной активности жилищного сектора и других секторов экономики, нарастивших избыточные мощности в период экономического бума. В случае реализации этих рисков динамика экономики Китая к 2016 году будет ниже 6,5 процента.
В условиях реализации варианта А траектория роста мировой экономики снизится и будет находиться на уровне около 3 и менее процентов на протяжении всего периода до 2016 года.
Прогноз экономического развития стран СНГ
Динамичный рост экономик стран СНГ, без учета динамики России, который в 2010 - 2011 годах составлял около 6%, существенно затормозился в 2012 году до 3,1%. Ожидается, что в 2013 году замедление продолжится до 2,6% и будет ниже роста мировой экономики.
Для большинства стран региона ухудшились как внешние, так и внутренние условия развития. Рост промышленного производства серьезно затормозился на фоне спада европейской экономики и мировых цен на сырьевые товары. Сказалось также резкое снижение роста спроса на товары стран СНГ со стороны России.
С другой стороны, ужесточение фискальных и монетарных политик в ряде стран региона привело к существенному торможению инвестиционного спроса. Основным драйвером роста в ключевых странах СНГ остается впечатляющий рост заработной платы, который трансформируется в потребительский спрос. Рост потребления также поддерживается снижением инфляции по региону в результате динамики цен на продовольствие.
В 2013 году не только в негативных, но и в основных вариантах прогноза в регионе СНГ существенно обострились риски потери роста. Экономика региона продолжит замедляться под влиянием стагнации экономики Белоруссии и спада в Украине. Рост Казахстана останется устойчивым, но будет поддерживаться ростом экспорта за счет освоения новых месторождений. Значительно сократится спрос на конкурентный экспорт региона, существенно обострятся общие для развивающихся экономик риски масштабного оттока капитала и существенного обесценения национальной валюты. Возрастает стоимость внешних заимствований и финансирования дефицита текущего счета. Рост долговой нагрузки на экономики стран делает реальной перспективу отказа от существующих обязательств перед партнерами по СНГ.