Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:36, доклад
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
1. Основные тенденции социально-экономического развития в 2013 году
5
2. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
12
2.1. Мировая экономика
20
2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
56
2.3. Условия экономического развития
61
2.4. Факторы экономического роста
73
2.5. Инвестиции в основной капитал
92
2.6. Демографические тенденции и социальное развитие
96
2.7. Макроэкономическая устойчивость
105
2.8. Риски базового варианта прогноза
109
3. Параметры инфляции. Цены производителей. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора
113
3.1. Прогноз параметров инфляции
113
3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ в 2014 - 2016 годах
119
4. Структурная политика: развитие отраслей экономики и социальной сферы
135
4.1. Научно-техническая и инновационная сферы
135
4.2. Промышленность
145
4.3. Агропромышленный комплекс
261
4.4. Рыбохозяйственный комплекс
275
4.5. Транспорт
278
4.6. Связь
302
4.7. Торговля (потребительский рынок)
314
4.8. Малое и среднее предпринимательство
329
4.9. Отрасли социальной сферы
343
4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
364
5. Институциональные преобразования в экономике. Посткризисные и модернизационные процессы
378
6. Внешнеэкономическая деятельность
405
7. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации
419
8. Основные показатели системы национальных счетов
444
За январь - июль 2013 г. цена на медь снизилась на 7% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в июле цена на медь составила 6,9 тыс. долларов США за тонну.
Производство и потребление меди
(млн. т в год)
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год | |
Мировое производство |
20,1 |
21,0 |
22,1 |
22,9 |
24,0 |
Мировой потребление |
20,5 |
20,6 |
21,4 |
21,9 |
22,6 |
Изменение запасов |
-0,4 |
0,4 |
0,7 |
1,0 |
1,4 |
Цена меди, долл. за тонну |
7950 |
7200 |
7050 |
7000 |
7000 |
Источник: International Copper Study Group; UNCTAD; LME; прогноз Минэкономразвития России (МЭР);
IHS Global Insight; World Bank.
В основном варианте прогноза цены на медь снизятся до среднего уровня 7200 долларов США за тонну в 2013 году. В 2014 года снижение цен на медь в базовом сценарии продолжится, цены могут стабилизироваться на среднем уровне 7000 долларов США за тонну в 2015 - 2016 годах.
На стороне рисков более значительного снижения цен окажутся относительно невысокие темпы восстановления отраслей промышленности с высоким потреблением меди и дополнительное депонирование на биржевых площадках около 0,5 млн. т поставок меди из стран Африки и 0,4 млн. т - из Перу в период до 2016 года.
Никель
На цены на никель продолжает влиять замедление роста промышленности в США и КНР, а также рецессия в зоне евро и данные о сокращении промышленных заказов в Германии. Котировки металла сокращаются также под влиянием высоких запасов на биржевых складах лондонской и шанхайской бирж.
С января по июль 2013 года цена на никель снизилась на 21,5% - до 13705 долларов США за тонну - это почти абсолютный минимум последних лет, цена опускалась ниже только в первой половине кризисного 2009 года. Вместе с тем есть основания предполагать, что эта тенденция существенно ослабнет, так как при такой цене производители будут вынуждены ограничить предложение металла, поскольку уровень издержек эквивалентен 17 тысячам долларов США за тонну. Инвесторы же получат стимул покупать с расчетом на восстановление спроса со стороны отраслей и стран-потребителей.
Производство и потребление никеля
(тыс. тонн в год)
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год | |
Мировое производство |
1741 |
1860 |
1914 |
1972 |
2040 |
Мировой спрос |
1671 |
1770 |
1823 |
1883 |
1959 |
Изменение запасов |
70 |
90 |
91 |
89 |
81 |
Цена никеля, долл. за тонну |
17536 |
15000 |
16500 |
18000 |
19500 |
Источник: International Nickel Study Group; UNCTAD; LME; прогноз Минэкономразвития России (МЭР);
IHS Global Insight; World Bank.
По оценкам, в соответствии с базовым вариантом прогноза, цена за тонну никеля в 2013 году может составить 15 тысяч долларов, однако в 2014 - 2015 годах с оживлением восстановительных процессов цены повысятся до 17-19 тыс. долларов. В дальнейшем, по мере ускорения восстановления деловой активности цены на никель возобновят рост до 21 тысячи долларов США за тонну к 2016 году.
Продовольственный рынок
Ситуация на продовольственном рынке в 2012 году во многом определялась перспективами производства зерновых, кукурузы и масличных культур в США, а также последствиями засухи в ряде зернопроизводящих стран (Черноморского региона и Австралии). Существенное понижение прогноза по кукурузе вследствие засухи в США (почти на 100 млн. т) стало одним из существенных факторов возобновления роста мировых цен на зерно при этом новая волна повышения также возможна зимой или весной 2014 года.
Производство и потребление пшеницы
(млн. тонн)
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год | |
Производство |
651,4 |
686,6 |
695,0 |
700,0 |
705,9 |
Потребление |
675,1 |
689,9 |
694,8 |
700,6 |
706,5 |
Переходящие запасы |
174,2 |
170,9 |
171,1 |
170,5 |
169,9 |
Изменение запасов |
-23,7 |
-3,3 |
0,2 |
-0,6 |
-0,6 |
Цена прогноз МЭР (долл./т) |
300 |
280 |
283 |
294 |
300 |
Консенсус-прогноз |
287 |
290 |
304 |
309 |
Источник: Минсельхоз США; прогноз Минэкономразвития России (МЭР); IHS Global Insight; World Bank.
Среднесрочный прогноз мирового производства и потребления пшеницы оставался благоприятным, особенно после засухи 2012 года и понижения оценок урожая зерновых. Предполагается, что в 2013 году производство пшеницы будет незначительно отставать от потребления, благодаря чему переходящий запас пшеницы уменьшится на 3,3 млн.тонн до 170,9 млн. тонн, что составляет всего 25% от мирового потребления против обычных 30%. В последующие годы неблагоприятное воздействие неурожая 2012 года будет ослаблено, но потребление будет превышать предложение с повышательным давлением на цены.
Негативный импульс из США вместе со слабыми урожаями в других регионах будет довольно продолжительным. Засуха по-прежнему влияет на урожаи кукурузы в северном полушарии, в результате чего мировое производство может сокращаться на 3 - 4% ежегодно.
Прогноз по запасам пшеницы на 2014 год несколько снижен, главным образом в связи с ожидаемым сокращением производства и ростом потребления в сезон 2013 - 2016 годов В целом, мировой показатель отношения объема запасов зерновых к уровню их потребления может снизится до 23,2%, что на 2 процентных пункта ниже показателя за сезон 2012 - 2013 годов.
Рост цен на зерно обусловит замедление роста объемов кормового потребления. При этом цены на продукцию животноводства останутся на стабильно высоком уровне.
Мировая торговля, согласно прогнозу Мирового совета по зерну (World Grain Council), будет на 13,3 млн. тонн ниже отметки сезона 2012 - 2013 годов и составит 132,7 млн. тонн, что связано преимущественно с уменьшением импорта кормового зерна.
В США и Украине экспортное предложение снизилось, и хотя в Бразилии, Аргентине и Южной Африке следующие урожаи могут быть более высокими, на рынках остаются преобладающими опасения сокращения предложения объемов экспорта зерновых.
По данным Мирового совета по зерну, снижение урожая пшеницы и кукурузы впервые с 1993/94 года приведет к спаду потребления. Уровень мировых запасов, согласно прогнозу, упадет до шестилетнего минимума, при этом особенно резкий спад ожидается в основных странах-экспортерах.
В то же время мировое производство риса в 2012/2013 году, согласно прогнозу, возрастет до рекордных 466 млн. тонн (464 млн. тонн). Тем не менее после интенсивного расширения в прошлом году, обусловленного ростом производства, потребление должно увеличиться лишь умеренно - до 465 млн. тонн (459 млн. тонн).
Учитывая инерционный характер баланса между мировым производством и спросом, существенного изменения объема мировых переходящих запасов не ожидается, учитывая лишь умеренный рост в основных странах-экспортерах риса.
По оценкам, в соответствии с базовым вариантом прогноза цена за тонну пшеницы в 2013 году может составить 280 долларов США. В зависимости от факторов зернового производства ценовой диапазон к 2016 году составит от 250 до 350 долларов США за тонну (300 долларов США за тонну в соответствии с базовым вариантом прогноза).
2.2. Основные приоритеты
социально-экономического
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2014 - 2016 гг.) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.
В ближайшие годы наряду с решением задач бюджетной консолидации необходимо сделать задел для реализации долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение устойчивости национальной финансовой системы, использование бюджетного правила при определении предельного объема расходов федерального бюджета и снижение инфляции;
улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие;
становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.
Деятельность Правительства Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента, развитие и реформирование пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
реализация мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;
развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.
На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:
поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ и инновационных территориальных кластеров;
создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";
стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;
поддержка инновационной активности на региональном уровне;
реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года;
реализация подпрограммы "Стимулирование инноваций" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика"
реализация мероприятий дорожных карт "Развитие биотехнологий и генной инженерии", "Развитие оптоэлектронных технологий (фотоники)", "Развитие отрасли производства композитных материалов", "Развитие отрасли информационных технологий", "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", дорожной карты в области инжиниринга и промышленного дизайна;
реализация отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе: