Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 04:10, курсовая работа
Тема уровня и качества жизни привлекает внимание широкого круга исследователей, является предметом научных дискуссий, что говорит об ее несомненной актуальности. Особенно важен этот вопрос для нашей экономики, в которой уровень жизни населения существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому на современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Уровень и качество жизни населения………………………………5
Понятие уровня жизни и система показателей…………………………..5
Качество жизни……………………………………………………………13
Глава 2 Анализ уровня жизни населения на примере г.Уфа РБ …………..15
2.1 Анализ развития транспортной инфраструктуры…………………….15
2.2Анализ развития здравоохранения……………………………………..19
2.3 Анализ развития образования………………………………………….25
Глава 3 Проект по улучшению социальной инфраструктуры…………..32
3.1. Пути совершенствования социальной инфраструктуры ……………...32
Заключение…………………………………………………………………….42
Список литературы ……………………………………………………………44
Приведенный перечень официальных статистических показателей не может обеспечить всестороннюю оценку уровня жизни. Для более полной и достоверной характеристики уровня жизни необходимо привлечение широкого круга показателей, охватывающих различные стороны жизни населения:
Также существует система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включающая широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:
С 1990 г. ООН подсчитывает агрегированный показатель, по которому в определенной мере можно оценить качество жизни в различных странах, дать его сравнение. Этот показатель первоначально получил название «индекса развития человека». В настоящее время он называется «индексом развития человеческого потенциала». Он рассчитывается как средневзвешенная из трех показателей:
• национального дохода на душу населения;
• образовательного уровня взрослого населения;
• ожидаемой продолжительности жизни.
Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах.
Представления об уровне жизни меняются со временем и связаны не только с уровнем доходов населения, но и с уровнем его культуры, другими составляющими. Поэтому его уровень не может быть исследован раз и навсегда, ему свойственно меняться, причем иногда кардинально и в короткие сроки.
Таким образом, уровень жизни – сложное и многогранное понятие, которое выражает степень удовлетворенности жизненных потребностей граждан. Существует целый спектр различных теоретических подходов к определению уровня жизни и толкований этого понятия, а также при измерении уровня жизни населения используются различные системы показателей. Специалисты ООН рекомендуют учитывать 12 групп показателей, а с 1990 года используют Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
1.2 Качество жизни
Качество жизни – совокупность характеристик, отражающих условия жизни человека. Качество жизни зависит от двух параметров – уровня благосостояния человека (уровня его доходов и доставшейся по наследству собственности) и уровня его культуры.
Качество жизни включает
в себя уровень потребления
Уровень и качество жизни – весьма схожие понятия, но всё-таки различные. Качество жизни носит более абстрактный характер. Безусловно, оно зависит от уровня социально-экономического развития страны, в которой проживает человек, но в то же время во многом каждый человек сам обеспечивает свое качество жизни. Поэтому качество жизни – это и философское понятие, связанное с мировоззрением человека. И небогатый человек может обеспечить своим трудом более высокое качество жизни за счет чистоты, порядка, бережного отношения к своим вещам, рационального ведения домашнего хозяйства, постоянного повышения своей квалификации, знания своих прав и обязанностей и умения выгодно продать свою рабочую силу. Стоит также отметить, что население выступает в двух ролях: как субъект социальной стратификации и как эксперт, оценивающий эту стратификацию. Т.е. человек оценивает социальные неравенства в обществе, находит свое место в экономической иерархии (чаще всего он пользуется критерием справедливости). Таким образом, разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределом мечтаний. Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной. Причины этих различий в конечном счете определяются различным пониманием смысла и целей жизни.
Все большая часть жителей развитых стран осознает негативные тенденции развития экономики и соответственно меняет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количеством потребляемых благ. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной среды.
Уровень жизни населения
определяется не только трудовыми усилиями
и экономической активностью
индивидуумов, домохозяйств или социальных
групп, но и эффективностью экономики,
и национальным богатством в целом.
Естественно, что страны с более
эффективной экономикой и значительным
национальным богатством способны обеспечить
своим гражданам более высокие
жизненные стандарты и
Таким образом, качество жизни населения является более абстрактным понятием, чем уровень жизни, и сложнее поддается измерению. Также уровень качества жизни может подниматься от внеэкономической деятельности граждан и зависит от субъективной оценки самих граждан.
Глава 2. Анализ уровня жизни населения на примере г.Уфа РБ
2.1. Анализ развития транспортной инфраструктуры
Изменение социальных и имущественных
отношений в последние
В г. Уфе функционируют
следующие виды общественного транспорта:
трамваи, троллейбусы, автобусы, такси.
В настоящее время в городе
сформирована разветвленная маршрутная
сеть, протяженность которой
Несмотря на транспортную перенасыщенность, качество функционирования пассажирского транспорта г. Уфы характеризуется достаточно высокими показателями. Так, коэффициент регулярности движения транспорта, являющегося индикатором, интегрирующим в себе целый ряд других характеристик качества оказания транспортных услуг в городе, в том числе – аварийность и уровень износа транспорта, в 2005–06.2010 гг. не опускался ниже 91,0%. Количество ДТП с участием пассажирского государственного и муниципального транспорта уменьшилось за 2005–2009 гг. с 326 до 277, то есть на 14,0% при росте общего количества ДТП с участием любых видов транспорта на 87,0%.
В связи с проведенной в период с 2007 по 2011 гг. оптимизацией городской маршрутной сети транспорта общего пользования ежедневный выпуск трамваев сократился на 21,0%, выпуск троллейбусов уменьшился на 13,0%, автобусов государственного перевозчика – на 26,5%, автобусов перевозчиков негосударственных форм собственности – на 16,0%. Снижению числа аварий способствовали не только организация работы пассажирского транспорта по существующей схеме движения маршрутов, но и опыт, и профессионализм водительского состава. Так, при уменьшении количества «машино(вагоно)-километров» в год по трамвайному парку на 35,0%, количество ДТП снизилось на 59,0%. Для троллейбусного парка аналогичные показатели составили, соответственно, 10,0% и 25,0%.
Негативной тенденцией развития городского транспорта является высокий уровень износа транспортных средств, в особенности трамваев, влияющий как на регулярность движения и комфортность проезда пассажиров, так и на стоимость их эксплуатации. За 2005–06.2010 гг. уровень износа подвижного состава троллейбусного парка снизился на 38,0% и составил 33,8%, трамвайного парка – вырос на 40,0% и составил 90,5%. На конец 2009 г. отработали нормативный срок эксплуатации и подлежат списанию 152 трамвая (90,0% всего парка) и 85 троллейбусов (41,0% всего парка). Все это снижает надежность работы и требует дополнительных затрат на ремонт. Ежегодно ремонту подвергается почти половина подвижного состава электротранспорта.
Ремонт путевого хозяйства г. Уфы осуществляется нарастающими темпами. Протяженность контактных линий, требующих ремонта, с 2005 г. уменьшилась на 61,0% и в 2010 г. составила 3,32 км; трамвайных путей – на 18%, что соответствует 1,07 км в 2010 г. Каждый год обновляется 0,8–4,7% трамвайных путей и 2,4–5,5% контактных линий.
Важной проблемой транспортной сферы города является снижение пассажиропотока на маршрутах государственных и муниципальных предприятий, а также на маршрутах перевозчиков негосударственных форм собственности, получивших разрешение муниципальных органов власти и управления. За последние пять лет пассажирский поток этих перевозчиков уменьшился на 23,0% – с 446 млн чел. в 2007 г. до 345 млн чел. в 2011 г. Учитывая расширение территориальных границ города, потребность населения в транспортных услугах не могла существенно снизиться. Это означает, что часть населения перевозится перевозчиками, работающими без согласования с местными органами власти, другая часть предпочитает пользоваться собственным автотранспортом, количество которого только за 2011 г. выросло более чем на 20,0%.
Тенденция к уменьшению внутригородского пассажиропотока на маршрутах государственных и муниципальных предприятий транспорта характерна для многих городов России. Однако, в г. Казани значение данного показателя с 2005 г. увеличилось на 19,0% (рост наблюдается по всем видам транспорта).
Тарифы на пассажирские перевозки в г. Уфе с 2005 г. выросли (стоимость проезда в трамваях – в 2,66 раза, в троллейбусах – в 2,92 раза) и соответствуют тарифам других столичных городов Приволжского и Уральского федеральных округов. За наличный расчет стоимость поездки на трамвае или троллейбусе в г. Уфе составляет 9 руб., на автобусе – 15, на автобусе организаций негосударственной формы собственности – от 6 до 20 руб. (при средней стоимости поездки по городу 10 руб.). Например, в г. Самаре цена проезда на трамвае, троллейбусе и автобусе составляет 15 руб., в г. Екатеринбурге стоимость проезда на городском общественном транспорте любого вида составляет 18 руб.
Количество городских маршрутов в период 2007–2011 гг. существенно не изменилось. Уменьшение количества трамвайных маршрутов (на 7 единиц) и маршрутов перевозчиков негосударственных форм собственности (на 6 единиц) связано с оптимизацией маршрутной сети (демонтаж трамвайных путей на проспекте Октября) и исключением дублирования автобусных маршрутов.
Несоответствие уровня развития транспортного комплекса города потребностям сегодняшнего дня, выражающееся:
ПАССАЖИРООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(миллионов пассажиро-
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2009 |
2011 | |
Транспорт- всего |
8404,5 |
9069,4 |
8776,6 |
8751,6 |
8763,2 |
7186,8 |
Железнодорожный |
2368,5 |
2221,6 |
2320,6 |
2283,1 |
2180,0 |
1789,8 |
Автобусный |
4021,4 |
4707,9 |
5216,7 |
5469,3 |
5611,4 |
4576,8 |
Таксомоторный |
8,6 |
3,5 |
8,9 |
3,7 |
1,5 |
- |
Троллейбусный |
872,6 |
916,0 |
797,6 |
708,4 |
686,4 |
579,5 |
Трамвайный |
584,5 |
382,8 |
286,8 |
253,9 |
249,6 |
211,5 |
Внутренний водный |
44,9 |
28,8 |
32,3 |
33,2 |
34,3 |
29,2 |
Воздушный |
504,0 |
808,8 |
113,7 |
- |
- |
- |
Информация о работе Проект по улучшению социальной инфраструктуры