Проявления и особенности несовершенной конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение типов рынков в условиях несовершенной конкуренции с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и следующие задачи:
- дать характеристику несовершенной конкуренции, а именно:
1) рассмотреть понятие и сущность несовершенной конкуренции и причины её возникновения;
2) описать показатели несовершенной конкуренции;
3) охарактеризовать критерий несовершенной конкуренции;

Вложенные файлы: 1 файл

2254.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

4. Вероятность продления договорных  соглашений тем выше, чем легче  выявляются нарушения в рамках  соглашения. Выявление подобных  нарушений является трудным делом,  если фирмы не могут отслеживать  назначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количества продукции. Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другом путем объединения расходов на рекламу или на исследования по большей части потому, что такого рода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмам могут быть приписаны постоянные покупатели, возможно, посредством предоставления каждой фирме монопольного положения в некотором географическом регионе, то обман легко выявляется.

5. Сговор обусловливает повышение  цен и прибылей и тем самым  привлекает новые фирмы. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе, необходимо предотвратить проникновение новых продавцов на рынок. В одних случаях имеют место барьеры входа; в других – продавцы – участники сговора могут предпринимать действия по оттеснению или устранению новичков. Но время от времени приток новых фирм все же происходит и двигает цены в сторону конкурентного уровня, ограничивая власть участвующих в сговоре фирм.

Даже если сговор является эффективным  в течении некоторого времени, он часто расстраивается, как только одна или более фирм почувствуют, что они больше выигрывают, нарушая правила, нежели следуя им. Когда фирмы не могут сговориться, наиболее существенной проблемой олигополии становится вопрос выбора стратегии. Каждая фирма прогнозирует спрос, с которым она может столкнуться, и возможную реакцию соперников на свои собственные действия. Затем каждая фирма, основываясь на этом прогнозе реакции своих соперников, действует максимизируя собственные прибыли. Точно таким же образом она решает, как ей реагировать на действия своих соперников. Не существует определенных общих прогнозов относительно исходов таких взаимодействий между разъединенными олигополистами. Цена может принимать практически любое значение в промежутке между ее конкурентным и монопольным уровнями, и она может сильно варьировать во времени. То, что будет происходить на самом деле, решающим образом зависит от тех допущений, которые каждый олигополист делает относительно реакции других на свои действия. Например, если каждый полагает, что соперники не будут реагировать на его снижение цены, и все фирмы ориентируются на низкие цены, то цены могут падать до конкурентного уровня. Однако если начинается такая война цен, то, вероятно, все фирмы изменят свои мнения относительно поведения своих конкурентов. Тогда цена может расти, и даже настолько резко, что подтолкнет фирмы к новому витку снижения цен.16

В России яркий представитель олигополии – рынок сотовой связи (рис.3).

Рис.3. Доли сотовых операторов в России (на 30 мая 2011 года)17

Актуальность. Вопросы в сфере управления оборотным капиталом хозяйствующего субъекта требуют возрастающего внимания деятелей российской финансовой науки. Такое положение объясняется реорганизационными явлениями и процессами, которые происходят в отечественной экономике, становлением и укреплением не только всевозможных форм собственности, но и разнообразием хозяйственной тактики собственников и менеджеров предприятий. Хозяйственной практикой сейчас востребованы не общепринятые, редкие решения, базирующиеся на совершенном синтезе достижений нынешней финансовой теории и накопленного опыта в области управления финансами.

Характерная черта  предприятий заключается в существенном объеме оборотных денег в структуре  их активов. Следовательно, для предприятий разных отраслей вопросы организации и результативности применения оборотных денег приобретают особенно значимую роль, нежели для отраслей, характеризующихся ёмким фондом.

Финансовое положение, ликвидность и способность организации  платить в значительной мере зависит от степени деловой активности, от применения оборотного капитала, анализа его размера и состава. По причине того, что оборотные средства создают большую часть ликвидных активов организации, их размер обязан быть достаточным для гарантии ритмичной и размеренной деятельности организации и, как результат, приобретения прибыли.

Применение оборотных  средств хозяйственной деятельности обязано выполняться в условиях минимального количества времени и  наибольшей скорости обращения оборотного капитала и трансформации его в действительную денежную массу для дальнейшего финансирования и получения новых оборотных средств.

Необходимость в финансировании напрямую находится в зависимости от темпов оборота активов.

Чем меньше значение оборачиваемости оборотных средств, тем выше надобность в привлечении вспомогательных источников финансирования, поскольку у организации не имеются собственные денежные средства для реализации хозяйственной деятельности.

Управление оборотным капиталом – служит актуальной проблемой, которую каждый день решает любой бизнесмен. По статистическим данным, оборотные активы составляют в среднем от 60 до 78 процентов совокупных активов предприятий всех форм собственности.

Оборотные активы принимают участие в обслуживании текущего функционирования организации. От состояния оборотных активов и оборачиваемости зависит постоянство производственно-коммерческой работы, а потому изучение изменений структуры оборотных активов, их отраслевых особенностей, необходимо для решения практических задач финансового менеджмента.

 

Таковы основные особенности рынка  олигополии как типа рынка в условиях несовершенной конкуренции.

 

2.3. Рынок монополистической конкуренции

 

Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.

Монополистическая конкуренция –  это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.18

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

На рынке монополистической  конкуренции продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в  условиях дифференциации товара не устраняет  монополистической власти фирмы  над своим видом товара, что  позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение  новых фирм на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической  конкуренции описывает множество  реально существующих рынков. Его  характеристики достаточно точно соответствуют  большинству отраслей сферы обслуживания.19

Итак, отличительные признаки монополистической конкуренции следующие:20

- существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

- экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

- тип продукта – дифференцированный.

На практике предприниматель, действующий  в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать  его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Рассмотрим пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе.

Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической  конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые  слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных. А каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки. Например, вы можете предпочитать кофе «Jacobs Monarch» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность к определенному сорту имеет свои пределы. Если цена «Jacobs Monarch» значительно возрастет по сравнению с другими сортами, вы и большинство других любителей «Jacobs Monarch», вероятно, перейдете на другой сорт.

 Какой монопольной властью обладает ООО «Крафт Фудс Рус», производитель «Jacobs Monarch», благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на «Jacobs Monarch»? Для ООО «Крафт Фудс Рус» это важный вопрос. Компания ООО «Крафт Фудс Рус» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «Jacobs Monarch», чтобы установить его оптимальную цену, также как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта.

 Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.

 В таблице 2 приведены результаты исследования, показывающие эластичность спроса на несколько марок товаров.

Таблица 2 - Эластичность спроса на несколько  марок товаров21

Сорта продукции

Коэффициент эластичности

Безалкогольные напитки

«Миринда»

-2,4

«Кока кола»

От –5,2 до –5,7

Молотый кофе

«Черная карта»

-7,1

«Якобс»

-8,9

«Нескафэ»

-5,6


Актуальность. Вопросы в сфере управления оборотным капиталом хозяйствующего субъекта требуют возрастающего внимания деятелей российской финансовой науки. Такое положение объясняется реорганизационными явлениями и процессами, которые происходят в отечественной экономике, становлением и укреплением не только всевозможных форм собственности, но и разнообразием хозяйственной тактики собственников и менеджеров предприятий. Хозяйственной практикой сейчас востребованы не общепринятые, редкие решения, базирующиеся на совершенном синтезе достижений нынешней финансовой теории и накопленного опыта в области управления финансами.

Характерная черта  предприятий заключается в существенном объеме оборотных денег в структуре  их активов. Следовательно, для предприятий  разных отраслей вопросы организации  и результативности применения оборотных  денег приобретают особенно значимую роль, нежели для отраслей, характеризующихся ёмким фондом.

Финансовое положение, ликвидность и способность организации  платить в значительной мере зависит  от степени деловой активности, от применения оборотного капитала, анализа  его размера и состава. По причине того, что оборотные средства создают большую часть ликвидных активов организации, их размер обязан быть достаточным для гарантии ритмичной и размеренной деятельности организации и, как результат, приобретения прибыли.

Применение оборотных средств хозяйственной деятельности обязано выполняться в условиях минимального количества времени и наибольшей скорости обращения оборотного капитала и трансформации его в действительную денежную массу для дальнейшего финансирования и получения новых оборотных средств.

Необходимость в финансировании напрямую находится в зависимости от темпов оборота активов.

Чем меньше значение оборачиваемости оборотных средств, тем выше надобность в привлечении вспомогательных источников финансирования, поскольку у организации не имеются собственные денежные средства для реализации хозяйственной деятельности.

Управление оборотным капиталом – служит актуальной проблемой, которую каждый день решает любой бизнесмен. По статистическим данным, оборотные активы составляют в среднем от 60 до 78 процентов совокупных активов предприятий всех форм собственности.

Оборотные активы принимают участие в обслуживании текущего функционирования организации. От состояния оборотных активов и оборачиваемости зависит постоянство производственно-коммерческой работы, а потому изучение изменений структуры оборотных активов, их отраслевых особенностей, необходимо для решения практических задач финансового менеджмента.

Любое предприятие, на старте своей производственно-хозяйственной  работы, обязано иметь конкретную денежную сумму. На данные денежные ресурсы предприятие приобретает на рынке или у прочих предприятий по договорам сырье,  различные материалы, топливо, платит по счетам за электроэнергию, выплачивает собственным сотрудникам заработную плату, осуществляет затраты на освоение новой продукции. Все перечисленное служит одним из основных условий хозяйствования, который называется «оборотными средствами предприятия». В положении рыночных отношений оборотные средства (оборотные активы) заслуживают наиболее пристального внимания. Они являются долей производительного капитала, которая переносит собственную цену на вновь произведённый продукт целиком и возвращается к бизнесмену в денежном выражении в завершении каждого оборота капитала. Следовательно, оборотные активы служат существенным показателем в установлении прибыли предприятия.

Информация о работе Проявления и особенности несовершенной конкуренции в России