Пути повышения рентабельности производства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
Выявить основные показатели рентабельности;
Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Планета окон»;
Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.

Содержание

Введение 2
1. Рентабельность производства, сущность, структура и пути повышения 4
1.1. Определение и сущность рентабельности.. 4
1.2 Показатели рентабельности 6
2. Анализ путей повышения рентабельности производства ООО «Планета окон» 10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 10
2.2 Анализ рентабельности производства ООО «Планета окон» 17
3. Пути повышения рентабельности производства на предприятии 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рентабельность производства планета окон.docx

— 88.11 Кб (Скачать файл)

 

На основании  представленных в таблице 2.5 данных о рентабельности предприятия составим график (рисунок 2.1).

 

Рис. 2.1. Показатели рентабельности ООО  «Планета окон», за 2009–2011 гг.

 

 

Таким образом, из представленных данных видно, что  показатели рентабельности снижаются.

После общего расчета рентабельности работы предприятия  перейдём к определению уровня рентабельности производства. Рентабельность, как  было отмечено в теоретической части  данной работы, рассчитывается путём  сопоставления прибыли с затратами.

Поэтому, прежде чем определить уровень рентабельности производства необходимо установить из каких источников формируются его  денежные средства, какова балансовая прибыль на предприятии и как  она изменяется в динамике.

Для определения  источников поступления денежных средств  воспользуемся таблицей 2.6.

 

 

 

 

Таблица 2.6. Структура поступлений денежных средств, 2009–2011 гг.

Название показателя

2009 год

2010 год

2011 год

сумма млн. руб.

%

сумма млн. руб.

%

сумма млн. руб.

%

Поступило денежных средств – всего

 

4263

 

100,00

 

993

 

100,00

 

851

 

100,00

в том числе:

           

выручка от реализации товаров, продукции  и услуг

 

4213

 

98,8

 

719

 

72,4

 

163

 

19.2

авансы, полученные от покупателей (заказчиков)

 

-

 

-

 

-

 

-

 

623

 

73.2

кредиты и займы

-

-

130

13.1

-

-

прочие поступления

8

0.2

116

11.7

33

3,8


 

Данные  таблицы 2.6 показывают, что денежные средства на предприятие поступают в основном в виде выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Так в 2009 году она составила 98,8% от всех поступлений, а в 2010 году – 72,4%. Исключение составляет лишь 2011 году, когда выручка от реализации товаров составили всего 19,2%, а остальные денежные средства формировались за счёт авансов, полученных от покупателей и заказчиков (73,2%). Если взглянуть на всю совокупность денежных средств, то легко отметить тенденцию к их снижению. Так в 2011 году этот показатель снизился в 5 раз по сравнению с 2009 годом.

Для расчёта  уровня рентабельности по всему производству необходимо установить, какова его балансовая прибыль.

Под балансовой прибылью понимается конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия или фирмы. Она включает в себя три элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; финансовый результат от внереализационных операций.

Из каких  элементов формируется балансовая прибыль производства можно установить из таблицы 2.7.

 

Таблица 2.7. Формирование и распределение прибыли производства, млн. руб.

Название показателя

Годы

2009

2010

2011

Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных  платежей)

1758

2957

11373

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

2450

2739

10658

Прибыль

634

172

737

Балансовая прибыль

81,8

37

76

Налог на прибыль

-

13

72

Нераспределённая прибыль (убыток)

-

-

-


 

Как видно  из таблицы 2.7, балансовая прибыль формируется в основном за счёт финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Рассматривая  показатели таблицы в динамике, можно  установить, что за три анализируемых года происходит уменьшение балансовой прибыли с 81,8 млн. руб. в 2009 году, до 76 млн. руб. в 2011 году.

Снижение  прибыли объясняется, прежде всего, тем, что наряду с увеличением  выручки от реализации продукции, товаров  и услуг происходит ещё большее  увеличение их себестоимости.

Например, в 2010 году выручка от реализации продукции увеличилась по сравнению с 2009 годом на 50,2%, а её себестоимость лишь на 34,20%. Снижение балансовой прибыли объясняется ещё и тем, что нет устойчивого спроса на продукцию

Теперь  перейдём к определению уровня рентабельности производства, как по всему предприятию, так и по основным видам продукции, на производстве которых ООО «Планета окон» специализируется – это евроокна и двери из ПВХ, алюминиевые конструкции.

Для проведения расчётов воспользуемся исходными  данными, которые отражены в таблице 2.8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.8. Исходные данные для определения рентабельности производства

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Полная себестоимость, млн. руб.

2450

2739

10658

Балансовая прибыль, млн. руб.

81,8

37

76

Стоимость основных фондов, млн. руб.

692

1611

1926

Стоимость оборотных фондов, млн. руб.

756

1779

1887

Среднегодовая численность работников, чел.

50

56

69

Площадь производственных помещений, м2

1150

1250

2260

По евроокнам

     

Полная себестоимость, млн. руб.

1096

1152

6996

Денежная выручка, млн. руб.

806

1661

1566

Прибыль, млн. руб.

403

1091

935

Произведено, шт.

3245

3559

5897

Реализовано, шт.

3245

3559

5897

По производству дверей ПВХ

     

Полная себестоимость, млн. руб.

285

229

1397

Денежная выручка, млн. руб.

678

589

1096

Прибыль, млн. руб.

502

556

842

Произведено, шт.

625

600

600

Реализовано, шт.

625

600

600

Полная себестоимость, млн. руб.

445

669

3774

Денежная выручка, млн. руб.

229

374

1557

Прибыль, млн. руб.

119

152

794

Произведено, шт.

112

184

229

Реализовано, шт.

112

184

229


 

Определим показатели рентабельности производства и оформим  их в виде таблицы 2.9.

 

 

 

 

Таблица 2.9. Расчёт показателей рентабельности производства, 2009–2011 гг.

Показатели

2009

2010

2011

Изменения

2010/2009

2011/2009

По производству

Балансовая прибыль, млн. руб.

81,8

37

76

-781

-742,0

Прибыль, руб. в расчёте на:

         

1 руб. основных фондов

374,96

107,5

10,56

-267,46

-364,4

1 работника

0,06

0,01

0,03

-0,05

-0,03

1 чел.–ч.

2,06

0,56

0,06

-1,5

-2,0

Уровень рентабельности, %

39,7

11,4

0,7

-28,3

-39,0

Норма прибыли, %

5,1

0,6

0,1

-4,5

-5,0

По производству евроокон

Увеличение производства, млн. руб.

403

1091

935

+688

+532,0

Прибыль, руб. в расчёте на:

         

1 м2 производственных площадей

278,51

768,31

651,57

+489,8

+373,06

1 чел.–ч.

23,71

60,61

42,5

+36,9

+18,79

Уровень рентабельности, %

33,7

12,4

0,5

-21,3

-33,2

Норма прибыли, %

5,5

0,9

0,2

-4,6

-5,3

По производству дверей ПВХ

Увеличение производства, млн. руб.

502

556

842

+54

+340

Прибыль, руб. в расчёте на:

         

1 м2 производственных площадей

338,1

226,71

296,7

-111,39

-41,4

1 чел.–ч.

27,17

31,60

22,5

+4,43

-4,67

Уровень рен-ти, %

43,2

9,4

0,4

-33,8

-42,8

Норма прибыли, %

5,0

1,0

0,8

-4,0

-4,2


 

Данные  таблицы 2.9 показывают, что в ООО «Планета окон» происходит снижение уровня рентабельности всего производства с 39,7% в 2009 году до 0,7% в 2011 году, а также уменьшение нормы прибыли с 5,1% до 0,1% соответственно. Такая тенденция прослеживается в связи с значительным уменьшением балансовой прибыли за три анализируемых года на 742,0 млн. руб. и увеличение полной себестоимости. Снижение нормы прибыли до 0,1% свидетельствует об уменьшении эффективности использования производственных фондов в 51 раз, уменьшение уровня рентабельности до 0,7% говорит о снижении прибыльности данного производства в 56 раз.

Однако  показатель рентабельности, рассчитанный в целом по предприятию ООО «Планета окон», не может установить какой именно вид продукции является прибыльным, а какой убыточным. Как видно из таблицы 2.9, если по всему производству наблюдается снижение уровня рентабельности, то по производству евроокон ПВХ совсем наоборот. Самый высокий уровень рентабельности окон за три анализируемых года сложился в 2010 году. Он превысил аналогичный показатель 2009 года на 91,4%. Такое увеличение вызвано, прежде всего, тем, что себестоимость продукции возросла на 41,4%, а денежная выручка на 106,8%. На величину денежной выручки повлияла средняя цена реализованной продукции, которая в 2010 году также была наивысшей. В 2011 году наблюдается обратная тенденция – полная себестоимость продукции увеличилась на 10,7%, а денежная выручка наоборот уменьшилась на 5,8% по сравнению с 2010 годом. В результате чего уровень рентабельности окон снизился на 43,2%.

Такая ситуация сложилась в результате того, что  себестоимость продукции была выше чем в 2009 году на 16,4%. Что касается денежной выручки от реализации продукции, то она изменялась более медленными темпами. Так в 2010 году она увеличилась на 10,5% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году на 9,3% по сравнению с 2009 годом. Причём, увеличение денежной выручки происходило в основном за счёт увеличения цены реализации, а не количества реализованной продукции, которое как видно из таблицы 2.18 с каждым годом уменьшается.

Подводя итог данному разделу нужно отметить, что в ООО «Планета окон» в основном на показатель рентабельности повлияла себестоимость продукции, которая как было установлено ранее, увеличивается с каждым годом. Рост себестоимости вызвало увеличение цен на горюче-смазочные материалы, и предметы и средства труда, которые необходимы для данного производства.

 

 

3. Пути повышения рентабельности  производства на предприятии

Рентабельность показывает, насколько  прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

Проведенный анализ позволяет сделать  следующие выводы:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;
  • рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость  оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных  факторов, так как «на уровень  и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

    • уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость услуг; прибыль по видам деятельности и направления ее использования».

Наибольшее внимание надо уделить  последнему пункту, а точнее, направлению  использования прибыли, которое  определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства  вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.

На основе анализа рентабельности производства, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения  прибыли и рентабельности:

Информация о работе Пути повышения рентабельности производства на предприятии