Пути развития кредитования малого бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Содержание

Введение
Глава 1. Значение кредитования малого бизнеса для занятости населения РК
Экономическое значение кредитования малого и среднего бизнеса
1.2 Социально-экономическое значение малого и среднего бизнеса в национальной экономике и государственные инструменты ее развития.
1.3 Особенности кредитования малого и среднего бизнеса

Глава 2. Анализ финансовой деятельности АО «Альянс Банк»

1.3 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Краткая характеристика АО «Альянс Банк» .
2.1.1 Финансово-экономический анализ деятельности банка
2.2 Оценка объемов кредитования малого и среднего бизнеса в АО «Альянс Банк»

Глава 3. Пути развития кредитования малого бизнеса в РК
3.1 Совершенствование механизмов кредитования предприятий малого бизнеса
3.2 Направления по улучшению качества кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
3.3 Проблемы развития кредитования и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Кредитование МСБ в РК (2).doc

— 572.00 Кб (Скачать файл)

- эффективная работа коммерческого  банка во многом зависит от  правильно выбранного соотношения риска и дохода. Банковские риски, имеющие отношение ко всем видам активных и пассивных операций, отражают вероятность возникновения финансовых проблем, которые могут оказывать негативное воздействие на отдельный показатели и финансовое положение банка в целом. Уровень рисков, постоянно меняющийся из-за динамичного характера внешнего окружения банка, а также вследствие изменений, происходящих в самом банке, требует от его руководителей постоянной корректировки политики в области управления рисками. Оптимальное соотношение уровня риска и прибыльности различно и зависит от ряда объективных и субъективных факторов:

- в настоящее время многие  проблемы банковского сектора  Республики Казахстан носят структурный  характер, тесно связанный с общим  состоянием экономики, уровнем развития денежных отношений и правовой базы. К ним можно отнести: неэффективность системы, управления рисками и внутреннего контроля многих банков, недостаточную доверенность раскрываемой банками информации о своем финансовом состоянии, ограничение системы гарантирования вкладов;

- экономический рост Казахстана  в последние годы стимулировал  расширение спроса на кредитные  ресурсы, который, однако, в условиях  высокого уровня кредитных рисков  и недостатка средств у коммерческих  банков в большей степени коснулся краткосрочных кредитов;

- характерной тенденцией выступает  замедление динамики роста долгосрочного  кредитования. Основными клиентами  банков остаются промышленные  предприятия, строительные организации  и торговые фирмы. Низкий уровень долгосрочного кредитования в 2006 году в значительной мере обусловлен недостаточностью собственного капитала, обеспеченности банков долгосрочными кредитными ресурсами, высокими кредитными рисками;

- к задачам банковской статистики  относятся: получение достоверной информации о характеристике выполняемых банками функций; разработка аналитических материалов для целей управления денежно-кредитной системой страны, и прежде всего, кредитного и кассового планирования и контроля за исполнением плана. Банковская статистика призвана обозначать направления деятельности банков; прогнозировать и давать оценку полученных результатов, а также выявлять факторы,  определяющие эти результаты; оценивать влияние банковской деятельности на развитие рыночных отношений и ее вклад в конечные экономические результаты;

- обобщающим показателем эффе6ктивности  использования заемных средств  является прибыль на один тенге  кредитных вложений, который определяется  делением прибыли, полученной от  использования заемных средств, на средний остаток задолженности по кредиту. При расчетах прибыль, полученную от использования заемных средств, получают умножением прибыли от реализации на долю кредита в оборотных средствах предприятия. В свою очередь, доля кредита в оборотных средствах определяется отношением средних остатков задолженности по кредитам к средним остаткам оборотных средств;

- кредитоспособность заемщика  коммерческого банка является  важнейшим понятием в сфере  кредитных отношений. В Казахстане  в условиях рыночной экономики  существенно изменился характер взаимоотношений предприятий с кредиторами. Первостепенной задачей выступает налаживание взаимовыгодного партнерства, объединяющего кредитора и заемщика общими экономическими интересами;

- оценка кредитоспособности предусматривает  разработку прогноза платежеспособности банком в отношении потенциального клиента исходя из обязательств конкретного кредитного договора на ближайшую перспективу, а также степени индивидуального риска самого банка, связанного с возможным не возвратом кредитуемой ссуды в сроки, указанные в договоре;

- в практике хозяйствования  зарубежных стран существует  различные системы качественных  показателей для оценки кредитоспособности  предприятия. Их целесообразно разделить  на следующие группы: показатели  ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели прибыльности; показатели долгосрочной платежеспособности и репутации фирмы;

- в развитых странах существуют  рейтинги финансового состояния, надежности и кредитоспособности  фирм, которые публикуются и дают  кредитору возможность правильно оценить свой риск при выдаче кредита. Отечественные банки действуют в этом направлении преимущественно интуитивно, уделяя больше внимания кредитной  истории заемщика и его деловой репутации, а не финансовым возможностям;

- основываясь на анализе опыта кредитования коммерческих банков Казахстана можно сделать следующий вывод: при выдаче кредита и проведении мониторинга недостаточно произвести формализованный анализ финансовой отчетности заемщика и оформить обеспечение. Для снижения кредитного риска необходимо знать возможности и потребности бизнеса заемщика, перспективы его развития и т.п. Банк может ставить условия «прозрачности» бизнеса для него самого, участия в получаемой прибыли, залога бизнеса, в виде акций и имущества предприятия, т.е. банк, становится финансовым партнером заемщика, что максимально снижает риск не возврата кредита;

- инвестиционно-кредитное сотрудничество  коммерческих банков и предприятий  малого и среднего бизнеса  в современных условиях не  является в должной мере эффективным и прочным. Этому способствует общая экономическая ситуация в стране: нет единой четкой кредитной политики коммерческих банков в сфере развития малого и среднего предпринимательства, нет четких рекомендаций по капитализации банков, отсутствует полная информационная база по кредитным историям заемщиков. Одним из сдерживающих механизмов кредитования малого и среднего бизнеса является отсутствие у большинства анализируемых предприятий необходимых в качестве залога собственных средств, в связи, с чем банки не имеют надежной гарантии возврата кредитов и обеспечения реально желаемой прибыли при оптимальном риске.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут так же привлекать малые предприятия к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным и местным властям должна быть предоставлена большая свобода для регулирования всех сторон деятельности малых предпринимательств. Так, необходимо разрешить регионам в дополнение к приоритетам, установленным на республиканском уровне, определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Особенно важно передать в руки регионов один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе – регулирование ставок некоторых налогов. В качестве примера можно привести опыт России, где в соответствии с федеральным законодательством регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, самостоятельно регулировать и размеры единого налога на временный доход, а также устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

В связи с тем, что дальнейшее совершенствование системы государственного управления в Республике Казахстан связывается с передачей ряда функций центральных органов местным исполнительным органом, в том числе и по непосредственной поддержке малого предпринимательства.

В настоящее время законодательно-нормативная база, регулирующая развитие малого предпринимательства в Казахстане, включает более 100 документов, которые по своему содержанию и направленности могут быть отнесены к следующим пяти группам:

- документы декларативного характера (законы, указы, постановления, концепции, программы, соглашения и др.);

- документы по институциональному  обеспечению развития малого  предпринимательства – определяющие функции органов государственного управления в части регулирования названной сферы, а также по вопросам развития инфраструктуры;

- налоговое законодательство;

- документы по развитию малого предпринимательства в регионах, сферах деятельности и отраслях экономики;

- международные договоры и соглашения.

Стержневым и консолидирующим общегосударственным актом в перечисленном списке документов является Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства».

В отношении государственных программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программ поддержки и развития предпринимательства.

Фонд развития предпринимательства «Даму» презентовал глобальную стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане на 2009 – 2019 гг. В частности, программа предполагает как финансовые, так и нефинансовые методы поддержки. Упор будет делаться на стимулирование банков по кредитованию реального сектора экономики, когда вознаграждения по займам будут компенсироваться за счет государства.

Благодаря Стратегии фонда развития предпринимательства «Даму» предусматривается существенное расширение спектра инструментов поддержки предпринимательского сектора. Эта стратегия объединила свыше двадцати действующих и готовящихся к реализации программ финансовой и нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Каждая программа предварительно обсуждается со всеми заинтересованными сторонами: общественными объединениями, финансовыми институтами, уполномоченными организациями. Важным, на мой взгляд, является развитие франчайзинга в Казахстане. В данном случае главное – инвестиционная поддержка малого и среднего бизнеса, осуществляющего деятельность путем дублирования успешной модели национальных и зарубежных коммерческих предприятий.

Реализация проекта будет осуществляться за счет кредитования предпринимателей банками с предоставлением в банк франчайзером солидарной гарантии, а франчайзи – залогового обеспечения. В настоящее время ведутся переговоры с агентствами по франчайзингу и проработка с комбанками вопроса финансирования проектов в рамках программы «Даму-Колдау».

 

 

1.3 Объемы кредитования малого и среднего бизнеса в РК

 

Устойчивое развитие банковского сектора позволяет совершенствовать рынок финансовых услуг и формировать многоуровневую систему финансово-кредитного обеспечения, стимулирующую увеличение активов предприятий малого предпринимательства.

В целях стимулирования деятельности физических и юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, и оказания им финансовой поддержки в Казахстане в 2003 году принят Закон «О кредитных организациях», в соответствии с которым предусмотрена возможность предоставления микрокредитов в размере, не превышающем тысячекратного размера месячного расчетного показателя на одного заемщика [7].

Льготное положение субъектов малого предпринимательства подтверждается также возможностью открытия счетов в банках второго уровня без взимания платы.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития АО «Фонд развития малого предпринимательства» на 2005-2007 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2005 года № 862, АО «Фонд развития малого предпринимательства» (далее – АО «ФРМП») оказывает финансовую поддержу действующим микрокредитным организациям (далее - МКО) и принимает участие в уставном капитале по созданию МКО вне зависимости от местонахождения, а также спецификации деятельности.

По состоянию на 1 декабря 2011 года с начала реализации Концепции развития АО «Фонд развития малого предпринимательства», поддержаны 116 проектов на общую сумму 3 938,26 млн. тенге, из которых 29 проектов зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в районных центрах и сельских местностях[8].

Кроме того, в целях повышения уровня доходов, снижения бедности и развития индивидуального и семейного предпринимательства сельского населения на основе микрокредитования с 2005 года филиалами АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» реализуется бюджетная программа «Организация системы микрокредитования сельского населения».

На реализацию данной бюджетной программы из республиканского бюджета в 2011 году был выделен 1,0 млрд. тенге, в 2010 году – 2 млрд. тенге.

Основной целью данной Концепции является определение основных мер, необходимых для формирования эффективной системы микрокредитования в сельской местности.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:

- создание сети сельских МКО;

- определение мер государственной  поддержки;

- обеспечение МКО методической  помощью;

- мониторинг системы развития  микрокредитования на селе;

- совершенствование нормативно-правовой базы микрокредитования.

Вместе с тем, в соответствии с планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2006 год Министерством индустрии и торговли разработан и принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О микрокредитных организациях» (от 8 декабря 2006 года № 198-III).

Информация о работе Пути развития кредитования малого бизнеса в РК