Пути решения проблем развития финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы финансово-кредитной системы РФ……………………………………………………………………….4
Структура финансовой системы РФ……………………………..4
Государственный бюджет РФ…………………………………….8
Кредитная система РФ……………………………………………10
Глава II. Анализ развития финансово-кредитной системы…...12
Российская финансовая система с советского периода по наше время……………………………………………………………………12
Проблемы развития финансово-кредитной системы в России….17
Глава III. Пути решения проблем развития финансовой системы РФ…………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………..23
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 259.05 Кб (Скачать файл)

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические  основы финансово-кредитной системы  РФ……………………………………………………………………….4

    1. Структура финансовой системы РФ……………………………..4
    2. Государственный бюджет РФ…………………………………….8
    3. Кредитная система РФ……………………………………………10

Глава II. Анализ развития финансово-кредитной системы…...12

    1.      Российская финансовая система с советского периода по наше время……………………………………………………………………12
    2.      Проблемы развития финансово-кредитной системы в России….17

Глава III.  Пути решения проблем развития финансовой системы РФ…………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Именно поэтому, сегодня  как никогда важно иметь представление  о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и  следить за её изменениями, чтобы  быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений  развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений  развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих  задач:

- рассмотреть понятие  и сущность финансовой системы  в экономике;

- проанализировать современную  структуру финансовой системы  РФ и ее состояние;

- выявить проблемы и  перспективы развития финансовой  системы РФ.

Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом  курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие  в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

 

Глава I. Теоретические основы финансово-кредитной  системы РФ.

1.1.Структура финансовой  системы РФ.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без  финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами - с другой. Отношения между  двумя физическими лицами в настоящее  время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания  о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.1

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые  общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному  признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения  при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы  и звенья тесно связаны между  собой. Каждой группе финансовых отношений  соответствуют денежные фонды, а  соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями  и фондами.2

Таким образом, финансовая система - это  совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать - национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем  динамическое единство, взаимообусловленность  и взаимодействие всех элементов  в процессе функционирования.

Финансовая система любого государства  включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение  и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку [13].

Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

2) Государственные внебюджетные  фонды, которыми являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) .

3) Фонды страхования.

4) Государственный кредит.

5) Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

6) Фондовый рынок.

Основные звенья финансовой системы  РФ представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Основные звенья финансовой системы РФ.

Сначала рассмотрим общегосударственные  финансы. Основой общегосударственных  финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные  социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.

Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль в регулировании  экономических процессов и распределительных  отношений на макро уровне. Общегосударственные  финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов  самоуправления, их формирование и  распределение имеют централизованный характер.

А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий  в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов  на микроуровне. Но в то же время  нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают  лишь уровень хозяйствующих субъектов  (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

 

1.2. Государственный бюджет  РФ.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.                                              ГБ характеризуется следующими чертами:

-носит ярко выраженный балансовый  характер. Превышение расходов над   доходами составляет дефицит бюджета.                                                                      

-формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

    -перераспределение национального  дохода и примерно 50% ВВП между  территориями, отраслями деятельности,  социальными группами населения;

    -государственное регулирование  и стимулирование экономики;

   -финансовое обеспечение  финансовой политики;

   -контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Наиболее сложная проблема в  бюджетном устройстве - бюджетный  федерализм,  т.е. взаимоотношения  центра и регионов.

В соответствии  с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие  бюджеты, например, налог на имущество  предприятий для бюджетов РФ и  налоги на имущество физических лиц  для местных бюджетов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной  системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для  сбалансирования нижестоящего бюджета  при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий  стихийных бедствий,  катастроф  и других ЧП предоставляются по решению  правительства РФ за счет резервных  фондов правительства, а также целевых  отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или  использованная не по назначению, подлежит возврату.  Возврат  осуществляется  в бесспорном порядке  за счет средств получателя субвенций  в трехмесячный срок после решения  органа, выдавшего субвенцию.

 

1.3.Кредитная система  РФ.

Кредитная система России - это  обобщенная структура кредитно-денежных отношений, которая определяет формы  и методы кредитования внутри государства. На становление, изменение и развитие кредитной системы каждого государства  оказывают влияние социально-экономические  реалии.

Слаженная и бесперебойная работа кредитной системы страны является своеобразным индикатором общего состояния  дел в экономике. Если говорить более  точно, то кредитование важнейших отраслей производственно-хозяйственной деятельности служит рычагом для развития экономики  России.

Субъектами кредитной системы  выступают: Центральный Банк России (в дальнейшем ЦБР), государственные  банки, коммерческие банки, пенсионный фонд, страховые компании, кредитные  союзы, население, предприятия и  прочие. Объект - это свободные денежные средства, которые в форме кредита  переходят во временное пользование  заемщикам (субъектам кредитной  системы). Деятельность кредитных организаций  юридически оформлена и строго регламентирована.

Информация о работе Пути решения проблем развития финансовой системы РФ