Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является разработка системы мер, направленных на расширение площади посевов зерновых культур, оценка и выбор лучших и более экономичных сортов, увеличение объёмов производства культуры и повышение ее эффективности.
В соответствии с поставленной целью в ходе работы можно решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы экономической эффективности производства факторы её роста, в том числе их особенности на производстве зерна;
- провести анализ показателей роста объёмов и эффективности производства зерновых;
- выявить экономический эффект от минимизации издержек производства;
- проанализировать экономическую эффективность производства и реализации зерна;
- оценка конкурентной среды.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности. 5
1.1. Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие. 5
1.2. Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе. 10
2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли. 13
2.1. Организационно-экономические параметры предприятия 13
2.2. Оценка финансового состояния СПК «Хлебороб». 20
2.3. Оценка эффективности и конкурентоспособности отрасли. 23
3. Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли. 29
3.1 Снижение ресурсоемкости в отрасли. 29
3.2. Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности в отрасли. 32
3.3. Перспективная экономическая эффективность производства и реализации зерна. 35
3.4. Оценка конкурентной среды. 38
Выводы и предложения 40
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

   Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту.

   Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

    При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

   Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

   Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

   Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.

   Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

  Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

   Выше было приведено определение конкуренции, из которого следует, что покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший снизить удельные издержки производства и обращения на единицу продукции без ухудшения ее качества, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.

   Конкуренция производителей сельскохозяйственной продукции может быть обеспечена посредством:

  • развития многоукладной экономики, различных форм собственности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий;
  • развития сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;
  • исключения условий для монополизации запасов и завышения цен посредническими организациями;
  • ликвидации препятствий на пути движения товарных рынков по территории России (государственная политика в области цен на транспортные услуги);
  • проведения протекционистской государственной политики в области продукции отечественных товаропроизводителей   —   установления  таможенных  ограничений  на  ввоз сельскохозяйственной продукции, аналоги которой производятся на территории России.

    На основании изложенных данных можно сделать вывод, что понятия эффективности производства и конкурентоспособности по-разному характеризуют товар, хотя между ними существует определенная взаимосвязь. Главным отличием этих показателей является то, что первое характеризует процесс производства, уровень его развития и экономичности, а второе относится непосредственно к изготовляемому товару и его свойствам. На мой взгляд, между этими показателями наблюдается прямо пропорциональная зависимость, то есть чем выше экономическая эффективность производства товара, тем он более конкурентоспособен.  
 
 

           1.2. Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе.

    На данный момент при производстве зерновых культур предприятия сталкиваются с множеством проблем. Это суровые климатические условия нашей страны, непомерно высокие цены на ГСМ, низкие рыночные цены на продукцию и множество других сложностей. А государственные чиновники ежедневно задаются вопросом: можно ли улучшить ситуацию? Погода влиянию человека пока неподвластна, цены на ГСМ неподвластны влиянию правительства. Остается только добиваться справедливой цены на зерно.

    Производство зерновых культур в Российской Федерации является наиболее рентабельным видом деятельности, который выступает внутренним «финансовым» донором других отраслей сельского хозяйства.

   Необходимо отметить, что в перспективе, исходя из динамики снижения численности населения и изменения структуры питания, рост продовольственного потребления зерна не прогнозируется. Рост внутреннего потребления зерна будет определяться состоянием животноводства, но длительность инвестиционного цикла в отрасли, расширение использования сбалансированных комбикормов с высокой долей белковых компонентов (соответственно, доля зерна в них будет уменьшаться) не позволяет прогнозировать существенное увеличение в короткие сроки фуражного потребления зерна.

    Засуха в 2010 году погубила 9,3 млн гектаров посевных площадей из 48 млн га засеянных, заявил Аркадий Злочевский, глава Российского зернового союза на пресс-конференции в понедельник. По его словам, это много, но не катастрофично: «Валовый сбор зерна будет превышать внутренние потребности в нем, поэтому дефицита не будет. Страхи о том, что чего-то не хватит, не имеют основы, зерновой голод стране не грозит»,— заявил глава союза.Глава РЗС подкрепил свою уверенность цифрами. По его данным, внутреннее потребление зерна в России составляет 77 млн тонн в год, тогда как, по текущим прогнозам Минсельхоза, урожай в этом году принесет 85 млн тонн валового сбора зерна (вместо ранее ожидавшихся 90 млн тонн).

   Правда, Россия не только сама  потребляет зерно, но и собирается  в этом году отправить на  экспорт около 20 млн. На это  тоже хватит, уверен Злочевский: вдобавок к урожаю в России  скопились рекордные запасы — по его оценкам, они составляют около 24 млн тонн (на 1 июля 2010 года).

   Более того, неурожай поможет  нормализовать ситуацию с запасами  зерна, уверяет глава Российского  зернового союза. Столь высокие  запасы — 24 млн тонн — для  аграриев были не меньшим бедствием, чем неурожай, потому что сбивали цены на их продукцию. Урожай зерновых в 2009 году в России составил 97 млн тонн.

     Традиционно для России основными рынками экспорта зерна являются страны средиземноморья, заинтересованные в поставках сравнительно дешевой российской пшеницы. Российские компании демонстрируют достаточно агрессивную позицию на мировых рынках.

   Для обеспечения более высокой конкурентоспособности российского зерна необходимо бюджетное субсидирование отдельных элементов экспортных операций. И отговорки в стиле «ВТО против» не проходят - Россия пока не член ВТО. В частности, к актуальным мерам поддержки можно отнести введение субсидирования экспорта зерна в объеме не менее 10 -15 долларов за тонну, причем эти средства могут выплачиваться не экспортерам, а их контрагентам – сельхозпроизводителям. Большую пользу принесло бы установление льготных тарифов на железнодорожные перевозки зерна из отдаленных зерноизбыточных регионов, в первую очередь из Сибири. Причем масштабы скидки к существующему железнодорожному тарифу должны оставить от 30 до 40%. Можно было бы установить компенсации экспортерам зерна части средств, направляемых на оплату услуг по перевалке зерна в портах (в России они стоят почти в 2 раза выше, чем в Украине). И, наконец, активизировать взаимодействие с Украиной и Казахстаном в вопросе формирования экспортного зернового пула.

    Таким образом, мы видим, что Россия вполне может производить конкурентоспособную продукцию зернового производства и сталь одним из ведущих экспортеров зерна. Но важнейшим условием для повышения конкурентоспособности этой отрасли является грамотная государственная политика в сфере сельского хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.       Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли. 

2.1. Организационно-экономические параметры предприятия.  

    Рассмотрим краткую характеристику производственных и экономических условий предприятия.

   Территория Котовского района расположена в северной части Волгоградской области.

   Сельскохозяйственное производство и вся сельская инфраструктура играют важную роль в освоении природных ресурсов Котовского  района. 
   На территории Котовского района сельскохозяйственным производством занимаются 24 коллективных и 9 крестьянско-фермерских хозяйств, 29 индивидуальных предпринимателей и 4783 личных подсобных хозяйств.  
   Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах за 2009 год составляет 438 млн. рублей, в том числе в сельхозпредприятиях – 216 млн. рублей, КФХ – 64 млн. рублей, ЛПХ –158млн.рублей.   

  СПК «Хлебороб» организовано 2001г.

  Территория СПК "Хлебороб"  расположена в  северо-западной части Котовского района Волгоградской области  в  междуречье  Медведицы и Иловли. Центральная усадьба (с.Мирошники)  и три населенных пункта  связаны  с районным центром дорогами с твердым покрытием.  Центральная усадьба находится в 40 км от г. Котово и в 270 км от областного центра в г.Волгограда,  в 52 км от  железнодорожной станции.

    По почвенно-климатическим условиям хозяйство относится к сухостепной зоне темно-каштановых и каштановых почв в комплексе с солонцами. Каштановые маломощные почвы суглинистого механического состава занимают водоразделы и пологие  склоны. По склонам водоразделов встречаются каменистые и щебенчатые почвы. В поймах рек сформировались лугово-каштановые почвы. Расчлененность рельефа 0,5-3,0 км на квадратный километр, 43% сельхозугодий имеют уклон более 2º и являются эрозионно-опасными. Качественная оценка богарной пашни составляет 59,62 балла. Содержание гумуса, в основном, очень низкое  для данных почв, и колеблется в пределах от 1,1 до 2,3%. Реакция почвенной среды находится в щелочном интервале рН 7,7-8,4

   Растительность на территории  хозяйства характерна  белополынной злаковой подзоне  степей с начальной мозаикой и пятнами  галоидофитного типа  растительности и представлена  типчаком, ковылем, полынью венечной, полынью белой и т.д. Из сорняков широко распространены:  щирица, лебеда, вьюнок и особенно осот.

   Климат характеризуется резкой континентальностью. Лето знойное, сухое, зима суровая, малоснежная. Среднегодовое количество осадков 280-300 мм. Продолжительность теплого периода с положительной среднесуточной температурой воздуха выше 0ºС – 225 дней. Высота снежного покрова около 15 см. Наиболее снежным месяцем является февраль. Вследствие малой мощности снежного покрова промерзание почвы достигает 80-85 см. Самые ранние осенние заморозки бывают в начале ноября и самые поздние (весенние) 23 мая. В летний период осадки носят ливневый характер, что мало способствует достаточному уважению почвы и использованию ее растениями. Основным источником влаги являются осадки осеннего и зимнего периодов. Среднегодовая относительная влажность воздуха – 69%. Отрицательным климатическим фактором  летнего периода являются суховеи, сильные ветры и пыльные бури, что способствует иссушению почвы, выдуванию верхнего слоя почвы, оголению корневой системы. Ветры зимнего периода сдувают с полей снежный покров, подвергая посевы озимых культур к вымерзанию.

    На данный момент основным направлением производства является  производство и реализация растениеводческой продукции: зерно, а также производство и реализация продукции животноводства: молоко, мясо.  
 

СПК «Хлебороб» состоит из одного отделения на территории которого расположены 2 полеводческих и 1 животноводческая бригада.

    Рассмотрим данные о размерах и структуре производства СПК «Хлебороб» за период 2007-2009 гг. На основании этих данных получим представление о размере и составе земельных угодий, о размерах самого хозяйства, уровне рентабельности, а также специализации.

                               Таблица 1

Основные  параметры деятельности СПК «Хлебороб».  

Показатели 2007г. 2008г. 2009г.
Валовая продукция в текущих ценах, тыс. руб. 41612,98 61956,37 29413,04
Объем продаж, тыс. руб. 28484 51259 28254
Основной  капитал, тыс. руб. 24686 42205 43945
Площадь с.х. угодий, га 9328 9328 9328
из  них пашни 7120 7120 7120
Среднегодовая численность  работников, чел. 156 162 152
Поголовье скота, усл. гол. 925 973,4 1024
Чистый  доход, тыс. руб. 7610,98 10282,37 -22668,96
Прибыль, тыс. руб. 8970 13967 -568
Уровень рентабельности, %:

по чистому  доходу

22,38 19,9 -43,53
по  прибыли 26,38 27,03 -1,09

Информация о работе Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли