Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
Целью данного исследования является разработка системы мер, направленных на расширение площади посевов зерновых культур, оценка и выбор лучших и более экономичных сортов, увеличение объёмов производства культуры и повышение ее эффективности.
В соответствии с поставленной целью в ходе работы можно решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы экономической эффективности производства факторы её роста, в том числе их особенности на производстве зерна;
- провести анализ показателей роста объёмов и эффективности производства зерновых;
- выявить экономический эффект от минимизации издержек производства;
- проанализировать экономическую эффективность производства и реализации зерна;
- оценка конкурентной среды.
Введение 2
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности. 5
1.1. Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие. 5
1.2. Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе. 10
2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли. 13
2.1. Организационно-экономические параметры предприятия 13
2.2. Оценка финансового состояния СПК «Хлебороб». 20
2.3. Оценка эффективности и конкурентоспособности отрасли. 23
3. Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли. 29
3.1 Снижение ресурсоемкости в отрасли. 29
3.2. Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности в отрасли. 32
3.3. Перспективная экономическая эффективность производства и реализации зерна. 35
3.4. Оценка конкурентной среды. 38
Выводы и предложения 40
Список использованной литературы
Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту.
Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.
Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.
Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.
Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Выше было приведено определение конкуренции, из которого следует, что покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший снизить удельные издержки производства и обращения на единицу продукции без ухудшения ее качества, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.
Конкуренция производителей сельскохозяйственной продукции может быть обеспечена посредством:
На основании изложенных данных можно
сделать вывод, что понятия эффективности
производства и конкурентоспособности
по-разному характеризуют товар, хотя
между ними существует определенная взаимосвязь.
Главным отличием этих показателей является
то, что первое характеризует процесс
производства, уровень его развития и
экономичности, а второе относится непосредственно
к изготовляемому товару и его свойствам.
На мой взгляд, между этими показателями
наблюдается прямо пропорциональная зависимость,
то есть чем выше экономическая эффективность
производства товара, тем он более конкурентоспособен.
1.2. Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе.
На данный момент при производстве зерновых культур предприятия сталкиваются с множеством проблем. Это суровые климатические условия нашей страны, непомерно высокие цены на ГСМ, низкие рыночные цены на продукцию и множество других сложностей. А государственные чиновники ежедневно задаются вопросом: можно ли улучшить ситуацию? Погода влиянию человека пока неподвластна, цены на ГСМ неподвластны влиянию правительства. Остается только добиваться справедливой цены на зерно.
Производство зерновых культур в Российской Федерации является наиболее рентабельным видом деятельности, который выступает внутренним «финансовым» донором других отраслей сельского хозяйства.
Необходимо отметить, что в перспективе, исходя из динамики снижения численности населения и изменения структуры питания, рост продовольственного потребления зерна не прогнозируется. Рост внутреннего потребления зерна будет определяться состоянием животноводства, но длительность инвестиционного цикла в отрасли, расширение использования сбалансированных комбикормов с высокой долей белковых компонентов (соответственно, доля зерна в них будет уменьшаться) не позволяет прогнозировать существенное увеличение в короткие сроки фуражного потребления зерна.
Засуха в 2010 году погубила 9,3 млн гектаров посевных площадей из 48 млн га засеянных, заявил Аркадий Злочевский, глава Российского зернового союза на пресс-конференции в понедельник. По его словам, это много, но не катастрофично: «Валовый сбор зерна будет превышать внутренние потребности в нем, поэтому дефицита не будет. Страхи о том, что чего-то не хватит, не имеют основы, зерновой голод стране не грозит»,— заявил глава союза.Глава РЗС подкрепил свою уверенность цифрами. По его данным, внутреннее потребление зерна в России составляет 77 млн тонн в год, тогда как, по текущим прогнозам Минсельхоза, урожай в этом году принесет 85 млн тонн валового сбора зерна (вместо ранее ожидавшихся 90 млн тонн).
Правда, Россия не только сама
потребляет зерно, но и
Более того, неурожай поможет
нормализовать ситуацию с
Традиционно для России основными рынками экспорта зерна являются страны средиземноморья, заинтересованные в поставках сравнительно дешевой российской пшеницы. Российские компании демонстрируют достаточно агрессивную позицию на мировых рынках.
Для обеспечения более высокой конкурентоспособности российского зерна необходимо бюджетное субсидирование отдельных элементов экспортных операций. И отговорки в стиле «ВТО против» не проходят - Россия пока не член ВТО. В частности, к актуальным мерам поддержки можно отнести введение субсидирования экспорта зерна в объеме не менее 10 -15 долларов за тонну, причем эти средства могут выплачиваться не экспортерам, а их контрагентам – сельхозпроизводителям. Большую пользу принесло бы установление льготных тарифов на железнодорожные перевозки зерна из отдаленных зерноизбыточных регионов, в первую очередь из Сибири. Причем масштабы скидки к существующему железнодорожному тарифу должны оставить от 30 до 40%. Можно было бы установить компенсации экспортерам зерна части средств, направляемых на оплату услуг по перевалке зерна в портах (в России они стоят почти в 2 раза выше, чем в Украине). И, наконец, активизировать взаимодействие с Украиной и Казахстаном в вопросе формирования экспортного зернового пула.
Таким образом, мы видим, что Россия вполне
может производить конкурентоспособную
продукцию зернового производства и сталь
одним из ведущих экспортеров зерна. Но
важнейшим условием для повышения конкурентоспособности
этой отрасли является грамотная государственная
политика в сфере сельского хозяйства.
Глава
2.
Экономическая эффективность
и конкурентные позиции
отрасли.
2.1.
Организационно-экономические
параметры предприятия.
Рассмотрим краткую характеристику производственных и экономических условий предприятия.
Территория Котовского района расположена в северной части Волгоградской области.
Сельскохозяйственное производство и
вся сельская инфраструктура играют важную
роль в освоении природных ресурсов Котовского
района.
На территории Котовского района
сельскохозяйственным производством
занимаются 24 коллективных и 9 крестьянско-фермерских
хозяйств, 29 индивидуальных предпринимателей
и 4783 личных подсобных хозяйств.
Производство продукции сельского
хозяйства во всех категориях хозяйств
в действующих ценах за 2009 год составляет
438 млн. рублей, в том числе в сельхозпредприятиях
– 216 млн. рублей, КФХ – 64 млн. рублей, ЛПХ
–158млн.рублей.
СПК «Хлебороб» организовано 2001г.
Территория СПК "Хлебороб" расположена в северо-западной части Котовского района Волгоградской области в междуречье Медведицы и Иловли. Центральная усадьба (с.Мирошники) и три населенных пункта связаны с районным центром дорогами с твердым покрытием. Центральная усадьба находится в 40 км от г. Котово и в 270 км от областного центра в г.Волгограда, в 52 км от железнодорожной станции.
По почвенно-климатическим условиям хозяйство относится к сухостепной зоне темно-каштановых и каштановых почв в комплексе с солонцами. Каштановые маломощные почвы суглинистого механического состава занимают водоразделы и пологие склоны. По склонам водоразделов встречаются каменистые и щебенчатые почвы. В поймах рек сформировались лугово-каштановые почвы. Расчлененность рельефа 0,5-3,0 км на квадратный километр, 43% сельхозугодий имеют уклон более 2º и являются эрозионно-опасными. Качественная оценка богарной пашни составляет 59,62 балла. Содержание гумуса, в основном, очень низкое для данных почв, и колеблется в пределах от 1,1 до 2,3%. Реакция почвенной среды находится в щелочном интервале рН 7,7-8,4
Растительность на территории хозяйства характерна белополынной злаковой подзоне степей с начальной мозаикой и пятнами галоидофитного типа растительности и представлена типчаком, ковылем, полынью венечной, полынью белой и т.д. Из сорняков широко распространены: щирица, лебеда, вьюнок и особенно осот.
Климат характеризуется резкой континентальностью. Лето знойное, сухое, зима суровая, малоснежная. Среднегодовое количество осадков 280-300 мм. Продолжительность теплого периода с положительной среднесуточной температурой воздуха выше 0ºС – 225 дней. Высота снежного покрова около 15 см. Наиболее снежным месяцем является февраль. Вследствие малой мощности снежного покрова промерзание почвы достигает 80-85 см. Самые ранние осенние заморозки бывают в начале ноября и самые поздние (весенние) 23 мая. В летний период осадки носят ливневый характер, что мало способствует достаточному уважению почвы и использованию ее растениями. Основным источником влаги являются осадки осеннего и зимнего периодов. Среднегодовая относительная влажность воздуха – 69%. Отрицательным климатическим фактором летнего периода являются суховеи, сильные ветры и пыльные бури, что способствует иссушению почвы, выдуванию верхнего слоя почвы, оголению корневой системы. Ветры зимнего периода сдувают с полей снежный покров, подвергая посевы озимых культур к вымерзанию.
На данный момент основным
направлением производства является
производство и реализация растениеводческой
продукции: зерно, а также производство
и реализация продукции животноводства:
молоко, мясо.
СПК «Хлебороб» состоит из одного отделения на территории которого расположены 2 полеводческих и 1 животноводческая бригада.
Рассмотрим данные о размерах и структуре производства СПК «Хлебороб» за период 2007-2009 гг. На основании этих данных получим представление о размере и составе земельных угодий, о размерах самого хозяйства, уровне рентабельности, а также специализации.
Табли
Основные
параметры деятельности
СПК «Хлебороб».
Показатели | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Валовая продукция в текущих ценах, тыс. руб. | 41612,98 | 61956,37 | 29413,04 |
Объем продаж, тыс. руб. | 28484 | 51259 | 28254 |
Основной капитал, тыс. руб. | 24686 | 42205 | 43945 |
Площадь с.х. угодий, га | 9328 | 9328 | 9328 |
из них пашни | 7120 | 7120 | 7120 |
Среднегодовая численность работников, чел. | 156 | 162 | 152 |
Поголовье скота, усл. гол. | 925 | 973,4 | 1024 |
Чистый доход, тыс. руб. | 7610,98 | 10282,37 | -22668,96 |
Прибыль, тыс. руб. | 8970 | 13967 | -568 |
Уровень
рентабельности, %:
по чистому доходу |
22,38 | 19,9 | -43,53 |
по прибыли | 26,38 | 27,03 | -1,09 |
Информация о работе Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли