Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является разработка системы мер, направленных на расширение площади посевов зерновых культур, оценка и выбор лучших и более экономичных сортов, увеличение объёмов производства культуры и повышение ее эффективности.
В соответствии с поставленной целью в ходе работы можно решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы экономической эффективности производства факторы её роста, в том числе их особенности на производстве зерна;
- провести анализ показателей роста объёмов и эффективности производства зерновых;
- выявить экономический эффект от минимизации издержек производства;
- проанализировать экономическую эффективность производства и реализации зерна;
- оценка конкурентной среды.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности. 5
1.1. Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие. 5
1.2. Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе. 10
2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли. 13
2.1. Организационно-экономические параметры предприятия 13
2.2. Оценка финансового состояния СПК «Хлебороб». 20
2.3. Оценка эффективности и конкурентоспособности отрасли. 23
3. Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли. 29
3.1 Снижение ресурсоемкости в отрасли. 29
3.2. Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности в отрасли. 32
3.3. Перспективная экономическая эффективность производства и реализации зерна. 35
3.4. Оценка конкурентной среды. 38
Выводы и предложения 40
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

    Экономическая эффективность внедрения перспективных сортов озимой пшеницы в СПК «Хлебороб».

   По данным таблицы 14 можно сказать, что выращиваемый на данный момент в СПК «Хлебороб» сорт – «Волгоградская 84» проигрывает сорту «Дон 93» по всем показателям. Так урожайность сорта «Дон 93» составляет 30,7 ц/га против 20,9 ц/га у сорта «Волгоградская 84», то есть предлагаемый сорт дает более высокий урожай озимой пшеницы. Кроме того, применение этого сорта позволит в перспективе снизить себестоимость продукции.   Повышение урожайности и снижение издержек на производство пшеницы позволит окупить затраты предприятия и принести доход в размере 1,26 руб. на 1 ц. пшеницы. Выращиваемый на данный момент в СПК «Хлебороб» сорт  «Волгоградская 84»  лишь на 68% окупает затраты на его производство, а уровень убыточности по данному сорту равен 32%. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что применение в перспективе сорта «Дон 93» будет экономически выгодным для нашего хозяйства, поскольку по нашим расчетам он позволит сделать рентабельным производство озимой пшеницы.

    Далее рассмотрим влияние вносимых удобрений на эффективность производства озимой пшеницы. А также определим наилучшее количества вносимых удобрений.

  Для получения прибавки урожая при выращивании зерновых культур необходимо внесение комплекса минеральных удобрений. Дополнительные затраты, связанные с применением удобрений,  включают:  стоимость удобрений,  затраты на их доставку, расходы по хранению и внесению удобрений, расходы по уборке дополнительного урожая. Эти затраты мы уже рассчитывали ранее, теперь изучим экономическая эффективность применения различных доз минеральных удобрений. 
 

     Таблица 15.

Экономическая эффективность применения минеральных удобрений.

Показатель Контроль (без  внесения минеральных удобрений) N90P40K10 N100P60K15 N80P30K5
Урожайность, ц/га 20,9 25,2 25,9 26,1
Производственная  себестоимость 1 ц продукции, руб. 302 364 374 377
Цена  реализации 1 ц продукции, руб.  
206
206 206 206
Окупаемость производственных затрат, руб.  
 
0,68
0,57 0,55 0,55
Чистый  доход, руб., в расчете на:

1 ц

 
 
-96
-158 - 168 - 171
1 га  посева  
-1977,6
- 3981,6 - 4351,2 - 4463,1
Уровень рентабельности по чистому доходу, %  
-32
- 43 - 45 - 45
 

  

      Рассмотрев таблицу 15, можно сделать следующие выводы: окупаемость производственных затрат по применению минеральных удобрений под зерно составила 0,55 руб. при внесении N90P40K10 и N80P30K5,  а при внесении дозы N90P40K10 этот показатель стал 0,57. Но, в любом случае этот показатель очень низок, это  свидетельствует   о низкой окупаемости удобрений.  Главным образом, это обусловлено диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и производственные ресурсы. Кроме того,  несмотря на невысокую окупаемость производственных затрат, применение удобрений позволяет  получать  дополнительный урожай. Но, несмотря на это, самым рентабельным оказалось выращивание зерна без внесения удобрений. 

3.3.  Перспективная экономическая эффективность производства и реализации зерна.  

   Устойчивость любой отрасли растениеводства во многом зависит от состояния планирования и прогнозирования в хозяйстве. Специфика перспективного планирования на сельскохозяйственных предприятиях обусловлена экономическими и технологическими особенностями отрасли. С одной стороны, большая зависимость от погодных условий ограничивает возможности предвидения результатов производства, поэтому в условиях неопределенности необходимо использовать различные методы планирования. С другой стороны, необходимость перспективных планов очень остра из-за того, что реализация большинства технологических мероприятий требует длительного времени (внедрение севооборотов, мелиорация земель, сортообновление).

    Критериями эффективности отрасли  являются такие показатели, как   урожайность  зерновых культур,  качество и ассортиментная структура зерна,  величина издержек производства, трудоемкости, прибыль.

   Получение высоких и стабильных урожаев – необходимое условие производственной деятельности предприятия. На повышение урожайности влияет проведение агротехнических мероприятий в оптимальные сроки, повышение плодородия почвы, улучшение семеноводства, внесение оптимальной дозы удобрения, исполнения технологической дисциплины и так далее.

    В этом разделе мы рассмотрим эффективность производства и реализации продукции зернового производства на перспективу. При определении прогнозов на перспективу необходимо учитывать, на сколько технологические взаимодействия,  сколько будущие результаты работы предприятия, его доходы, прибыль, рентабельность. Этим и будет определяться экономическое состояние хозяйства. Так же  необходимо учесть эффективность применения минеральных удобрений,  которая рассмотрена в подразделе 3.2.

   При помощи таблицы 16 определим экономическую эффективность производства зерна на перспективу.

Таблица 16

Экономическая эффективность производства зерна на перспективу  в СПК «Хлебороб» 

Показатели 2009 г. 2011 г.
Урожайность, ц/га 20,9 24,7
Производственная  себестоимость 1 ц, руб. 302 357
Цена  реализации 1 ц, руб. 206 244
Окупаемость производственных затрат, руб. 0,68 0,68
Стоимость валовой продукции с 1 га, руб. 4305,4 6026,8
Чистый  доход, руб., в расчете на:    
1 ц продукции -96 -113
1 га посева -2006,4 -2371,1
Уровень рентабельности по чистому доходу, % -32 -32
 
 

  Рассмотрев таблицу 16, видим, что в перспективе наблюдается увеличение выхода зерновых с 20,9 ц/га в текущем году до 24,7 ц/га в будущем. Но одновременно с этим  в 1,18 раз возрастет производственная себестоимость единицы продукции.

   При расчете планируемого уровня цен за основу возьмем уровень цен 2011 года с поправкой на инфляцию и повышение качества, полученного при применении минеральных удобрений. В итоге цена реализации 1 ц. зерна возрастет в 1,2 раза, при этом окупаемость производственных затрат остается одинаковой. Вследствие планируемого повышения  урожайности зерновых и цен них стоимость валовой продукции с 1га увеличится в 1,4 раза.

  В результате уровень рентабельности по чистому доходу остается неизменным, хотя по-прежнему останется отрицательным. Это говорит о нерентабельности производства зерна, оно не приносит нашему хозяйству дохода.

  Далее рассмотрим экономическую эффективность реализации зерна и рассчитаем этот показатель на перспективу.

     Таблица 18.

Экономическая эффективность реализации продукции на перспективу в СПК «Хлебороб».

Показатели 2009 г. 2011 г.
Товарная  урожайность, ц/га 13,18 18,4
Полная  себестоимость, руб. 228,2 211
Цена  реализации 1 ц, руб. 206 259
Окупаемость полных затрат, руб. 0,9 1,2
Прибыль, руб., в расчете на:    
1 ц продукции -22 48
1 га посева -289 883,2
Уровень совокупной рентабельности, % -11 19
 

    По данным таблицы 18 можно сказать о довольно  высокой товарной урожайности зерна в СПК «Хлебороб». Причем в связи с планируемым увеличением урожайности зерна в нашем хозяйстве наблюдается пропорциональное возрастание товарной урожайности на 5,2 ц/га. Высокий уровень рассмотренного показателя означает увеличение рыночной активности хозяйства.

    Анализируя запроектированный уровень цены и себестоимости зерна, окупаемость затрат составит 1,2, что на 0,3 меньше уровня 2009 года. Низкий уровень окупаемости затрат в 2009 году на продукцию зернового производства подтверждает зависимость зерновой отрасли хозяйства от погодных условий. Прибыль на 1 ц. продукции  в 2009 г отрицательная, а в перспективе в 2011 году  планируется получить прибыль, но для этого необходимо повысить рентабельность производства зерна необходимо снижение затрат на единицу продукции. Этого можно добиться путем внедрения новых более совершенных технологий производства и применения более экономичных форм хозяйствования.   

3.4.   Оценка конкурентной среды.  
 

      Товаропроизводитель осуществляет  свою деятельность, пребывая, как  правило, в конкурентной среде,  которая характеризуется наличием  некоторого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его. Естественно, они соперничают между собой за право продать свой товар потребителю. Таким образом, конкурентная среда - это рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать свою продукцию покупателю.

      В данном разделе мы попытаемся реально оценить конкурентные возможности нашего предприятия по выбранному производству и сопоставить их с возможностями предприятий-конкурентов. Для этого нам необходимо определить, какую позицию занимает на рынке СПК «Хлебороб» и насколько она прочна.

Таблица 19.

Экономические показатели субъектов  локального рынка, руб.

Вид продукции, основные показатели СПК «Хлебороб» ООО «Агро-Плюс» СПК «Родина»
Озимая  пшеница:      
  цена  реализации 1 ц 206 180,08 194
  коммерческая  себестоимость 1 ц 228,2 77,3 189,96
  прибыль в расчете на 1 ц -22 102,78 4,04
 

   Экономические показатели субъектов локального рынка, руб.

   Рассмотрев экономические показатели субъектов локального рынка, можно сделать следующие выводы: самую конкурентоспособную озимую пшеницу возделывают в СПК «Агро-Плюс», поскольку из рассмотренных предприятий оно умеет самую низкую себестоимость. На втором месте идет ООО «Родина», в котором реализуют более конкурентоспособную пшеницу, цена на которую самая высокая. А наше предприятие уступает двум остальным, поскольку при низком качестве выпускаемой пшеницы оно имеет наивысшие затраты.

Информация о работе Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли