Пути совершенствования деятельности Петриковского райпо по оказанию бытовых слуг населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Услуги как вид экономической деятельности существуют давно.
В Англии домашние слуги были самым многочисленным классом населения до 1870 г. Однако дать определение услуге оказалось нелегкой задачей. Особо оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. Именно тогда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Сущность .....docx

— 291.35 Кб (Скачать файл)

  Услуги  парикмахерской регулируют следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РБ «О защите прав потребителей» № 90-3, от 09.01.02г.;
  • СТБ 1266-2003 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические требования»;
  • СанПиН № 10-33-95 Санитарные правила и гигиенические нормативы парфюмерно-косметической продукции
  • СанПиН 2.1.2.10-18-2003 Устройство, оборудование и содержание парикмахерских
  • ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
  • Правила бытового обслуживания потребителей, 2004 г.

    В парикмахерской в наглядной и доступной форме предоставлена необходимая информация об услугах потребителю, которая содержит следующее:

  • перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;
  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;
  • цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг;
  • адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления;
  • Правила бытового обслуживания населения;
  • книга отзывов и предложений.

  Парикмахерская  райпо оснащена следующими техническими средствами:

  1. Парикмахерский инструмент: пеньюар, полотенца, одноразовые салфетки, комбинированная расчёска, расчёска с хвостиком, расчёска «бомбаж», расчёска «брашинг», прямые ножницы, филировочные ножницы, бритва, пластмассовые и металлические зажимы, пульверизатор, фольга, ёмкости для окраски, мензурка, кисти для окраски, полиэтиленовые перчатки, фен, утюжки, щипцы, сушуар, бигуди и коклюшки.

  2)Парикмахерское оборудование: рабочее место с зеркалом, парикмахерское кресло, мойка для  волос, стол заказов.

  В парикмахерской райпо работает 4 человека: 3 парикмахера имеют 4 разряд, 1-3 разряд. Работа проходит в 2 смены. В день в  среднем обслуживается 15-20 человек. По книге замечаний и предложений  отзывы о работе только хорошие, лишь некоторые замечания на счет помещения (т.к. нарушены требования к отоплению, нарушаются санитарно-гигиенические нормы, мойка для  волос в ужасном состоянии, очень маленькое помещение).

  А теперь рассмотрим технологический  процесс парикмахерской услуг в  Петриковском райпо в таблице 2.2.8

  Таблица 2.2.8  - Технологическая  схема процесса  оказания парикмахерской  услуги

Вид работ Содержание  работ Характеристика  
процесса
1. Прием заказа    Определение вида работы, выбор мастера, оформление квитанции  Процесс обслуживания
2. Подготовительные работы перед операцией    Прежде чем пригласить клиента в кресло, рабочее место приводят в порядок: протирают туалетный столик и кресло, убирают грязное белье в подсобное помещение, подметают волосы и моют раковину. Затем приглашают клиента в кресло. Для этого мастер встает справа от кресла и разворачивает его к клиенту. После того как клиент садиться, кресло необходимо развернуть к зеркалу. Затем мастер беседует с клиентом и выясняет, какие виды работ желает заказать клиент. По необходимости мастер предлагает клиенту какие-либо свои дополнительные услуги, например лечение волос или стрижку. В конце беседы обсуждается стоимость работ. Если клиент соглашается со стоимостью работ, мастер в присутствии клиента моет руки и дезинфицирует инструменты.  Затем производиться внешний осмотр кожи головы и волос. Подготовительные работы заканчиваются выполнением гигиенического мытья волос.  Вспомогательный процесс
 
3. Выполнение операции (услуги)
 Непосредственное  выполнение  работы (стрижки, окраски,  укладки, завивки).

Перед началом технологического процесса оказания  таких услуг,  как  химическая завивка и окраска волос, мастер проверяет кожу клиента на чувствительность к используемым материалам, т. е. проводит биологическую пробу на чувствительность.

  Перед тем как приступить к выполнению какой-либо стрижки или прически, мастер делит волосы на зоны. Пряди каждой зоны  скручивает в жгуты и скрепляет зажимами. После этого выполняет любую операцию непосредственно по зонам…

  Основной (технологический) процесс
4. Заключительные работы    Мастер  выполняет следующие действия: очищает лицо и шею клиента от срезанных и вычесанных волос, снимает пеньюар, предоставляет клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, рассчитаться за услугу. Затем мастер благодарит его за посещение и приступает к уборке рабочего места. После наведения должного порядка мастер приглашает пройти следующего посетителя.   Вспомогательный процесс

Источник : собственная  разработка на  основании  данных Петриковского райпо (Приложение Г,Е).

 Так проводиться технологический процесс оказания практически всех парикмахерских услуг в Петриковском райпо.

    Схема размещения рабочих мест  в парикмахерской представлена  в приложении   .

       Таким образом, ярчайшим представителем сферы услуг является бытовое обслуживание. Главное место в оказании бытовых услуг Петриковским райпо занимают ритуальные и парикмахерские услуги.

  Согласно  данному анализу ритуальные и парикмахерские услуги принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном быту людей, а, следовательно, являются самыми массовыми.

  В ходе анализа сферы услуг выявлена основная тенденция развития ритуальных и парикмахерских предприятий, согласно которой на современном рынке все большее значение приобретает высокое качество услуг при относительно низкой цене. Это связано с жесткой конкуренцией в сфере услуг. 
 

2.3 Анализ эффективности деятельности Петриковского райпо 

  Как было отмечено в параграфе 2.1, райпо  занимается такими видами  деятельности как организация оптовой и розничной торговли, общественного питания; производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов; непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; организация рынков для торговли товарами; закупки у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья; производство и реализацию пищевых продуктов, и непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения и т.д. Одним из видов деятельности является  оказание платных услуг населению. Эти виды услуг оказываются с целью удовлетворения потребностей  обслуживаемого населения с одной стороны, а с другой - с целью получения дополнительных источников прибыли.

  Поскольку в бухгалтерской и статистической отчетности не предусмотрено  выделение  показателей в разрезе отраслей деятельности, в частности,  сфере  услуг (за исключением формы 12-ун "Отчет об объеме платных услугах населению"), анализ эффективности деятельности проведем в целом по райпо.

   Система показателей результатов деятельности организаций торговли состоит из нескольких подсистем показателей, к которым относятся показатели оценки эффективности продажи, показатели оценки доходности и показатели оценки прибыльности. Показатели оценки эффективности продажи представлены в табл. 2.3.1.  

  Таблица 2.3.1 – Показатели оценки эффективности деятельности Петриковского райпо за 2008-2010 гг.

Показатели Годы Темп  роста, %
2008 2009 2010 2009г. к 2008г. 2010г. к 2009г.
1 2 3 4 5 6
Показатели  результатов, ресурсов и затрат
1.Выручка от реализации товаров, продукции, услуг, млн р. 54577 56444 65041 103,4 115,2
2.Прибыль от реализации, продукции, услуг, млн р 139 121 313 87,0 258,7
3. Расходы  на реализацию товаров, млн  р. 8991 10206 11908 113,5 116,7
4. Стоимость  экономических ресурсов, всего, млн  р. (стр. 4.1 + стр. 4.2 + стр. 4.3) 23846,8 27938,9 33215 117,2 118,9
В том  числе:

4.1. Среднегодовая  стоимость основных средств, млн  р.

 
12076
 
14180
 
16593
 
117,4
 
117,0
4.2. Среднегодовая  стоимость оборотных средств,  млн р. 7008 8658 10497 123,5 121,2
4.3. Фонд  заработной платы работников , млн  р. 4762,8 5100,9 6124,9 107,1 120,1
5.Среднесписочная численность работников, млн р. 667 666 652 99,8 97,8
Обобщающие  показатели эффективности
6.Ресурсоотдача,р. (стр.1 : стр.4) 2,3 2,0 1,9 86,9 95,0
7.Расходоотдача,р (стр.1 : стр.3) 6,1 5,53 5,56 90,6 100,5
8. Уровень расходов  на реализацию (издержек обращения), % (стр. 3:стр. 1×100)  
16,5
 
18,1
 
18,3
 
109,7
 
101,1
9. Рентабельность продажи, % (стр. 2 : стр. 1 × 100) 0,25 0,21 0,48 84,0 228,6
Частные показатели эффективности использования  основных фондов
10.Фондоотдача,р.(стр.1:стр.4.1) 4,5 3,98 3,92 88,4 98,5
11.Фондоемкость,р.(стр.4.1:стр.1) 0,22 0,25 0,26 113,6 104,0
12.Рентабельность  основных средств,% (стр.2:стр.4.1×100) 1,2 0,8 1,9 66,7 237,5
Частные показатели эффективности использования  оборотных средств
13.Оборачиваемость  оборотных средств, раз (стр.1:стр.4.2) 7,8 6,6 6,2 84,6 93,1
14.Рентабельность  оборотных средств,% (стр.2:стр.4.2) 2,0 1,4 3,0 70,0 214,3
15.Рентабельность  функционирующего капитала,% (стр.2:(стр.4.1+стр.4.2))  
0,7
 
0,5
 
1,2
 
71,4
 
240,0
Частные показатели эффективности использования  трудовых ресурсов
16.Производительность  труда, измеренная, млн р. :

16.1 Выручкой  от реализации (стр.1:стр.5)

 
 
81,8
 
 
84,7
 
 
99,8
 
 
103,5
 
 
117,8
1 2 3 4 5 6
16.2 Прибылью  от реализации товаров, услуг  (стр.2: стр.5)

16.3 Чистой прибылью

16.4 Фондом заработной  платы (стр.4.3:стр.5)

0,21 

0,19

7,1

0,18 

0,14

7,6

0,48 

0,19

9,4

85,7 

73,7

107,0

266,7 

135,7

123,7

17.Выручка  на 1 р. фонда заработной платы,  р (стр.1:стр.4.3)  
11,4
 
11,1
 
10,6
 
94,4
 
95,5
18.Уровень  фонда заработной платы,% (стр.4.3:стр.1×100) 8,7 9,0 9,4 103,4 104,4
19.Рентабельность  фонда заработной платы,% (стр.2:стр.5×100) 20,8 18,2 48,0 87,5 263,7
Справочно
20.Удельный  вес прибыли в выручке от  реализации товаров, работ, услуг,% (стр.2:стр.1×100) 0,25 0,21 0,48 84,0 228,6
21.Средняя  заработная плата, тыс.р. (стр.4.3 :стр.5) 7,14 7,66 9,39 107,3 122,6
22.Фондовооруженность  труда работников основными и  оборотными средствами, млн.р. ((стр.4.1+стр.4.2):стр.5)  
28,6
 
34,3
 
41,5
 
119,9
 
120,9

Источник : собственная  разработка на  основании  данных Петриковского райпо (Приложение Г,Е). 

  Анализируя  приведенные выше данные, можно сделать  вывод, что общая сумма экономических ресурсов в Петриковском райпо в период с 2008 по 2010 гг. увеличилась в 1,39 раза. Особенно быстрыми темпами росла стоимость оборотных средств (в 1,49 раза). Текущие затраты (расходы) также выросли в 1,32 раза.

  В связи с более быстрыми темпами  роста ресурсов по сравнению с  ростом результатов обобщающие показатели экономической эффективности райпо  снизились: ресурсоотдача с 2,3 до 1,9 р. с каждого рубля экономических ресурсов, расходоотдача с 6,1 до 5,56 р. Единственное, рентабельность продаж увеличилась в 2010г на 92%.

  Соответственно  возрос с  16,5% в 2008 году до 18,3% в 2010 году уровень расходов на реализацию, что  свидетельствует об ухудшении использования  текущих затрат (расходов).

  Изучение  динамики изменения частных показателей  эффективности свидетельствует  о снижение показателей эффективности  использования  основных фондов (фондоотдачи), оборачиваемости оборотных средств

  Увеличились показатели эффективности использования  трудовых ресурсов. Производительность труда, измеренная по выручке от реализации увеличилась в 2010 году на 22% по сравнению  с 2008годом.

  Таким образом, проведенные расчеты обобщающих и частных показателей эффективности  Петриковского райпо показали снижение эффективности по многим показателям. Прирост  результатов обеспечивался за счет еще большего в процентном отношении роста экономических ресурсов. Так выручка от реализации товаров, работ, услуг увеличилась в 2010 году  на 19,2%, а сумма экономических ресурсов - на 39,3%.

  Поскольку для роста эффективности результаты должны расти быстрее, чем затраты, то общая пропорция интенсивного развития организации будет выглядеть  следующим образом: 

                    Iп > Iчп > Iв > Iфзп >Iч                                             (2.3.1) 

  где Iп – индекс изменения прибыли от реализации товаров, работ, услуг;

  Iчп – индекс изменения чистой прибыли;

  Iв – индекс изменения выручки от реализации товаров, работ, услуг;

  Iфзп – индекс изменения фонда заработной платы;

Информация о работе Пути совершенствования деятельности Петриковского райпо по оказанию бытовых слуг населению