Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа
В условиях рыночной экономики, когда повышается экономическая эффективность, а также качество продукции, требуется полная мобилизация всех имеющихся в организации резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов.
1 Особенности современного стиля руководства организацией
1.1 Понятие стиля управления
1.2 Характеристика и классификация стилей руководства
2 Оценка стилей руководства ЗАО «ВТБ-БАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ВТБ-БАНК»
2.2 Анализ структуры персонала
2.3 Анализ стиля управления предприятием
3 Пути совершенствования стиля торговой организации
3.1 Разработка общих рекомендаций по совершенствованию стиля управления в ЗАО «ВТБ-БАНК»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля управления руководства ЗАО «ВТБ-БАНК» путем совершенствования функций и методов управления
Заключение
Список использованных источников
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Особенности современного стиля руководства организацией 1.1 Понятие стиля управления 1.2 Характеристика и классификация стилей руководства 2 Оценка стилей руководства ЗАО «ВТБ-БАНК» 2.1 Организационно- 2.2 Анализ структуры персонала 2.3 Анализ стиля управления предприятием 3 Пути совершенствования стиля торговой организации 3.1 Разработка общих рекомендаций по совершенствованию стиля управления в ЗАО «ВТБ-БАНК» 3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля управления руководства ЗАО «ВТБ-БАНК» путем совершенствования функций и методов управления Заключение Список использованных источников |
|
В условиях рыночной экономики, когда повышается экономическая эффективность, а также качество продукции, требуется полная мобилизация всех имеющихся в организации резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов. С развитием научно-технического прогресса и усложнением организаций во второй половине ХХ века расширились функции этих отделов – администрирование льгот и поддержание отношений с профсоюзами, дополнилось подбором, обучением и развитием персонала, созданием систем компенсации, развития карьеры, коммуникации, и значительно выросло их значение для организации.
Существенно растет и ответственность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех предприятия в достижении его целей.
Управление предприятиями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе.
Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменением в окружающей среде. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента.
А профессиональный менеджмент характеризуется применяемым стилем управления. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Целью курсовой работы является изучение влияние стиля руководства на эффективности деятельности предприятия и разработка путей его совершенствования на примере ЗАО «ВТБ-БАНК». Объектом исследования являются ЗАО «ВТБ-Банк». Предметом исследования являются пути совершенствования стиля руководства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стилей и типов руководства;
- рассмотреть организационную структуру ЗАО «ВТБ-Банк»;
- проанализировать структуру персонала банка ;
- проанализировать стиль руководства на примере ЗАО «ВТБ-Банк»;
- разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию стиля руководства.
Основной составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле.
Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя. [3, с. 180]
Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля.
Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.
Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации. [4, с. 139]
Формирование стиля руководства - сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.
Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное положение и складывается у руководителя в процессе его работы и учения опыта.
Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе установки и достижения целей. [6, с. 43]
При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора:
Решаемые сотрудниками задачи.
Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Не случайно авторитарный стиль в зарубежном менеджменте называют пионерским, когда все может легко и правильно решаться одним руководителем.
Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.
Уровень квалификации работников и руководителя.
Интегрально-демократический стиль требует от сотрудников высокого образования: им делегируются компетентность и полномочия по решению многих задач.
Характер мотивации сотрудников.
При авторитарном управлении определенных успехов можно добиваться лишь в коллективах из менее квалифицированных работников только путем распределения материальных благ. [2, с. 84]
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других).
Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, более подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. [11, с. 126]
Выделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства.
Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои ценности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.
Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей - следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.
Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:
информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления в организации;
функций управления различных уровней системы;
принципов и методов управления применяемых руководителем;
руководителей различных уровней и подразделений.
Все общие стилеобразующие факторы вытекают из самой природы общественного труда, порождены кооперацией труда и являются объективными, но не существенными предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи. Систему основных факторов формирования стилей управления можно составить в виде схемы. (Приложение А).
Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся стилеобразующие факторы, тем более опосредованное влияние их на формы отношений, и наоборот. В этой связи становится очевидным, что характеристики субъектов управления есть вместе с тем и непосредственные факторы формирования стилей управления.
Среди особенных факторов выделяются:
распределение полномочий;
установление ответственности;
характер процесса принятия решений;
используемые методы руководства;
организация труда;
заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.
В стилях управления фокусируют также другие объективно-субъективные и общие факторы:
регламентированные общественные требования;
средства управленческого труда;
доступность и состояние социальной, экономической и технической информации;
общие характеристики крупномасштабных объектов управления – исторические, географические факторы, национальные традиции.
Таким образом, стиль руководства – это способ воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций. С одной стороны на стиль руководства оказывает влияние личность руководителя, способы и приемы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика деятельности, особенности руководимого коллектива, т.е. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складываемые между руководителем и подчиненным. Сложность и разнообразие этих отношений предполагает высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут квалифицироваться по различным признакам. [23, с. 231]
Используя для анализа различные источники можно определить разные классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу относятся «одномерные» стили управления.
Информация о работе Пути совершенствования стиля торговой организации