Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями. Во-первых, банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается. В условиях рыночной экономики, активизации международных экономических отношений несовершенство банковского законодательства может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективной организации расчетов, к росту инфляции. Кроме того, продолжаются дискуссии о путях и перспективах развития банковской системы, о совершенствовании правового регулирования банковской деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых актов и практики их применения исследовать развитие банковской системы России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………...6
1.1 Сущность, понятие и структура современной банковской
системы России……………………………………………………………6
1.2 Оценка текущего состояния банковского сектора……………………...15
1.3 Политика государства в отношении банковского сектора…………….24
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ………………………………………..34
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика
Сбербанка РФ……………………………………………………………..34
2.2 Экономические показатели финансовой деятельности
Сбербанка России…………………………………………………………38
2.3 Концепция развития деятельности Сберегательного Банка РФ
на период до 2015 года……………………………………………………49
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В
УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ…………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
Различие между объемом совокупного банковского портфеля (инвестиционного) и чистыми активами состоит в сумме средств, используемых банками для не инвестиционных целей (к таковым мы относим банковские средства, размещенные в других направлениях, векселя органов федеральной власти, прочую задолженность местных властей и иные не идентифицированные в качестве инвестиционных активы).
Содержание банковского портфеля определяют следующие активы:
инвестиции в федеральные облигации (в национальной и иностранной валюте), а также банковские кредиты федеральному правительству и выпущенные векселя;
средства коммерческих банков, предоставленные ЦБ РФ, — фонды обязательного резервирования по привлеченным средствам в национальной и иностранной валюте, остатки средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБ РФ, депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ, инвестиции в финансовые инструменты, выпущенные ЦБ РФ;
инвестиции в российские регионы — региональные облигации, банковские кредиты региональным властям, а также прочие инструменты российских территорий;
банковские инвестиции в реальный сектор экономики России — банковские кредиты (в национальной и иностранной валюте), инвестиции в корпоративные облигации, векселя и взносы в уставный банковский капитал;
вложения в зарубежные финансовые институты — депозиты в иностранных банках и кредиты, предоставленные иностранным банкам, инвестиции в ценные бумаги нерезидентов и прочие активы;
банковские кредиты населению (данная составляющая банковских активов незначительна);
кредиты, предоставленные прочим банкам, — инвестиции в ценные бумаги банков, имущество банков и прочие виды активов.
Таблица 2
| 2004 | 2005 | 01.05.2006 | 01.06.2006 | 2007 (оценка) |
Чистые банковские активы, млрд. руб. | 2158.7 | 2882.5 | 4265.7 | 4443.7 | 3824.5 |
Структура в рублях, в % к чистым банковским активам | 45.2 | 48.9 | 53.6 | 55.6 | 50.1 |
Федеральные облигации | 4.8 | 4.0 | 6.0 | 6.1 | 4.2 |
ЦБР | 12.5 | 10.5 | 12.0 | 13.5 | 10.9 |
Муниципальные облигации | 0.1 | 0.3 | 0.7 | 0.8 | 0.6 |
Корпоративные облигации | 0.1 | 0.4 | 1.0 | 1.1 | 0.9 |
Кредиты | 26.4 | 32.4 | 32.4 | 32.4 | 32.1 |
кредиты реальному сектору | 23.7 | 28.6 | 27.0 | 27.0 | 27.7 |
кредиты региональным властям | 0.6 | 0.6 | 0.9 | 0.9 | 0.8 |
кредиты населению | 2.0 | 3.2 | 4.4 | 4.4 | 3.7 |
Акции предприятий | 1.3 | 1.4 | 1.6 | 1.8 | 1.4 |
Структура в иностранной валюте, в % к чистым банковским активам | 40.3 | 35.9 | 29.3 | 27.3 | 33.5 |
Федеральные облигации | 9.5 | 7.8 | 6.0 | 5.3 | 6.7 |
Регионы РФ | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 |
Кредиты | 12.1 | 13.0 | 14.2 | 13.7 | 14.6 |
кредиты реальному сектору | 12.1 | 13.0 | 14.2 | 13.7 | 14.6 |
кредиты населению | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 |
Депозиты в иностранных банках | 18.7 | 15.1 | 9.1 | 8.4 | 12.3 |
В общем случае структура инвестиционного портфеля национальной банковской системы разделяется на вложения в национальной и иностранной валюте. В предкризисный период (до августа 1998 г.) преобладали инвестиции в финансовые инструменты, номинированные в российских рублях (главным образом в федеральные облигации вследствие их высокой доходности и гарантированной денежными властями стабильности обменного курса рубля).
Непосредственно после финансового кризиса доля банковских инвестиций в финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте, резко возросла — как по причине сокращения инвестиций в рублевые активы (в результате дефолта по ряду рублевых облигаций), так и неустойчивости темпов инфляции и девальвации.
В дальнейшем улучшение состояния внешней конъюнктуры, связанное с ростом мировых цен на нефть и прочие сырьевые товары, обусловило стабильность национальных финансов (снижение темпов инфляции и укрепление реального курса рубля), а также сохранение избыточного объема денежных ресурсов в банковской системе. В результате доля банковских вложений в рублевые финансовые инструменты существенно возросла, тогда как доля банковских инвестиций в их валютные аналоги — снизилась.[6]
Структура агрегированного банковского инвестиционного портфеля определяется развитием национальных финансовых рынков, так же как и общеэкономической ситуацией (здесь подразумевается расширение банковского кредитования реального сектора), и предполагает его группировку по видам активов:
ликвидные инструменты с низкой доходностью;
относительно ликвидные инструменты в российских рублях с большей доходностью;
инвестиционные инструменты вне финансового рынка;
финансовые рыночные инструменты в иностранной валюте;
нерыночные инструменты в иностранной валюте.
Денежные средства коммерческих банков, размещенные на корреспондентских счетах в ЦБ РФ, составляют заметный объем банковских активов в посткризисный период (в 2004–2007 гг.) – до 2-5 млрд. долл. и предназначены для осуществления текущих трансакций в экономике.
Такие финансовые средства выступают в качестве бесплатных банковских депозитов (в ЦБ РФ), объем которых зависит от следующих факторов:
стабильности финансовой системы, зависящей от уровня инфляции, девальвации и соответствующего изменения процентных ставок;
уровня рисков в банковской системе, связанного с необходимостью проведения текущих трансакций в экономике и поддержания части активов в ликвидных финансовых инструментах (даже с учетом потерь, вызванных отрицательной реальной доходностью);
степени развитости финансовых рынков, предоставляющих возможность размещения банковских активов исходя из различных требований — прежде всего ликвидности и доходности.
Объем остатков средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ существенно менялся за прошедшие пять пост-кризисных лет. Изменения этого показателя оказывали существенное воздействие на динамику денежной базы (и совокупного денежного предложения), равно как и на уровень стабильности/рисков в национальной банковской системе. Его рост сопровождался увеличением денежной базы в широком определении, обусловливал увеличение совокупного денежного предложения одновременно с возрастающими рисками ускорения инфляции (в частности, инфляции за счет расширения монетарных компонентов).
Значение данного показателя определяется двумя базовыми факторами:
установлением "нормального" уровня банковских остатков на счетах ЦБ РФ;
классификацией факторов, воздействующих на отклонения от "нормального" уровня.
"Нормальный" уровень остатков денежных средств коммерческих банков на корреспондентских счетах ЦБ РФ является принципиально важным показателем. Он позволяет проводить текущие трансакции в экономике в приемлемые (минимальные) сроки с приемлемыми (минимальными) рисками (см. рис. 2).
Источник: ЦБ РФ, АЛ "Веди"
Рисунок 2. Объем остатков коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ (в российских рублях и долл. США)
Как видно из данных, представленных на графике, средний размер остатков банковских средств на корреспондентских счетах соответствует уровню 3.0–3.5 млрд. долл., или 12–13 млрд. руб. (дефлированных на индекс потребительских цен либо на индекс цен производителей — результат практически идентичен).
Снижение данного параметра относительно среднего значения было связано с различного рода кризисами в банковской системе. Напротив, превышение его среднего значения было вызвано избыточной ликвидностью в банковской системе и/или высокими ожиданиями роста инфляции и девальвации (сохранение высокого уровня ликвидных банковских средств в силу избыточно свободных ресурсов и/или высоких рисков). Таким образом, в условиях стабильного развития российской экономики и банковской системы остатки средств коммерческих банков на счетах в ЦБ РФ, равные 3.0–3.5 млрд. долл. (по текущему обменному курсу), могут рассматриваться как "нормальный" и равновесный уровень.
Одним из наиболее надежных и ликвидных финансовых инструментов для российской банковской системы в посткризисный период являются банковские депозиты в ЦБР. Со стороны денежных властей инструмент этот выступает в качестве меры, направленной на сокращение объема свободных средств в экономике (и проведение стерилизационных мер, связанных с избыточным денежным предложением вследствие роста валютных резервов РФ). [7]
Для коммерческих банков — в качестве направления временно свободных средств с учетом максимизации требований ликвидности при минимальных рисках инвестирования. В результате такой инструмент, как банковские депозиты в Центральном банке, позволяет получить большую доходность, чем остатки на корреспондентских счетах в ЦБР, но меньшую, чем вложения в федеральные облигации.
Процентные ставки по таким депозитам крайне низки: по состоянию на сентябрь 2003 г. доходность однодневных депозитов составляла 0.5% годовых, по депозитам на один месяц — 3–4% годовых. Кроме того, 70–80% от общего объема привлеченных средств составляли однодневные депозиты (рис. 3).
Как видно из приведенного графика, объем банковских депозитов, привлекаемых в ЦБР, и уровень процентных ставок по ним не связаны между собой. Объем депозитов, их структура, а также уровень процентных ставок, по которым привлекаются данные средства, представляют собой индикаторы состояния финансовой сферы.
Центральный банк РФ предлагает достаточно широкий спектр депозитов для коммерческих банков – от однодневных (типа overnight), депозитов на одну и две недели и вплоть до трехмесячных.
Во-первых, в общем случае такие показатели, как остатки средств коммерческих банков на счетах ЦБР и банковские депозиты в ЦБР, играют роль единого агрегированного индикатора, значение которого отражает объем свободных средств в экономике (не задействованных в инвестициях на облигационном рынке, рынке акций, а также в виде кредитов реальному сектору). Величина этого показателя, превышающая "нормальный" уровень (с точки зрения обеспечения некоего "нормального" уровня ликвидности банковской системы) свидетельствует либо об избыточном уровне свободных денежных средств в экономике, либо о высоких рисках в финансовой системе.
1.3 Политика государства в отношении банковского сектора
Базовым условием успешного развития банковского сектора является проведение государством взвешенной, последовательной политики в этой сфере.
Целями этой политики в отношении банковского сектора являются:
обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой конкуренции. Банковская деятельность должна базироваться на коммерческих интересах и соблюдении пруденциальных принципов ведения бизнеса;
стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса, населения, развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего розничного потребительского кредитования и ипотеки.
В целом обеспечение государством условий для развития банковского сектора осуществляется по четырем основным направлениям:
совершенствование законодательства;
развитие инфраструктуры банковского бизнеса;
совершенствование банковского регулирования и надзора;
совершенствование сферы государственных финансов (налогообложения, государственных расходов, инвестиций).
Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что одним из приоритетов государственной экономической политики является формирование конкурентоспособного российского банковского сектора, способного развиваться на собственной основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста.
Политика государства в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночного начала в деятельности кредитных организаций и на использовании преимущественно косвенных (экономических) методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется путем формирования нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов.[8]
Совершенствование налогообложения кредитных организаций будет осуществляться исходя из содержания проводимых ими операций с учетом результатов анализа практики применения российского налогового законодательства и международного опыта.
По мере задействования альтернативных инструментов регулирования денежной ликвидности и в целях выравнивания условий конкуренции российских кредитных организаций и иностранных банков постепенно будут снижаться нормативы отчислений в фонды обязательного резервирования.
Участие государства в капитале кредитных организаций характеризуется тенденцией к сокращению. Тем не менее в ближайшие несколько лет с учетом переходного характера экономики и степени устойчивости банковского сектора государство будет сохранять свое участие в капитале отдельных российских банков.
В отношении банковского сектора государство:
обеспечивает развитие законодательных основ системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;