Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями. Во-первых, банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается. В условиях рыночной экономики, активизации международных экономических отношений несовершенство банковского законодательства может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективной организации расчетов, к росту инфляции. Кроме того, продолжаются дискуссии о путях и перспективах развития банковской системы, о совершенствовании правового регулирования банковской деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых актов и практики их применения исследовать развитие банковской системы России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………...6
1.1 Сущность, понятие и структура современной банковской
системы России……………………………………………………………6
1.2 Оценка текущего состояния банковского сектора……………………...15
1.3 Политика государства в отношении банковского сектора…………….24
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ………………………………………..34
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика
Сбербанка РФ……………………………………………………………..34
2.2 Экономические показатели финансовой деятельности
Сбербанка России…………………………………………………………38
2.3 Концепция развития деятельности Сберегательного Банка РФ
на период до 2015 года……………………………………………………49
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В
УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ…………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
не допускает предоставления каких-либо привилегий отдельным кредитным организациям или их клиентам;
строго соблюдает законодательно установленные принципы антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках;
обеспечивает развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;
обеспечивает мониторинг текущего состояния и динамики развития банковского сектора в целях реализации оперативных мер по закреплению позитивных тенденций и нейтрализации факторов, негативно влияющих на перспективы развития банковского бизнеса;
контролирует характер и объем издержек банков, обусловленных действующей системой регулирования и контроля, не допускает возникновения необоснованных издержек.
В отношении кредитных организаций, доля участия в которых принадлежит государству и подлежит сокращению в соответствии с принятыми решениями, Правительство Российской Федерации обеспечит завершение в 2009 году процедур поэтапного выхода государственных унитарных предприятий из числа учредителей (участников) кредитных организаций. При этом выход государства из капиталов кредитных организаций не должен оказывать негативного влияния на устойчивость банковского сектора.
Предстоит реализовать мероприятия по повышению эффективности участия государства в кредитных организациях, в которых доля государства в капитале будет сохранена, за счет усиления роли представителей государства в управлении такими кредитными организациями, а также специализации на выполнении установленных государством задач. Правительство Российской Федерации рассмотрит вопрос о перспективах функционирования банков, контролируемых государством.
Задачи, устанавливаемые для контролируемых государством кредитных организаций в рамках проводимой государственной экономической политики, не должны входить в противоречие с задачами получения ими прибыли и поддержания их финансовой устойчивости.
Правительство Российской Федерации и Банк России считают целесообразным участие в капитале кредитных организаций только при одновременном соблюдении следующих условий:
деятельность кредитных организаций имеет стратегическое значение для решения задач государственной экономической политики;
участие в капитале кредитных организаций обеспечивает оптимальные условия для решения задач государственной экономической политики.
В целях решения специальных задач государственной экономической политики Правительством Российской Федерации созданы Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Основными функциями указанных банков являются кредитование нефинансового сектора экономики в избранных направлениях, а также обеспечение возврата ранее выделенных бюджетных средств.
Правительство Российской Федерации считает целесообразным ограничить функции указанных банков рамками их специализации и будет воздерживаться как от создания новых банков, контролируемых государством, так и от предоставления привилегий действующим банкам, контролируемым государством.
Правительство Российской Федерации примет меры для того, чтобы российские юридические лица, осуществляющие банковские операции и не являющиеся кредитными организациями, были преобразованы в кредитные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо прекратили осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Предстоит разработать концепцию развития Внешэкономбанка, определить его правовой статус с учетом решения задач по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации.
Банк России в ближайшие годы сохранит контрольный пакет акций Сбербанка России.
В среднесрочной перспективе Правительство Российской Федерации намерено обеспечить такую долю государственного участия в капитале Внешторгбанка, которая позволит оказывать влияние на проводимую банком политику.
Деятельность Российского экспортно-импортного банка будет направлена на реализацию уставных задач банка, прежде всего на финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций и на оказание финансовой поддержки субъектам внешнеэкономической деятельности.
С принятием Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” создана правовая основа для выхода Банка России из состава акционеров российских загранбанков.
В целях решения этого вопроса будут проведены переговоры с надзорными органами стран пребывания росзагранбанков об условиях передачи контроля над ними Банком России Внешторгбанку с последующим внесением на согласование в Правительство Российской Федерации предложений о порядке и сроках выхода.[9]
Изменение параметров структуры банковского сектора (концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг, размещение кредитных организаций по регионам) должно происходить на рыночных принципах. Роль государства состоит в обеспечении условий, способствующих реализации целей развития банковского сектора, включая:
защиту интересов кредиторов, вкладчиков, клиентов и собственников КО;
развитие рынка банк. услуг и повышение уровня удовлетворения спроса на них;
укрепление рыночной дисциплины и развитие конкуренции на рынке банк.услуг.
Реорганизация устойчивых КО основана на принципе добровольности.
Процедуры реорганизации могут проводиться лишь при условии, если параметры рисков, образующейся после реорганизации, будут находиться в границах общеустановленных пруденциальных норм.
В интересах развития рынка банковских услуг необходимо создать более благоприятные условия для консолидации, слияния и присоединения КО.
В этих целях предстоит предпринять следующие шаги:
принять законодательные и нормативные правовые акты, обеспечивающие ускорение и удешевление процедуры реорганизации КО путем слияния и присоединения;
предусмотреть в законодательстве положения, устанавливающие, что право требования досрочного исполнения денежных обязательств имеют только кредиторы - физические лица, если обязательства перед ними возникли до даты объявления КО, о реорганизации, перед кредиторами - юридическими лицами, если условиями договора кредитору - юридическому лицу предоставлено указанное право.
Это позволит обеспечить условия для сохранения (присоединяющей или созданной в результате слияния или преобразования) КО ликвидности и платежеспособности.[10]
Уровень развития банковского сектора во многом определяется состоянием банковской деятельности и динамикой развития банковской сети в регионах.
Способность региональных органов власти и деловых кругов предпринимать усилия по развитию рыночных отношений и созданию на региональном уровне благоприятных возможностей для приложения капиталов играет важную роль в обеспечении более сбалансированного распределения финансовых ресурсов, расширения предложения банковских услуг и создания банков. В связи с этим Правительство РФ и БР при осуществлении мер по защите конкуренции на рынке банковских услуг будут содействовать созданию условий для ведения банковского бизнеса в различных регионах.
Банк России и федеральные органы исполнительной власти подготовят изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие упрощение процедуры открытия и регистрации филиала кредитной организации. Планируется принять решение об отмене государственной пошлины, которую уплачивают кредитные организации за открытие филиала.
Необходимо разработать нормативные акты о порядке согласования систем сигнализации и охраны банковских помещений, установить четкие единые требования и перечни документов, запрашиваемых у КО при регистрации филиалов и иных структурных подразделений.
Законодательно определить возможности КО по созданию внутренних структурных подразделений в форме и порядке, установленных нормативными актами БР. БР подготовит нормативные акты, регулирующие порядок создания банками передвижных пунктов кассового обслуживания. , что поможет КО совершенствовать свою внутреннюю организационную структуру, гибко реагировать на изменение потребности населения и максимально приблизить банковские услуги к потребителю.
Важным условием развития банковской деятельности и повышения устойчивости банков является увеличение капитала банков, улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков.
Прирост капитала банков будет обеспечен в основном за счет капитализации их прибыли, а также за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов. Развитие операций кредитных организаций по привлечению и размещению средств за счет внедрения системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса будет способствовать росту капитала банков.
В целях повышения требований к уровню капитализации КО будут внесены изменения в законодательство РФ, в соответствии с которыми требование по достаточности капитала и будет установлено на уровне 10 процентов.
Установлено требование к минимальному значению капитала действующих банков с 2007 года в размере 5 млн. евро. Действующие банки, имеющие на 1 января 2007 г. капитал ниже 5 млн. евро, могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который, был достигнут на момент введения указанных требований.
Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно-признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.[11]
Необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международно-признанных норм, в том числе определенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора".
Установление критериев определения реальных владельцев КО и порядка раскрытия информации о них;
Повышение требований по достаточности капитала и его размеру;
Конкретизация требований к должностным лицам КО и членам советов директоров предоставление БР права определять критерии оценки их деловой репутации;
Установление требований ко всем аффилированным лицам о представлении обществам сведений о себе и ответственности аффилированных лиц за непредставление сведений;
Повышение эффективности банковского надзора за рисками;
Уточнение положений консолидированного надзора, приведение законодательных норм, касающихся деятельности банковских групп, банковских холдингов и раскрытия ими информации о своей деятельности перед заинтересованными пользователями;
Усиление роли и повышение ответственности совета директоров, определение перечня вопросов, относимых к его исключительной компетенции;
Повышение качества управления КО и совершенствование банковского надзора;
Укрепление правовой основы надзорной деятельности Банка России;
Внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих закрепление основных положений надзора на консолидированной основе, уточнение требований к публикуемой отчетности КО;
Совершенствование законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма путем:
установления требований по обеспечению прозрачности деятельности реальных владельцев кредитных организаций;
расширения полномочий надзорных органов по установлению требований к организации внутреннего контроля;
снятия ограничений на проведение инспекционных проверок КО по вопросам соблюдения законодательства в указанной области.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика
Сбербанка РФ
Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.