Развитие банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями. Во-первых, банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается. В условиях рыночной экономики, активизации международных экономических отношений несовершенство банковского законодательства может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективной организации расчетов, к росту инфляции. Кроме того, продолжаются дискуссии о путях и перспективах развития банковской системы, о совершенствовании правового регулирования банковской деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых актов и практики их применения исследовать развитие банковской системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………...6
1.1 Сущность, понятие и структура современной банковской
системы России……………………………………………………………6
1.2 Оценка текущего состояния банковского сектора……………………...15
1.3 Политика государства в отношении банковского сектора…………….24
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ………………………………………..34
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика
Сбербанка РФ……………………………………………………………..34
2.2 Экономические показатели финансовой деятельности
Сбербанка России…………………………………………………………38
2.3 Концепция развития деятельности Сберегательного Банка РФ
на период до 2015 года……………………………………………………49
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В
УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ…………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ(2).doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Определяющим фактором успеха Банка на 9 массовом рынке будет являться его способность предложить качественное обслуживание и удобный доступ к услугам, сохранив при этом конкурентоспособные цены.

Банк проведет технологическую модернизацию основных массовых продуктов, направленную на их стандартизацию и упрощение, будет использовать альтернативные каналы сбыта, технологию пакетирования и инструменты перекрестных продаж.

С другой стороны, усиление дифференциации потребительского спроса определяет необходимость обеспечения подхода, ориентированного на потребности более узких клиентских групп.[19]

Это потребует проведения сегментации массовых клиентов (по возрасту, доходу, социальным, гендерным, эмоционально-поведенческим и иным характеристикам), выделения группы населения, требующей индивидуального обслуживания, оценки специфических потребностей различных клиентских групп и путей для расширения предложения банковских продуктов и услуг.

Работая на всех сегментах розничного рынка и укрепляя степень взаимного доверия, Банк будет поощрять лояльность клиентов, предоставлять существующим и потенциальным клиентам возможность получения необходимых знаний в области финансовых услуг.

В развитии розничного и корпоративного бизнеса Банк все большее внимание будет уделять усилению синергетического эффекта, позволяющего максимально эффективно использовать клиентскую базу, опыт, знания и технологии на различных рынках.

Многолетний опыт работы Банка с массовой клиентурой и разветвленная филиальная сеть, обеспечивающая повсеместную доступность услуг, создают основу не только для закрепления лидирующих позиций, но и для динамичного расширения присутствия Банка на рынке обслуживания предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

В целях улучшения качества обслуживания малых предприятий в Банке начнут работу менеджеры по работе с малым бизнесом.

В их обязанности будут входить консультирование и навигация клиентов в Банке, анализ потребностей малых предприятий, разработка новых программ и продуктов, проведение мониторинга состояния клиентской базы и ее динамики, выявление наиболее динамично развивающихся предприятий для последующего закрепления за ними клиентских менеджеров.

Совершенствование обслуживания клиентов со средним размером бизнеса является для Банка одной из приоритетных задач.

Банк направит усилия на повышение качества обслуживания и конкурентоспособности предоставляемых данной группе клиентов продуктов и услуг, будет развивать технологии обслуживания и продаж, основанные на стандартизации продуктового ряда и учете индивидуальных потребностей однородных (например, отраслевых) клиентских групп.

Банк сконцентрирует усилия на закреплении на обслуживании существующих клиентов среднего бизнеса, пополнении клиентской базы за счет наиболее перспективных, растущих малых предприятий и адресном привлечении новых клиентов.

Работа с крупными корпоративными клиентами, как и ранее, будет играть важную роль в деятельности Банка, так как позволяет размещать значительные объемы ресурсов с более низким кредитным риском, реализовывать существенные объемы услуг и, как следствие, приносить значимую долю доходов.

При работе с этой группой клиентов Банк будет ориентироваться на предоставление индивидуального комплексного обслуживания, формирование партнерских отношений, развитие практики финансового консультирования.

Для предприятий крупного и среднего бизнеса Банк будет развивать систему обслуживания на основе института персональных менеджеров, в обязанности которых будут входить организация комплексного обслуживания клиента и оперативное реагирование на изменение его потребностей.

Кроме того, при необходимости, в первую 10 очередь для крупных клиентов будет предоставлена возможность использования индивидуальных продуктов и услуг, различных схем обслуживания.

Банк готов к росту потребностей клиентов в новых продуктах, к увеличению спроса на крупные долгосрочные кредиты, необходимые предприятиям для модернизации производства.

Банк рассмотрит возможность инвестирования средств в капитал компаний, осуществляющих реализацию крупных долгосрочных проектов по развитию территориально-производственных комплексов и имеющих государственное значение, с учетом степени риска и экономической целесообразности.

Увеличение спроса со стороны состоятельных частных лиц на банковские услуги делает эту группу одним из целевых клиентских сегментов.

В качестве основных факторов успеха на этом рынке Банк видит построение специализированной системы обслуживания, формирование службы персональных менеджеров и качественного продуктового ряда, включающего брокерские и кастодиальные услуги, управление активами клиента.

Решение перечисленных задач обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.

В целях снижения принимаемых рисков Банк будет стремиться к диверсификации клиентской базы, формированию сбалансированной по срокам структуры активов и пассивов как с позиций соблюдения требований ликвидности, так и с точки зрения управления процентным спрэдом.

Следуя принципу умеренного консерватизма, Банк не планирует осуществлять вложения с повышенной степенью риска.

Банк будет поддерживать существенную долю ссуд корпоративным заемщикам и физическим лицам в портфеле активных операций, как инструмент сдерживания падения доходности работающих активов в условиях снижения процентных ставок по финансовым инструментам.

При этом Банк усилит контроль за качеством управления кредитным риском за счет применения современных методов идентификации и контроля рисков, основанных на лучшей международной практике и рекомендациях Базель II.

Будет усовершенствована действующая система присвоения индивидуальных рейтингов корпоративным клиентам и усилено внимание к контролю за качеством розничных кредитов.

Продолжится снижение риска концентрации ссудной задолженности за счет 13 расширения кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

Также получат распространение такие инструменты активного управления кредитным риском, как секьюритизация и организация синдицированного кредитования.

Данные меры позволят Банку управлять уровнем просроченной задолженности, не допустить существенного роста отношения расходов на формирование резервов по отношению к объему кредитного портфеля корпоративных клиентов и населения.

Повышенный спрос на долгосрочные кредиты и их значительная доля в портфеле банка потребуют специальной политики в отношении их фондирования, позволяющей избегать неоправданных потерь, связанных с процентным риском и риском ликвидности.

В этих целях Банк планирует сохранить стабильный состав пассивов по источникам привлечения, включающий население, корпоративных клиентов и международных инвесторов и увеличить долю долгосрочных пассивов в привлеченных средствах.

При этом применение гибкой продуктовой, процентной и тарифной политики позволит сдерживать сужение спрэдов по активно – пассивным операциям, связанное как с макроэкономическими тенденциями, так и с процессами удлинения сроков привлечения ресурсов.

Увеличение количества и объема операций потребует от Банка дополнительных мер по повышению эффективности контроля за уровнем операционного риска.

С учетом экономической отдачи от планируемых мероприятий Банк рассмотрит целесообразность осуществления затрат на развитие автоматизированных систем, позволяющих определять потенциальные источники возникновения рисков и нацеленных на повышение полноты и точности поступающей контрольной информации.

Активное развитие операций, в том числе розничных, необходимость совершенствования технологий и систем автоматизации, техническая модернизация Банка потребуют в течение периода действия Концепции значительного объема инвестиций, которые могут повлиять на увеличение доли административно-хозяйственных затрат в общих расходах Банка.

Повышение производительности труда, оптимизация штатной численности и сокращение неавтоматизированных операций на всех направлениях деятельности Банка позволят снизить долю оплаты труда в расходах.

Банк будет устанавливать уровень материального вознаграждения сотрудников с учетом финансовых результатов деятельности и стремиться к поддержанию заработной платы на конкурентоспособном уровне.

Стабильно высокая эффективность банковской деятельности, оптимизация структуры и поступательный рост абсолютной величины финансового результата, эффективное управление административно – хозяйственными издержками, высокая лояльность клиентов окажут позитивное влияние на инвестиционную привлекательность Банка в глазах акционеров и потенциальных инвесторов, укрепят его репутацию самого надежного кредитного учреждения страны.[20]

Быстрый рост активов Банка и высокая доля ссудного портфеля потребуют пристального внимания к вопросам формирования достаточной величины собственных средств.

В целях покрытия возрастающих рисков и обеспечения необходимого для развития кредитных операций уровня достаточности капитала Банк применяет все экономически эффективные способы повышения капитализации.

Создавая стратегический запас для поступательного развития бизнеса, Банк увеличил основной капитал путем проведения дополнительной эмиссии обыкновенных акций.

В дальнейшем источниками увеличения уровня капитализации наряду с прибылью от финансово – хозяйственной деятельности могут стать инструменты дополнительного капитала, принятые в мировой практике.

Выбор источника будет зависеть от 14 действующих норм пруденциального надзора, экономической ситуации в стране и конъюнктуры мировых финансовых рынков.

При наличии запаса по достаточности капитала Банк рассмотрит вопросы расходования средств на формирование банковской группы с интеграцией компаний, оказывающих финансовые услуги, продолжит формирование структуры дочерних банков за пределами Российской Федерации.

Проводя стабильную, рациональную дивидендную политику, Банк будет стремиться к обеспечению совокупного дохода по акциям на уровне не ниже среднерыночного, сделает вложения в акции оптимальными с позиций риск – доходность.

Сознавая, что устойчивое развитие требует достижения баланса между экономическими потребностями компании и интересами общества и государства, Банк придерживается в своей деятельности принципов корпоративной социальной ответственности и деловой этики.

Следуя лучшей мировой практике, Банк на регулярной основе будет публиковать отчеты о социальном влиянии на внутреннюю и внешнюю среду.

Учет требований международных стандартов по составлению отчетности и управлению рисками, работа с аудиторскими и рейтинговыми агентствами, прозрачность структуры акционерного капитала и информации о деятельности Банка, высокое качество корпоративного управления создадут условия для дальнейшей успешной работы на международных рынках, сформируют предпосылки для продолжения роста его рыночной капитализации и инвестиционной привлекательности.

Для обеспечения реализации Концепции и комплексного решения стратегических задач будут разработаны специальные целевые программы по всем ключевым направлениям развития Банка, направленные на детализацию положений Концепции и координацию усилий различных подразделений в работе по достижению главной стратегической цели.

Реализация Концепции предполагает последовательное решение задач в следующих ключевых областях: инвентаризация и реинжиниринг управленческих и технологических процессов, внедрение новой организационной модели и совершенствование системы управления филиальной сетью и персоналом, внедрение новых информационно - технологических решений и каналов сбыта, формирование единого информационного пространства с интегрированными системами управленческого учета и бюджетирования.

Таким образом, результатом этой работы станет достижение всех стратегических целей Банка за счет максимально эффективного использования внедренных инноваций, повышения качества корпоративного управления и информационной прозрачности.[21]

Решение этих задач потребовало увеличения срока действия Концепции до 6 лет и выделения двух логических этапов ее реализации с переходом на бизнес – планирование на основе трехлетних планов для обеспечения непрерывности процесса реализации стратегии и преемственности целей.

По итогам первого этапа должны быть разработаны все основные технологические решения, необходимые для выхода Банка на качественно новый уровень развития, начато их внедрение.

Второй этап необходим для завершения процесса модернизации и адаптации Банка к работе в новых условиях, решения всех поставленных бизнес – задач и обеспечения максимального экономического эффекта от произведенных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Развитие банковской системы РФ