Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями. Во-первых, банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается. В условиях рыночной экономики, активизации международных экономических отношений несовершенство банковского законодательства может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективной организации расчетов, к росту инфляции. Кроме того, продолжаются дискуссии о путях и перспективах развития банковской системы, о совершенствовании правового регулирования банковской деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых актов и практики их применения исследовать развитие банковской системы России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………...6
1.1 Сущность, понятие и структура современной банковской
системы России……………………………………………………………6
1.2 Оценка текущего состояния банковского сектора……………………...15
1.3 Политика государства в отношении банковского сектора…………….24
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ………………………………………..34
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика
Сбербанка РФ……………………………………………………………..34
2.2 Экономические показатели финансовой деятельности
Сбербанка России…………………………………………………………38
2.3 Концепция развития деятельности Сберегательного Банка РФ
на период до 2015 года……………………………………………………49
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В
УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ…………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В
УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ
Сохранение и даже нарастание дестабилизационных явлений предполагают активизацию мер государственного регулирования экономики, предусматривающих не мелочную регламентацию, а формирование рамочных условий игры и неукоснительный контроль за их соблюдением всеми участниками.
Эта мысль становится все более главенствующей в сознании значительной части уже не только экономистов, но и банкиров. Однако если еще год-полтора назад казалось, что в целом развитие экономической ситуации в стране нуждается в постепенных корректировках, а экономический рост вполне возможен и может начаться со дня на день, то события конца прошлого года и первой половины нынешнего во многом перечеркнули надежды на такой оптимистичный эволюционный сценарий.
Финансовая стабилизация в стране обнаружила свою призрачность.
Периодические обвалы котировок корпоративных акций, ажиотажный спрос на валюту и давление на обменный курс, катастрофическая ситуация на рынке государственных ценных бумаг, лихорадочные взлеты и падения ставки рефинансирования, усиление депрессивных явлений в экономике, сохранение инвестиционного кризиса и даже отток иностранных инвесторов, кризис неплатежей, увеличение задолженностей по выплатам заработной платы и социальных пособий, падение цен на энергоносители и сокращение стоимостных объемов экспорта при сохранении и даже увеличении импорта.
По нашему мнению, основным стрежнем такой экономической политики должна стать активная национально ориентированная промышленная политика, предполагающая создание нормальных условий для воспроизводства в реальном секторе. Это, в свою очередь, предусматривает такую ценовую, денежно-кредитную и эмиссионную политику, которая позволяла бы полностью возмещать издержки в основных отраслях и обеспечивать нормальную рентабельность для основной массы банков.
Кризисные явления, переживаемые сегодня российской экономикой в целом и финансовой системой в частности, безусловно, негативно отразились на финансово-хозяйственной деятельности всех российских коммерческих банков.
Банковскому менеджменту также присущи определенные негативные черты: ошибки и просчеты высших менеджеров отдельных ведущих банков; слабое развитие системы управления инвестиционными рисками; повышенные расходы на универсализацию деятельности, поддержание многофилиальной сети, многочисленного штата сотрудников и строительство офисных зданий; высокий уровень операционного риска (выдача льготных кредитов, проведение операций в личных целях с нарушением интересов кредиторов, частных вкладчиков и мелких клиентов - юридических лиц), растущего по мере усиления кризисных явлений в банковской системе; операции в рамках банковско-промышленных групп, приведшие к существенному снижению надежности банков.
Необходимо расширить понятие кризисной ситуации и разграничить понятия кризиса и несостоятельности (банкротства). Далее акцент делается на рассмотрении более ранней кризисной ситуации с целью адекватного реагирования на негативные тенденции в условиях, когда организация еще полностью находится под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами. Следовательно, такая ситуация имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования.
Кризис – это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию извне или изнутри, требующему от неё качественно нового реагирования. Основанная особенность кризиса в угрозе разрушения системы. Теории, рассматривающие кризис как явление, ориентированное на ломку старого и развитие нового, воспринимают его позитивно. Поэтому в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым отношениям.
Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса организации (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Антикризисное управление – это такая система управления, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы.
Любая организация есть система потому, что состоит из взаимосвязанных элементов, связей, отношений и представляет собой их целостность. Система может находиться в устойчивом либо в неустойчивом состоянии. Процессы развития систем цикличны и не все процессы управляемы. Нарастание сложности организации требует реконструкции управления, его опережающего развития.
Управление сложными системами априори является антикризисным на всех этапах функционирования и развития, а умение предвидеть, распознать приближающийся кризис, который тоже нельзя рассматривать как статичное состояние, должно определять эффективность управленческих решений. Таким образом, антикризисное управление можно определить как систему управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Оно должно охватывать все стадии развития кризисного процесса, в том числе и его профилактику, предупреждение.
Одной из существенных особенностей кризиса и, соответственно, субъективной реакции является фактор времени. Время, как известно, всегда имеет экономическую цену, особенно значимую в период кризиса. Особенностью антикризисного управления является дефицит времени на принятие управленческого решения и на реализацию антикризисных процедур.
В зависимости от целей существуют различные стратегии антикризисного управления, но для каждой из них важно своевременное распознавание кризисной ситуации, определение причин, симптомов и факторов кризиса.
В антикризисном управлении на первый план нередко выходят непредсказуемость в действиях, отсутствуют четкое распределение функций между участниками на длительный период, поступает недостоверная или недостаточная информация.
Отличительной особенностью антикризисного управления является сочетание стратегического и тактического направлений, оперативная реакция на происходящие изменения во внешней среде, разработка и использование альтернативных вариантов, учитывающих возможные трансформации в экономической, политической, социальной и других сферах. Такой подход позволяет на всех стадиях развития кризисного состояния выявлять и регулировать взаимосвязь между риском и прибылью.
Экспресс-анализ выявляет наличие (отсутствие) планов предкризисного управления; степень готовности персонала к работе в кризисных ситуациях; умение персонала использовать методы предкризисного и антикризисного управления; наличие (отсутствие) системы мониторинга внешних и внутренних факторов, наличие (отсутствие) группы менеджеров антикризисного управления, характер межгрупповых и межличностных отношений и другие показатели.
Руководители подразделений обязаны вовремя довести до сведения руководства информацию о сложившейся ситуации. После чего собирается правление организации, совет директоров и определяется концепция реагирования.
Самое главное для руководства – правильно оценить ситуацию. Можно привести немало примеров организаций, которые в критический момент пытались справиться с одной проблемой, а в результате оказывалось, что причиной всех бед компании была другая.
И здесь немаловажную роль играет информационная составляющая. Проблемы, с которыми сталкиваются организации, по-разному обеспечены информацией. Одни проблемы настолько очевидны и конкретны, что менеджеры соответствующего уровня управления в состоянии оценить значимость проблемы и принять соответствующие решения. Такие проблемы определяются по сильным сигналам. О других проблемах известно лишь по ранним и неточным признакам наступления тех или иных событий. Речь идет в данном случае о слабых сигналах.
Дело в том, что информация, необходимая для оценки возможного воздействия изменений в процессе разработки и осуществления стратегии деятельности фирмы, представляется недостоверной из-за неопределенности их проявления. Когда появляются первые признаки изменений во внешней среде, опытные менеджеры уже готовятся к тому, что информация будет первоначально туманной и лишь со временем станет проясняться и дополняться. Но и такую информацию необходимо использовать: возможные финансовые последствия надвигающейся опасности должны быть скрупулезно проанализированы, ответные меры тщательно сбалансированы.
При быстрой смене ситуации руководство банка, дожидаясь получения более полной информации, то есть сильного сигнала, может либо опоздать с принятием необходимого решения, либо оказаться не в состоянии принять его именно в самый критический момент, когда положение организации окажется под ударом. Поэтому при высоких уровнях нестабильности становится необходимым разрабатывать альтернативные решения уже при поступлении из внешней среды слабых сигналов, подготовить специальную программу преодоления предполагаемых трудностей.
По мере наращивания информации о ситуации вокруг организации становится все более очевидной надвигающаяся для нее опасность. Наступает момент, когда для уменьшения уязвимости от неблагоприятных изменений во внешней среде, придания банку необходимой гибкости целесообразно запускать в действие заранее разработанную специальную программу, содержащую соответствующие ответные меры.
Для обеспечения современного поступления и анализа информации, характеризующей текущие события, создания благоприятных условий и эффективной организации процесса принятия управленческих решений в социально-экономической сфере целесообразно создание системы мониторинга, которая послужит основой для системы прогнозирования экономических и социальных процессов.
Самое главное, что должны сделать руководители, это признать саму проблему. В противном случае никаких эффективных мер принять не удастся.
Наличие достаточного запаса времени для принятия решения по антикризисному управлению играет главную роль в условиях постоянного дефицита времени в кризисных ситуациях. Основными документами для принятия решения служат стратегический план развития и перечень антикризисных мероприятий. При их отсутствии менеджеры принимают решения «на ходу», в условиях стресса и дефицита времени.
Очевидно, что члены совета директоров и высшее руководство организации не будут самостоятельно детально продумывать все действия, необходимые для решения проблемы. Они определяют основную стратегию, проработка которой осуществляется на уровне профильных подразделений организации. Каждая структурная единица организации получает определенный блок задач и обязана решить их на своем участке.
Также необходима скорейшая разработка концепции совершенствования банковской системы Российской Федерации, дифференциация экономических нормативов, изменение очередности платежей. Однако в отсутствие значительных изменений в экономической политике это вряд ли может что-нибудь изменить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская экономика в определяющей степени подвержена воздействию внешних факторов – состояния экономики развитых стран, мировых цен на нефть, устойчивости роста развивающихся экономик. С точки зрения сохранения темпов увеличения национального производства, на положительном и сравнительно высоком уровне перечисленные факторы будут играть в дальнейшем решающую роль. Соответственно, классификация рассмотренных сценариев ориентирована именно на цели общего экономического развития.
Это означает, что параметры оптимистичного сценария позволяют достичь максимально возможных (при сложившейся структуре национальной экономики и финансовой сферы) темпов роста. Инерционный (умеренный) сценарий предполагает неизменность действующих тенденций во внешней и внутренней сферах, т.е. стабилизацию темпов роста производства на умеренно позитивном уровне наряду с сохранением всех текущих проблем в финансовой сфере (таких, как необходимость снижения темпов инфляции, определение путей дальнейшего развития банковской системы и финансовых рынков).
Пессимистичный сценарий подразумевает оценку перспектив резкого ухудшения внешних условий одновременно с нерешением всех накопившихся внутренних проблем, что, предположительно, должно снизить достигнутые темпы экономического роста либо привести к возобновлению кризисных тенденций.
Однако наблюдаемое ныне состояние финансовой сферы принципиальным образом меняет идентификацию сценариев и характер их воздействия на финансовую систему. Так, именно реализация пессимистичного сценария предполагает наибольшие подвижки в развитии национальных финансовых рынков и банковской системы. Рост процентных ставок (в том числе и реальных), снижение темпов роста денежного предложения, увеличение числа обращающихся финансовых инструментов и их объемов будут содействовать прогрессу на финансовых рынках, способствовать расширению банковского инвестиционного портфеля, для чего необходимо увеличение банковских пассивов. Решение последней задачи, в свою очередь, требует стимулирования банковских сбережений основных экономических агентов, которое, собственно, и достигается при данном сценарии за счет сохранения рисков на умеренном уровне одновременно с ростом процентных ставок по депозитам.