Развитие внешнеэкономических связей РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будет раскрыта тема развития системы внешнеэкономических связей Российской Федерации с странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли с странами СНГ вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией , возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости .

Содержание

Введение 3
1 Внешнеэкономические связи со странами СНГ 4
1.1 Дезинтеграция хозяйств СНГ 4
1.2 Интеграция стран СНГ 6
2 Торговля России со странами СНГ 9
2.1 Основные направления в торговле товарами 9
2.2 Основные направления в торговле услугами 11
2.3 Трудовая миграция 14
3 Конкуренты России в СНГ 19
4 Перспективы развития на пространствах Содружества 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА .doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

 

Кафедра «Мировая экономика и МЭО»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Развитие внешнеэкономических связей РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

1 Внешнеэкономические связи со странами СНГ     4

1.1 Дезинтеграция хозяйств СНГ        4

1.2 Интеграция стран СНГ         6

2 Торговля России со странами  СНГ       9

2.1 Основные направления в торговле товарами     9

2.2 Основные направления в торговле услугами     11

2.3 Трудовая миграция          14

3 Конкуренты России в СНГ         19

4 Перспективы развития на пространствах Содружества    22

Заключение           28

Список использованных источников       30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе будет раскрыта тема развития системы внешнеэкономических связей Российской Федерации с странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли с странами СНГ вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией , возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости .

Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции.

Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различных форматах. Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной Договору о создании Союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.

Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

Целью работы является рассмотрение особенностей экономического развития внешней торговли РФ с странами СНГ .

 

 

1 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СО СТРАНАМИ СНГ

 

1.1 Дезинтеграция хозяйств СНГ

 

Особое место в системе внешнеэкономических связей  РФ занимают страны Содружества Независимых государств (СНГ) , провозглашенного в декабре 1991 г. в результате развала СССР. В него вошли 13 бывших союзных республик. Провозглашение политического объединения, вместо государственного, как показали прошедшие годы, было направлено на постепенное разъединение союзных республик , раздел собственности Советского Союза и удовлетворение личных и националистических амбиций. К моменту развала СССР в стране доминировали интегрирующие факторы . Производственно-технологическая связь предприятий и отраслей обеспечивала единое функционирование экономик союзных республик.

Разрушение единого экономического пространства, сузило хозяйственный потенциал, всех бывших союзных республик, производство упало на 30-50% практически во всех новообразованных государствах. Каждое из них в связи с разрывом кооперационных связей  недополучало ежегодно 40% своего ВВП . Потеря свободных торговых путей ,снижение ресурсного потенциала привели к коренному падению геополитической роли РФ, ослаблению ее безопасности.

За время существования СНГ главы государств и правительств подписали более 1300 документов по широкому кругу вопросов торгового, финансового, производственного, технического, оборонного и социально-гуманитарного характера. Процесс хозяйственного единения формально обеспечивается Договором о создании экономического союза (1993г.), распространяющего свое действие на все страны СНГ, а также соглашением о создании зоны свободной торговли 1994г..Было образовано более 30 координирующих и исполнительных органов , в числе которых Совет глав государств, Совет глав правительств, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и т.д. Деятельность высших органов СНГ базируется на принципе единогласия. Хотя каждая страна может и не участвовать в работе какого-либо органа или в обсуждении вопроса, но если она возражает, то действие принятого решения на нее не распространяется. К тому же никакой контрольный механизм по реализации принятых решений не предусматривается.

Несмотря на подписанные соглашения, экономическое взаимодействие внутри стран СНГ не носит интеграционного начала, которое предусматривает приведение разрозненных частей в единство как элементов одной хозяйственной системы. Торговые и другие экономические связи в рамках СНГ осуществляются исключительно на двухсторонней основе , условия сотрудничества каждой пары существенно рознятся. Поэтому показатели, свидетельствующие об экономическом сотрудничестве в СНГ, отстают от показателей целого ряда других экономических группировок. В СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет около 30%, а в Мерсокур, НАФТА – около 50%, в ЕС- свыше 60%. Взаимный товарооборот среди стран СНГ сократился, снизилась сбалансированность внешней торговли.

Виртуальность экономического союза, отсутствие реальной координации внешнеэкономической деятельности, налоговой политики, механизма ответственности за выполнение принятых обязательств дополняются дроблением СНГ на различные субрегиональные группировки. Это Таможенный союз (РФ, Белоруссия, Казахстан), преобразованный в Евразийское экономическое сообщество; Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан) ; ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия); Союз Белоруссии и России, основанный на сохранении суверенитета двух государств. В качестве разъединяющих моментов используются доводы о национальной самобытности, религиозной напряженности, геополитической ориентации, социально-экономическом положении.

Суверенизация хозяйств, клановость предпринимательской деятельности выступают тормозом развития кооперации на уровне хозяйствующих субъектов или интеграции на микроуровне (устойчивые кооперационные связи создают основу для образования международных финансово-промышленных групп).Препятствием также выступают существующие различия в законодательствах. Большинство стран СНГ переориентировали свои связи с РФ на другие зарубежные страны, на долю которых приходится 5/4 их экспорта и 2/3 импорта. У Российской Федерации, Армении, Грузии, Узбекистана внешнеэкономическая деятельность переориентирована преимущественно на третьи страны. Только у Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Украины большая часть поставок идет на внутренний рынок Содружества. Все это не способствует развитию взаимной торговли, а производственные связи становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными.

 

1.2 Интеграция стран СНГ

 

Серьезным стимулом для стран СНГ к интеграции является потребность сохранить свой рынок. Анализ структуры взаимного товарообмена дает веские основания для вывода о том, что отказ от подавляющей части его позиций, с учетом реальных возможностей переориентации на рынки «третьих» стран и импортозамещения неосуществим в ближайшей перспективе или экономически нецелесообразен. Значительный потенциал интеграции предопределен мощной и комплексной сырьевой базой, включая все виды стратегического сырья, географическая близость и наличие мощной инфраструктуры – прежде всего транспорта и связи. Начавшиеся интеграционные процессы основаны на развитом научно-техническом потенциале государств СНГ. Благодаря конструктивному взаимодействию партнеров по СНГ удалось заложить систему организации сотрудничества, приспособленную к обслуживанию их экономических отношений на рыночных принципах. Обязательным условием сотрудничества должно быть не нанесение ущерба интересам других стран СНГ.

Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе. Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система России и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал - Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности "Развитие дизельного автомобилестроения". Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО "УралТЭК" на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан). Значительным импульсом для развития российско-казахстанских отношений в сфере транспортировки нефти стало подписание 20 ноября 2009 года Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти от 7 июня 2002 года. Как указывается в этом документе, в результате на период до 2020 года транзит казахстанской нефти через территорию России должен составить не менее 69 млн т в год.

Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота России, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики России на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран. Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Несмотря на все это, существуют и определенные трудности во взаимоотношениях России со странами СНГ. Главным образом, это наличие непогашенных долговых обязательств за поставляемые Россией энергоносители. Так, например, в 1999 г. была прекращена подача электроэнергии в Грузию. Отсоединение Грузии от ЕЭС России лишает нашу страну возможности экспорта российской электроэнергии в Турцию.

Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии - каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.

Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. Россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.

 

2 ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

 

2.1 Основные направления в торговле товарами 

 

Внешнеэкономические связи России со странами, являвшимися ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых.

В товарной структуре экспорта России странам СНГ продолжают преобладать топливно-энергетические ресурсы, машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности.

В структуре российского импорта из стран СНГ по-прежнему преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства,  металлы и изделия из них, машины и оборудование , продукция химической промышленности, топливно-энергетические ресурсы.

Сохраняется и даже растет взаимная значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 году до 55% в настоящее время, в том числе, в СНГ сегодня направляется 75-85% всего российского экспорта наземных транспортных средств, продукции химической и пищевой промышленности, фармацевтики. Благодаря высокой доле продукции обрабатывающей промышленности в поставках отечественных товаров в СНГ, уровень диверсификации российского экспорта в государства Содружества значительно превосходит аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья.

Информация о работе Развитие внешнеэкономических связей РФ