Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – анализ государственно-частного партнерства, его принципов, определение тенденций проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства. Поставленная цель определяет следующие задачи: - выявить теоретические основы анализа государственно-частного партнерства и особенности этого понятия; - изучить и обозначить принципы государственно - частного партнерства; - рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства; - провести анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российском рынках;
Содержание
Введение………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства …..5
Понятие, возникновение и структура государственно- частного партнерства. Концептуальные основы партнерства государства и частного сектора…………………………………………...5
Основные модели и формы партнерства….……………………………..19
Глава 2.
Развитие государственно-частного
партнерства в мировой и
российской экономике…………………...…...………………………………23
2.1Международный опыт
взаимодействия государства и частного
бизнеса ………………………………………………………………………..
23
2.2 Практика внедрения
государственно-частного партнерства
в России: результаты и проблемы
развития ……………………………………………30
Заключение….……………………..…………………………………………36
Список использованной литературы
……………………………………….37
Введение
В настоящее время в экономике
ряда развитых и развивающихся стран широкое
распространение принимает новая особая
форма взаимодействия государства и частного
бизнеса – государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство представляет
собой организационное и институциональное
объединение государства и частного бизнеса
с целью реализации общественно значимых
проектов в масштабе всей страны или отдельных
территорий. Значительные изменения происходят
в формах и методах управления производственной
и социальной инфраструктуры, по традиции
находящиеся в государственной собственности:
коммунальные и энергетические сети, морские
и речные порты, аэропорта; здравоохранение,
образование, правоохранительная и военная
области.
Эти изменения характеризуют
ослабление непосредственного влияния
государства в экономике и параллельное
усиление ее государственного регулирования
в различных формах. Причиной такого поведения
является недовольство государства работой
публичных служб по обеспечению и обслуживанию
общества. Вытекающее из этого следствие
представляет собой партнерство государства
и частного сектора.
Все же такие изменения и стратегии
создают особую неопределенность, и исследование
и анализ государственно-частного партнерства
несет в себе актуальный характер и представляет
научный интерес. Данная тематика рассматривалась
и анализировалась в трудах различных
авторов, в особенности В.Б. Варнавского,
О. Вильямсона, Д. Гримси, С.А. Карпова, М.
Льюиса, П. Розенау.
При изучении литературы данных
авторов отмечается вполне достаточное
и оптимальное количество полных и явных
исследований тематики государственно-частного
партнерства: международный опыт и российская
практика.
Цель работы – анализ государственно-частного
партнерства, его принципов, определение
тенденций проектов, реализуемых на базе
государственно-частного партнерства.
Поставленная цель определяет
следующие задачи:
- выявить теоретические
основы анализа государственно-частного
партнерства и особенности этого
понятия;
- изучить и обозначить принципы
государственно - частного партнерства;
- рассмотреть основные модели
и формы государственно-частного партнерства;
- провести анализ взаимодействия
государства и частного бизнеса
на международном и российском
рынках;
- выявить имеющиеся сложности
развития государственно-частного
партнерства и проанализировать
тенденцию развития нового экономического
отношения в российской экономике.
Стоит отметить, что общетеоретические
моменты освещены в систематических курсах
по микроэкономике. Методолого – теоретическую
базу исследования составили несколько
групп источников. К первой отнесены учебные
пособия: «50 лекций по микроэкономике»
под ред. М.Н. Грязновой, Н.Л. Юдановой, «Государство
и бизнес: основы взаимодействия» Шамхалов
Ф., «Экономика. Вводный курс» Самуэльсон
П.А.; Современный экономический словарь
(Райзберг Б.А).
Ко второй отнесены научные
статьи Айрапетяна М., Амунца Д., Варнавского
В., Дерябиной М., Жилиной О., Филатова А.,
в периодических журналах: «Аудитор»,
«Вопросы экономики», «Мировая экономика
и международные отношения», «Проблемы
теории и практики управления», «Российское
предпринимательство», «Российская Федерация
сегодня», «Современная Европа».
Глава
1. Теоретические основы анализа государственно-частного
партнерства
1.1 Понятие, возникновение
и структура государственно-частного
партнерства. Концептуальные основы
партнерства государства и частного
сектора.
Экономика ряда развитых, а
в последнее время и развивающихся стран
широко применяет новую особую форму взаимодействия
государства и частного бизнеса. Эта особая
форма партнерства, обозначаемая обычно
термином PublicPrivatePartnership (PPP).
В российской литературе применяется
термин государственно-частное партнерство,
исходя из четкого определения ведущей
роли государства в российских реалиях.
Данная форма основывается
на ослаблении прямого воздействия государства
в экономике, передаче функциональных
полномочий частному сектору и одновременное
сохранение, и усиление своего регулирования.
Государство – это некое агентство по
реализации общественно значимых благ
и услуг. Некоторые части этих благ оно
может производить самостоятельно, а остальное
путем привлечения возможностей и способностей
частного сектора. Бизнес как бы приглашается
в управление госактивами для улучшения
и качественной реализации государственных
проектов.
Государственно-частное партнерство
– эта форма деятельности государства
и частного сектора, с целью развития наиболее
значимых объектов инфраструктуры и обеспечения
качественными услугами хозяйствующих
субъектов и общества.
«Государственно-частное партнерство
– это специфическая, различных видов
форма взаимодействия государства и частного
сектора в сфере экономики, основополагающей
чертой которого является сбалансированность
интересов, прав и обязательств сторон
в процессе его реализации».
Собственно термин «государственно-частное
партнерство» (ГЧП, PublicPrivatePartnership) появился
в начале 90-х гг. XX в. И связан, главным образом,
с «британской моделью» ГЧП. В 1992 году
правительство Д. Мейджора объявило о
«частной финансовой инициативе» (PrivateFinanceInitiative
– PFI), которая представляла собой модернизированную
концепцию управления госсобственностью.
Суть PFI состояла в том, чтобы в рамках
договоров и соглашений о государственно-частном
партнерстве передать частному сектору
функции финансирования (строительства,
реконструкции, эксплуатации, управления
и т. д.) объектов социально – культурной
и производственной инфраструктуры, находящихся
в государственной собственности. Данное
кардинальное изменение системы государственного
управления в Великобритании повлекло
за собой существенную трансформацию
в институциональной среде, а также во
взаимоотношениях госаппарата и частного
бизнеса.
Учитывая интенсивное развитие
многообразных форм ГЧП во всех регионах
мира, применение в различных отраслях
экономики, эту форму взаимодействия можно
трактовать как характерную черту современной
смешанной экономики.
Напомню, что смешанная экономика
представляет собой экономику с элементами
рынка и командной формы управления. Эта
некая альтернативная форма управления.
Еще никогда не существовало 100%-ной рыночной
экономики, хотя Англия в XIX веке была близка
к такой системе. В настоящее время в США
значительная часть решений принимается
рынком. Однако роль правительства страны
от этого не угасает, наоборот, государство
играет важную роль в работе рынка: издаются
указы и положения, регулирующие экономическую
среду, предоставляются услуги в сфере
здравоохранения, образования и охраны
правопорядка, контролируется бизнес
и загрязнение окружающей среды.
Рассмотрим концепцию ГЧП по
анализу В. Варнавского:
1. Стоит подчеркнуть обозначенный
момент, что ГЧП – это полуприватизационная
форма, т.е. государство, передавая права
владения распоряжения объектами инфраструктуры
частному сектору, остается собственником
этих объектов;
2. Государство в одностороннем
порядке выполняет свои основополагающие
функции жизнеобеспечения населения и
предприятия, остается ответственным
перед обществом за функционирование
инфраструктур;
3. Для обеспечения соответствующего
уровня услуг, частным предприятиям создается
определенная система контроля и регулирования;
4. Взаимодействие сторон в ГЧП
закрепляется на официальной, юридической
основе (соглашения, договоры, контракты
и т.д.);
5. В процессе реализации проектов
ГЧП имеющиеся активы сторон
(ресурсы и вклады) объединяются;
6. Все риски в проектах ГЧП, разделяются
между государством и бизнесом в пропорциях,
согласно взаимным договоренностям, зафиксированным
в соответствующих соглашениях, контрактах,
договорах и т.д.
Каждый участник проекта вносит
свой вклад в развитие общего проекта.
К примеру, бизнес обеспечивает финансовые
ресурсы, профессиональный опыт, гибкость,
быструю адаптацию и оперативность в принятии
решений, проявляет эффективное управление,
новаторские способности. При этом внедряются
так называемые «ноу-хау» в технологиях
и способах управления при реализации
проектов, и налаживаются связи с поставщиками
и подрядчиками, что повышает спрос высококвалифицированных
работников на рынке труда.
Государство же обеспечивает
правомочия собственности, предоставляет
всевозможные льготы и гарантии, а также
финансовые ресурсы. При ГЧП государство
развивает свои основные функции – контроль,
регулирование, соблюдение общественных
интересов.
Далее следует рассмотреть
заинтересованность каждого участника
проекта в ГЧП.
Интерес бизнеса обусловлен
заинтересованностью в максимизации прибыли
от реализации проектов, т.к. обладая хозяйственной
свободой в проектах, предоставляемой
государством, частный сектор стремится
к увеличению производительности труда
и нововведениям. Во- вторых, бизнес, при
неудачном стечении обстоятельств при
реализации проекта, получает достаточные
гарантии возврата вложенных средств
в реализацию проекта, т.к государство
несет определенные риски (согласно договоренностям
сторон). В некоторых случаях, при высококачественном
обслуживании государство доплачивает
своему партнеру. И последнее, частный
сектор получает в долговременное управление
активы государства на льготных условиях
платы.
Заинтересованность же государства
состоит в том, что оно может переложить
часть расходов по содержанию и инвестированию
имущества на частный сектор. Так же, за
счет арендных и концессионных платежей,
государственные структуры получают дополнительный
источник доходов в бюджет.