Развитие малого бизнеса в регионе (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие малого бизнеса……………………………………………………….5
2. Функции и роль малого бизнеса………………………………………………6
3. Анализ Нижегородской области как объекта развития малого бизнеса…...11
4. Инфраструктура поддержки и развитие малого бизнеса в регионе……….18
Заключение………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Регионтальная экономика.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 
 

    Удельный  вес среднесписочной численности  работников определяется исходя из среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий (по видам экономической деятельности). Удельный вес среднесписочной работников малых предприятий колебался от 9% (на транспорте и связи) до 58% (оптовая и розничная торговля и ремонт).

    Опираясь  на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

    • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
    • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
    • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
    • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
    • активизация научно-технического прогресса;
    • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
    • содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
    • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

    Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.  
 
 

3. Анализ Нижегородской области как объекта развития малого бизнеса 

    На  сегодняшний день в Нижегородской  области эффективно работают около 16 тысяч малых предприятий со статусом юридического лица и 74 тысячи индивидуальных предпринимателей без  образования юридического лица.

      По  количеству малых предприятий Нижегородская  область входит в первую десятку  из 89 регионов России. Впереди Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Доля малых предприятий Нижегородской  области от общего количества малых  предприятий в России составляет около 2%, а объем произведенной продукции малыми предприятиями Нижегородской области от общего объема продукции произведенной малыми предприятиями России 2,6%.

      В настоящее время более 400 тысяч  трудящихся, в том числе частично занятых, работают в сфере малого бизнеса, что составляет около 20% населения, занятого в экономике области, и значительно превышает общероссийский показатель.

      Отраслевая  структура малого предпринимательства  свидетельствует о том, что большая  часть предприятий, а именно 50% от общего числа предприятий, относится к непроизводственной сфере, которые активно занимаются торговлей и общественным питанием. Многие предприятия являются многопрофильными, что существенно повышает их экономическую устойчивость. Доля товаров и услуг предприятий малого бизнеса в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по Нижегородской области в 2007 г, составила 21,3 %, в том числе по отраслям:

  • промышленность – 13,4 %,
  • строительство – 80,8 %,
  • транспорт и связь – 3,4 %,
  • торговля и общепит – около 84 %

      Для сравнения в 2006 г. доля товаров и услуг предприятий малого бизнеса в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по Нижегородской области составляла лишь 6,5 %, в том числе по отраслям:

  • промышленность – 3,2 %,
  • строительство – 45,2 %,
  • транспорт и связь – 2 %,
  • торговля и общепит – около 80 %

      Субъектами  малого предпринимательства области  за 9 месяцев 2007 года в бюджеты всех уровней выплачено 12,5 млрд. рублей, при этом сборы от субъектов малого предпринимательства возросли на 58%, по сравнению с 2006 г., а доля субъектов МП в общей сумме налоговых поступлений в областной бюджет составляет 42,5%.

      Рис. 3. 1

      Доля  субъектов малого предпринимательства  в общей сумме налоговых поступлений  областного бюджета

                  Основные направления, курируемые Департаментом поддержки и развития предпринимательства в области льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, - это лизинг, программа Гарантийного фонда, микрокредитование. Финансовое обеспечение развития предпринимательства в области осуществляется из средств областного бюджета, которым в 2006 году на развитие предпринимательства выделено 16,0 млн.руб.; в 2007 - 21,0 млн. рублей .; а в 2008 - 25,0 млн. рулей, при этом необходимо отметить, что из Федерального бюджета за последние три года финансирование не осуществлялось, последним инвестированием были средства выделенные Федеральным Фондом поддержки предпринимательства в размере 5 млн. рублей в 2007 году.

      Кредитно-финансовая поддержка осуществлялась в основном через программу лизинга (финансовая аренда), посредством которой были переданы автомобили и оборудование на сумму более 20 миллионов рублей, в частности это деревообрабатывающее производство, оборудование для ремонта обуви, стоматологическое оборудования, оборудование для производства керамических изделий и др.

      В Нижегородской области уже 15 лет  успешно функционирует и развивается  рынок лизинговых услуг. За этот период Государственное Учреждение “Фонд  поддержки малого предпринимательства  Нижегородской области” профинансировал свыше 600 проектов.

      Таблица 3. 1

      Лизинг  автотранспорта

Год Количество  проектов, шт Сумма, млн.руб. Количество  созданных рабочих мест
1997 115 4,63 нет данных
1998 213 11,01 нет данных
1999 68 4,15 204
2000 89 8,05 267
2001 99 14,8 273
2002 103 17,2 301
2003 90 12,5 129
2004 123 20,5 290
2005 129 21,6 310
2006 131 24,1 321
Итого 1160 138,54 2095

 
 
 

      Таблица 3. 2

      Лизинг  оборудования

Год Количество  проектов, шт Сумма, млн.руб. Количество  созданных рабочих мест
1997        1,16 нет данных
1998 10 7,66 нет данных
1999 5 0,943 60
2000 8 2,8 96
2001 11 3,0 108
2002 14 3,5 123
2003 13 2,7 213
2004 17 5,2 221
2005 21 15,3 187
2006 20 14,2 154
Итого 122 56,463 1162

 

      Деятельность  Открытого Акционерного Общества “Нижегородская лизинговая компания” способствовала созданию 54 дополнительных рабочих мест в 2004 году и 105 – в 2000 году. Работа Закрытого Акционерного Общества “Волго-Вятского межрегионального лизингового центра” позволила создать в 2004 году 64 дополнительных рабочих места, а в 2006 году – 83. Средняя годовая процентная ставка составила в:

  • 2004году – 27%
  • 2005 году – 27% (до кризиса) и 60% (после кризиса)
  • 2006 году – 37%
  • 2007 году – 34-35%.

      Второе  направление - это реализация программы “Гарантийный Фонд”, которая была разработана по инициативе департамента в 2003 году Государственным Учреждением “Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области” и Открытым Акционерным Обществом “НБД-Банк”. Основная цель создания Гарантийного фонда – организация финансирования социально значимых экономических проектов малых предпринимателей, не имеющих достаточного залогового обеспечения.

 

      

      Таблица 3. 3

Вид   ОАО “Нижегородская

лизинговая  компания”

ЗАО “Волго-Вятский  межрегиональный лизинговый центр”
2004 2005 2006 2007 2005 2006
Лизинг  автотранспорта 14 проектов на  сумму 2,181млн.руб. 41 проект

на сумму 11,9млн.руб.

5 проектов на  сумму 1,9млн.руб. 8 проектов на  сумму 5,2 млн.руб. 3 проекта

на сумму

1,5 млн.руб.

10 проектов на  сумму

1,68 млн.руб.

Лизинг  оборудования  
-
 
-
 
-
12 проектов на  сумму 3,7 млн.руб. 4 проекта

на сумму

1,87 млн.руб.

10 проектов на  сумму

4,13 млн.руб.


      Гарантии  областного Фонда поддержки малого предпринимательства выступают в качестве обеспечения возврата кредита, предоставленного Банком для субъектов малого предпринимательства, и составляют 50% от суммы выданного кредита. В 2004г. по этой программе было профинансировано 2 проекта на сумму 140 тыс.руб., а уже в 2006г. было выдано 28 кредитов на общую сумму 2,067 млн.руб., что способствовало созданию около 60 дополнительных рабочих мест. Кроме этого областной Фонд поддержки малого предпринимательства проводит специализированные конкурсы предпринимательских проектов на предоставление к финансированию. Так в 2004 году Фондом было профинансировано 3 предпринимательских проекта на сумму 223 тыс. руб., а в 2006 году – 3 проекта на общую сумму около 300 тыс. рублей.

      Третьим направлением в области льготного кредитования для субъектов предпринимательства выступает программа микрофинансирования, которая реализуется на базе Домов малого бизнеса (г.Н.Новгород, Балахна, Бор, Лукоянов и др.), с весны 2000 года филиальной сети кредитных организаций (НРОНО “Возможность - Доверие”, Коммерческий Банк “Канавино”, КМБ-Банк, Фонд “Фора”). Данная программа финансирования не требует от предпринимателя составления какого-либо бизнес-плана, кроме того, документооборот и рассмотрение заявки на получение денежных средств предпринимателем значительно сокращены. Для сравнения: кредит в банке - в течение 3-х недель, а кредит по программе микрокредитования - не более одной недели).

Информация о работе Развитие малого бизнеса в регионе (на примере Нижегородской области)