Развитие налогообложения и налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:22, автореферат

Краткое описание

Система налогообложения сельского хозяйства выступает важнейшим инструментом государственной поддержки агропродовольственного сектора экономики. Состояние мирового агропродовольственного рынка характеризуется в настоящее время негативной тенденцией нарастания дисбаланса между уровнем производства и потребления продовольствия за счет роста численности населения Земли на фоне сокращения сельскохозяйственных угодий, влекущей устойчивое повышение мировых цен на продовольствие .

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие налогообложения и налогового администрирования сельскох.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

1.1. Налоги в экономическом механизме государственной поддержки аграрного сектора экономики

1.2. Инструменты и приоритеты налогового стимулирования устойчивого развития сельского хозяйства

Глава 2. Анализ современной практики налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации

2.1. Характеристика действующих режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

2.2. Единый сельскохозяйственный налог, специфика применения и значение в стимулировании роста аграрного производства

2.3. Совершенствование налогообложения землепользования в сельскохозяйственном производстве

Глава 3. Актуальные направления развития налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей

3.1. Особенности налогового администрирования аграрного сектора

3.2. Современные тенденции риск-ориентированного налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении автором обоснована актуальность выбранной темы диссертации, определены предмет и объект исследования, сформулированы цели и задачи исследования, приведены положения научной новизны, данные о теоретической и практической значимости работы, апробация результатов работы.

В первой главе «Теоретические основы налогообложения сельскохозяйственного производства» исследуется совокупное влияние мер фискальной политики на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций.

Трансформация экономической  системы негативно отразилась на состоянии сельского хозяйства России, вызвав в 90-х гг. ХХ в. обвальное сокращение количественных результатов сельскохозяйственного производства и качественных показателей финансовой деятельности отрасли. Как показало проведенное исследование, неконкурентоспособность сельскохозяйственного производства в рыночной экономике обусловлена комплексом естественно-биологических, природно-климатических, технологических и социально-экономических факторов, которые определяют необходимость осуществления планомерной государственной поддержки, нацеленной на: стимулирование инвестиций в передовые научные разработки, инфраструктурные проекты, внедрение новых агротехнических приемов; создание благоприятного режима производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; компенсацию затрат на эксплуатацию и поддержание воспроизводственных возможностей биотехнологической природной системы; обеспечение рентабельной деятельности сельхозпроизводителей.

Системная зависимость  сельскохозяйственной отрасли от прямого  бюджетного финансирования, волатильность доходов и значительный разрыв во времени между осуществленными расходами и полученными доходами определяют необходимость взвешенного фискального подхода к налогообложению аграрного сектора в целях поддержки производства продовольствия, сохранения сельского населения и природной среды. Влияние мер фискальной политики на финансовый результат сельскохозяйственных организаций представлено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Анализ влияния бюджетных субсидий и налогообложения

на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций 

Российской  Федерации в 2006–2011 гг.3

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2011 к 2006

1. Выручка от реализации, млрд  руб.

566

734

888

970

1090

1259

+449

2. Прибыль (убыток) до налогообложения (включая субсидии из бюджета), млрд руб.

50,1

105,8

117,4

83,6

82,0

134,0

+39,1

в том числе 

2.1. Субсидии из бюджета, млрд  руб. 

36,8

56,0

99,7

112,0

135,3

138,0

+67,0

2.2. Прибыль (убыток) без субсидий

13,3

49,8

17,7

-28,4

-53,3

-4,0

-17,3

3. Отношение субсидий:

к прибыли (в %)

к выручке (в %)

 

73,5

6,5

 

52,9

7,6

 

84,9

11,2

 

134,0

11,5

 

165,0

12,4

 

103,0

11,0

 

+29,5

+4,5

4. Поступления в бюджеты от  аграрного сектора, всего, млрд руб.

49,4

71,9

78,3

76,4

74

78

+28,6

4.1. Поступления налогов

35,0

49,3

51,9

48,4

48,3

48,5

+13,5

4.2. Поступления страховых взносов

14,4

22,6

26,4

28,0

26,0

29,0

+14,6

4.3. Поступления налогов и страховых взносов без учета налога на доходы физических лиц

29,1

45,2

45,4

42,0

37,8

39,0

+9,9

5. Фискальная нагрузка на аграрный сектор, в % к выручке (4.3 к 1)

5,1

6,2

5,1

4,3

3,5

3,1

-2,0

6. Коэффициент фискального покрытия – отношение полученных субсидий к поступлению налогов и страховых взносов (2.1 к 4.3)

1,3

1,2

2,2

2,7

3,6

3,5

+2,2


 

Как видно из представленных данных, фискальная нагрузка на агропромышленный комплекс, определяемая как соотношение бюджетных субсидий и величины уплаченных за счет собственных средств экономических субъектов налогов, сборов и страховых взносов (без учета искажающего влияния налога на доходы физических лиц), в свете проводимой политики государственной поддержки, предоставления льгот по уплате налогов и пониженного тарифа страховых взносов, устойчиво снижается и характеризуется весьма низким значением (3,1% в 2011 г., понижение по сравнению с базовым уровнем 2006 г. составляет 2,0 п.п.), что существенно ниже оценок, фигурирующих в экономической литературе (5–7% от показателя выручки). Кроме того, приведенные расчеты свидетельствуют о тенденции расширяющегося покрытия бюджетными субсидиями совокупного убытка отрасли, которую подтверждает коэффициент фискальных изъятий, выражающий отношение уплаченных налогов к полученным субсидиям и показывающий, что налоги, поступающие от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, не покрывают бюджетные субсидии.

Так, если в 2006 г. уровень  бюджетных субсидий в 1,3 раза превышал сумму поступивших в бюджетную  систему РФ налогов, то в 2011 г. – уже  в 3,5 раза. Вместе с тем, несмотря на снижение уровня фискальной нагрузки на аграрный сектор Российской Федерации в течение 2008–2011 гг., в 2011 г. доля налогов в выручке российских сельскохозяйственных товаропроизводителей была больше, чем у американских фермеров на 3 п.п.4 При этом величина бюджетных субсидий в выручке в Российской Федерации в 2011 г. составляла 11% при том, что средний уровень субсидирования аграрного сектора в странах Европейского сообщества превышает 20%.5 Указанные обстоятельства позволяют считать налоги важнейшим элементом механизма государственной поддержки, обеспечивающим компенсационное перераспределение финансовых потоков в пользу сельского хозяйства, нацеленное на снижение негативного воздействия рыночного механизма межотраслевого распределения добавленной стоимости. В диссертационной работе проведена систематизация объектов налогообложения сельского хозяйства по факторам, обеспечивающим воспроизводственный процесс; обоснована зависимость налоговых преференций от ориентиров государственного регулирования аграрного сектора, а именно: поддержка эффективности (реализуется в США), социально-экологическая модель (страны ЕС), социально-ориентированная модель (Россия и страны СНГ); определены базовые направления налоговых преференций для аграрного сектора, реализуемые мировой практикой, в том числе: льготный порядок налогообложения доходов (полное освобождение, применение специальных режимов); особые инструменты сглаживания факторов сезонности и погоды, являющихся основной причиной волатильности доходов аграрного сектора (метод расчетной средней прибыли, альтернативность периодов признания капитальных расходов, перенос убытков на будущее, перенос сроков платежа, налоговый кредит); налоговые инструменты стимулирования развития (рис. 1).



Стимулы инвестиционной активности

 

Стимулы развития технологий

         

Ускоренная амортизация

для вновь созданных / малых предприятий

     

Льготы для инвестиций в природоохранные и энергосберегающие мероприятия

         

Дополнительная амортизация 

для инвестиций в инновации

     

Произвольный срок амортизации  инвестиций в природоохранные мероприятия

         

Инвестиционный вычет

     

Налоговая льгота

по налогу на прирост капитала

         

Инвестиционный кредит

     

Пониженные ставки в сфере 

органического земледелия

         

Налоговая льгота на прибыль, полученную от продажи недвижимости, активов,

которая используется для приобретения новой недвижимости, активов

     

Исключение из налогооблагаемой базы бюджетных субсидий

(страны ЕС)


 

Рисунок 1 – Классификация налоговых инструментов,

применяемых в  целях стимулирования развития аграрного  сектора6

 

Анализ мирового опыта позволил нам сформулировать четыре концептуальных подхода к определению прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей для целей налогообложения, провести их сравнительный анализ, выявить преимущества и недостатки каждого, в том числе:

1) доходный (на основе показателя выручки или прибыли);

2) вмененный (по ожидаемой доходности);

3) рентный (на основе показателя экономической доходности эксплуатируемых земельных угодий);

4) натуральный (передача (раздел) части произведенной продукции на государственные нужды).

Для выбора направлений  реализации налоговой политики в  отношении доходов сельскохозяйственных производителей, на наш взгляд, должны быть законодательно установлены критерии применения каждого возможного подхода, исходя из правового статуса налогоплательщика (организация или фермер), либо масштаба деятельности (малый, средний, крупный бизнес), либо специфики отрасли (цветоводство, выращивание и добыча водных биологических ресурсов и рыбы, племенное дело, первичная переработка сельскохозяйственной продукции, индустриальная форма производства и др.), либо иных целей регулирования, предусматриваемых в рамках политики государственной поддержки аграрного сектора. В диссертации обоснован вывод о целесообразности применения мультирежимного подхода, позволяющего минимизировать риски ведения агробизнеса.

Во второй главе «Анализ современной практики налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации» исследованы базовые параметры налогового регулирования аграрного сектора в Российской Федерации, показавшее установление налоговых преференций преимущественно на федеральном уровне, включающих в себя меры по поддержке доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирующие меры для отраслей инфраструктуры сбыта, прежде всего – сельскохозяйственной кооперации, и финансового сектора. Вместе с тем анализ основных методов налогового стимулирования аграрного сектора позволил сделать вывод о том, что в настоящее время не обеспечивается равенство условий налогообложения (с учетом совокупности применяемых льгот) для сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения, что противоречит мировой практике и ведет к нарушению базовых принципов равенства налогообложения (индифферентного для форм собственности) и единства налоговой системы (запрет на препятствия в осуществлении не запрещенной законом экономической деятельности).

В связи с очевидным  отсутствием экономической целесообразности угнетения частных сельхозпроизводителей, а также с целью устранения действующих норм, не отвечающих современным задачам государственной поддержки, в диссертации сформулированы следующие предложения:

  • освободить от налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога все виды бюджетных субсидий, получаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями (при условии их целевого использования);
  • снять ограничение на освобождение от налога по величине фактически используемой площади земельных участков, привлечению наемных работников;
  • отменить повышающий коэффициент в размере не выше 2 к нормам амортизации для индустриальных сельхозпроизводителей;
  • исключить из расчета налоговой базы по налогу на добавленную стоимости собственной продукции, использованной для организации питания работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ;
  • установить бессрочно льготу для физических лиц-бенефициаров по доходам в натуральной форме в качестве оплаты труда и питания в период сезонных полевых работ, с отменой всех действующих ограничений на ее применение, за исключением предельного уровня неденежных расчетов;
  • сохранить в долгосрочной перспективе секторальное возмещение НДС, обусловленное разницей ставок на входящие потоки материальных ресурсов и на реализацию основных видов выращенной продукции, а также при реализации на экспорт сельскохозяйственной продукции либо продуктов ее переработки;
  • продлить срок действия пониженных ставок страховых взносов в целях мотивации к увеличению расходов на оплату труда работников.

Информация о работе Развитие налогообложения и налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей