Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:22, автореферат
Система налогообложения сельского хозяйства выступает важнейшим инструментом государственной поддержки агропродовольственного сектора экономики. Состояние мирового агропродовольственного рынка характеризуется в настоящее время негативной тенденцией нарастания дисбаланса между уровнем производства и потребления продовольствия за счет роста численности населения Земли на фоне сокращения сельскохозяйственных угодий, влекущей устойчивое повышение мировых цен на продовольствие .
1.1. Налоги в экономическом механизме государственной поддержки аграрного сектора экономики
1.2. Инструменты и приоритеты налогового стимулирования устойчивого развития сельского хозяйства
Глава 2. Анализ современной практики налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации
2.1. Характеристика действующих режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
2.2. Единый сельскохозяйственный налог, специфика применения и значение в стимулировании роста аграрного производства
2.3. Совершенствование налогообложения землепользования в сельскохозяйственном производстве
Глава 3. Актуальные направления развития налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей
3.1. Особенности налогового администрирования аграрного сектора
3.2. Современные тенденции риск-ориентированного налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей
Заключение
Библиографический список
Приложения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении автором обоснована актуальность выбранной темы диссертации, определены предмет и объект исследования, сформулированы цели и задачи исследования, приведены положения научной новизны, данные о теоретической и практической значимости работы, апробация результатов работы.
В первой главе «Теоретические основы налогообложения сельскохозяйственного производства» исследуется совокупное влияние мер фискальной политики на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций.
Трансформация экономической системы негативно отразилась на состоянии сельского хозяйства России, вызвав в 90-х гг. ХХ в. обвальное сокращение количественных результатов сельскохозяйственного производства и качественных показателей финансовой деятельности отрасли. Как показало проведенное исследование, неконкурентоспособность сельскохозяйственного производства в рыночной экономике обусловлена комплексом естественно-биологических, природно-климатических, технологических и социально-экономических факторов, которые определяют необходимость осуществления планомерной государственной поддержки, нацеленной на: стимулирование инвестиций в передовые научные разработки, инфраструктурные проекты, внедрение новых агротехнических приемов; создание благоприятного режима производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; компенсацию затрат на эксплуатацию и поддержание воспроизводственных возможностей биотехнологической природной системы; обеспечение рентабельной деятельности сельхозпроизводителей.
Системная зависимость сельскохозяйственной отрасли от прямого бюджетного финансирования, волатильность доходов и значительный разрыв во времени между осуществленными расходами и полученными доходами определяют необходимость взвешенного фискального подхода к налогообложению аграрного сектора в целях поддержки производства продовольствия, сохранения сельского населения и природной среды. Влияние мер фискальной политики на финансовый результат сельскохозяйственных организаций представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ влияния бюджетных субсидий и налогообложения
на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций
Российской Федерации в 2006–2011 гг.3
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 2006 |
1. Выручка от реализации, млрд руб. |
566 |
734 |
888 |
970 |
1090 |
1259 |
+449 |
2. Прибыль (убыток) до налогообложения (включая субсидии из бюджета), млрд руб. |
50,1 |
105,8 |
117,4 |
83,6 |
82,0 |
134,0 |
+39,1 |
в том числе 2.1. Субсидии из бюджета, млрд руб. |
36,8 |
56,0 |
99,7 |
112,0 |
135,3 |
138,0 |
+67,0 |
2.2. Прибыль (убыток) без субсидий |
13,3 |
49,8 |
17,7 |
-28,4 |
-53,3 |
-4,0 |
-17,3 |
3. Отношение субсидий: к прибыли (в %) к выручке (в %) |
73,5 6,5 |
52,9 7,6 |
84,9 11,2 |
134,0 11,5 |
165,0 12,4 |
103,0 11,0 |
+29,5 +4,5 |
4. Поступления в бюджеты от аграрного сектора, всего, млрд руб. |
49,4 |
71,9 |
78,3 |
76,4 |
74 |
78 |
+28,6 |
4.1. Поступления налогов |
35,0 |
49,3 |
51,9 |
48,4 |
48,3 |
48,5 |
+13,5 |
4.2. Поступления страховых взносов |
14,4 |
22,6 |
26,4 |
28,0 |
26,0 |
29,0 |
+14,6 |
4.3. Поступления налогов и страховы |
29,1 |
45,2 |
45,4 |
42,0 |
37,8 |
39,0 |
+9,9 |
5. Фискальная нагрузка на аграрный сектор, в % к выручке (4.3 к 1) |
5,1 |
6,2 |
5,1 |
4,3 |
3,5 |
3,1 |
-2,0 |
6. Коэффициент фискального покрыт |
1,3 |
1,2 |
2,2 |
2,7 |
3,6 |
3,5 |
+2,2 |
Как видно из представленных данных, фискальная нагрузка на агропромышленный комплекс, определяемая как соотношение бюджетных субсидий и величины уплаченных за счет собственных средств экономических субъектов налогов, сборов и страховых взносов (без учета искажающего влияния налога на доходы физических лиц), в свете проводимой политики государственной поддержки, предоставления льгот по уплате налогов и пониженного тарифа страховых взносов, устойчиво снижается и характеризуется весьма низким значением (3,1% в 2011 г., понижение по сравнению с базовым уровнем 2006 г. составляет 2,0 п.п.), что существенно ниже оценок, фигурирующих в экономической литературе (5–7% от показателя выручки). Кроме того, приведенные расчеты свидетельствуют о тенденции расширяющегося покрытия бюджетными субсидиями совокупного убытка отрасли, которую подтверждает коэффициент фискальных изъятий, выражающий отношение уплаченных налогов к полученным субсидиям и показывающий, что налоги, поступающие от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, не покрывают бюджетные субсидии.
Так, если в 2006 г. уровень бюджетных субсидий в 1,3 раза превышал сумму поступивших в бюджетную систему РФ налогов, то в 2011 г. – уже в 3,5 раза. Вместе с тем, несмотря на снижение уровня фискальной нагрузки на аграрный сектор Российской Федерации в течение 2008–2011 гг., в 2011 г. доля налогов в выручке российских сельскохозяйственных товаропроизводителей была больше, чем у американских фермеров на 3 п.п.4 При этом величина бюджетных субсидий в выручке в Российской Федерации в 2011 г. составляла 11% при том, что средний уровень субсидирования аграрного сектора в странах Европейского сообщества превышает 20%.5 Указанные обстоятельства позволяют считать налоги важнейшим элементом механизма государственной поддержки, обеспечивающим компенсационное перераспределение финансовых потоков в пользу сельского хозяйства, нацеленное на снижение негативного воздействия рыночного механизма межотраслевого распределения добавленной стоимости. В диссертационной работе проведена систематизация объектов налогообложения сельского хозяйства по факторам, обеспечивающим воспроизводственный процесс; обоснована зависимость налоговых преференций от ориентиров государственного регулирования аграрного сектора, а именно: поддержка эффективности (реализуется в США), социально-экологическая модель (страны ЕС), социально-ориентированная модель (Россия и страны СНГ); определены базовые направления налоговых преференций для аграрного сектора, реализуемые мировой практикой, в том числе: льготный порядок налогообложения доходов (полное освобождение, применение специальных режимов); особые инструменты сглаживания факторов сезонности и погоды, являющихся основной причиной волатильности доходов аграрного сектора (метод расчетной средней прибыли, альтернативность периодов признания капитальных расходов, перенос убытков на будущее, перенос сроков платежа, налоговый кредит); налоговые инструменты стимулирования развития (рис. 1).
Стимулы инвестиционной активности |
Стимулы развития технологий | |||
Ускоренная амортизация для вновь созданных / малых предприятий |
Льготы для инвестиций в природоохранные и энергосберегающие мероприятия | |||
Дополнительная амортизация для инвестиций в инновации |
Произвольный срок амортизации инвестиций в природоохранные мероприятия | |||
Инвестиционный вычет |
Налоговая льгота по налогу на прирост капитала | |||
Инвестиционный кредит |
Пониженные ставки в сфере органического земледелия | |||
Налоговая льгота на прибыль, полученную от продажи недвижимости, активов, которая используется для приобретения новой недвижимости, активов |
Исключение из налогооблагаемой базы бюджетных субсидий (страны ЕС) |
Рисунок 1 – Классификация налоговых инструментов,
применяемых в целях стимулирования развития аграрного сектора6
Анализ мирового опыта позволил нам сформулировать четыре концептуальных подхода к определению прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей для целей налогообложения, провести их сравнительный анализ, выявить преимущества и недостатки каждого, в том числе:
1) доходный (на основе показателя выручки или прибыли);
2) вмененный (по ожидаемой доходности);
3) рентный (на основе показателя экономической доходности эксплуатируемых земельных угодий);
4) натуральный (передача (раздел) части произведенной продукции на государственные нужды).
Для выбора направлений
реализации налоговой политики в
отношении доходов
Во второй главе «Анализ современной практики налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации» исследованы базовые параметры налогового регулирования аграрного сектора в Российской Федерации, показавшее установление налоговых преференций преимущественно на федеральном уровне, включающих в себя меры по поддержке доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирующие меры для отраслей инфраструктуры сбыта, прежде всего – сельскохозяйственной кооперации, и финансового сектора. Вместе с тем анализ основных методов налогового стимулирования аграрного сектора позволил сделать вывод о том, что в настоящее время не обеспечивается равенство условий налогообложения (с учетом совокупности применяемых льгот) для сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения, что противоречит мировой практике и ведет к нарушению базовых принципов равенства налогообложения (индифферентного для форм собственности) и единства налоговой системы (запрет на препятствия в осуществлении не запрещенной законом экономической деятельности).
В связи с очевидным
отсутствием экономической