Развитие системы стратегического управления на предприятиях промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:24, диссертация

Краткое описание

Целью диссертационного исследования является разработка теории и методологии развития стратегического управления на предприятиях промышленности, модели системы стратегического управления, определение составляющих её элементов, обоснование основных направлений развития, отвечающих задачам инновационно-ориентированной экономики и позволяющих повышать эффективность стратегического управления.

Вложенные файлы: 1 файл

KosinovaNN.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

15.13. Инструменты и  методы менеджмента промышленных  предприятий, отраслей, комплексов.

15.19. Методологические  и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями топливно-энергетического комплекса.

15.25. Методологические  и методические подходы к решению  проблем  в области экономики,  организации и управления отраслями  и предприятиями металлургического комплекса.

Концепция диссертационного исследования основывается на теоретических и методологических аспектах развития системы стратегического управления предприятиями промышленности как фактора обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях инновационно-ориентированной экономики на долгосрочный период.

Формула концепции: «Система стратегического управления на  предприятиях – это необходимое условие его развития, основа инновационной активности и повышения конкурентоспособности».

Концептуальная линия  исследования направлена на разработку модели системы стратегического  управления на предприятиях промышленности, включающей последовательность процессов  управления: анализ окружения предприятия, разработку инновационной стратегии, реализацию стратегии, оценку и контроль реализации. В системе стратегического управления предприятиями промышленности элементами, обеспечивающими непрерывность и эффективность функционирования системы, являются стратегическое мышление, стратегическая гибкость, стратегическая информация.

Содержательная цель диссертационной работы – создать  методологическую и методическую основу для формирования инновационно-ориентированной системы стратегического управления предприятиями промышленности, которые являются лидерами на отраслевом и региональном рынках и способны к инновационному развитию, умеют гибко реагировать на изменения во внешней и внутренней среде с использованием релевантной стратегической информации, позволяющей принимать эффективные стратегические решения и поддерживать устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе, как на уровне предприятия, так и на уровне региона в целом.

 

Основные положения  диссертации, выносимые на защиту.

1. Система стратегического  управления (ССУ) предприятиями –  это система организационно-экономических взаимоотношений субъектов управления, определяющих содержание управленческих процессов от формирования стратегии развития до ее реализации, которая опирается на соответствующую систему обеспечения - информационную, стратегического мышления. ССУ гибко реагирует на изменения внешней среды и позволяет проводить инновации, направленные на достижение конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе. В качестве субъектов стратегического управления выступают не только внутренние структуры управления предприятиями, но и внешние управляющие структуры, действующие на уровне муниципальных, региональных органов власти, вышестоящих отраслевых структур, влияющих на формирование и реализацию стратегии предприятия.

2. Основными системообразующими элементами инновационно ориентированной системы стратегического управления на предприятиях промышленности являются: анализ окружения предприятия; разработка инновационной стратегии; реализация стратегии; оценка, контроль  или корректировка стратегических задач.

Анализ, прогнозирование и мониторинг инновационного окружения является базисом, на котором строится вся  система стратегического управления. Это связано с тем, что оценку инновационного окружения предприятия необходимо осуществлять не одномоментно, а постоянно. Кроме того, факторы внешнего окружения, в отличие от внутреннего, в основном не поддаются воздействию, их можно лишь констатировать.

При таком подходе, во-первых, увеличивается  степень контроля над изменениями во внешнем окружении, так как анализ внешнего окружения осуществляется как бы параллельно с каждым процессом в системе стратегического управления. Во-вторых, обеспечивается соответствие практики основному принципу современного стратегического управления, который заключается в построении стратегии от будущего через прошлое к настоящему.

3. Обеспечивающими элементами в  системе стратегического управления  на предприятии являются: мышление, гибкость, информация.

Стратегическое мышление – это адекватная идентификация проблемы, которая является залогом верного стратегического решения и оптимального построения стратегии. Это тактика «упреждающего удара», то есть активного, а не реактивного управления.   Стратегическое мышление в бизнесе  выигрывает из-за того, что оно сориентировано на гибкое реагирование на все изменения. Существенные характеристики, свойственные стратегическому мышлению в системе управления: системная перспектива, сфокусированное намерение, открытость новому опыту, мышление во времени, работа с гипотезами.

Стратегическое управление – это не только построение определенного набора управленческих процессов, но и постоянная адаптация этой конструкции к изменяющейся действительности, то есть стратегическая гибкость. Гибкость создается инвестициями в развитие возможностей, которых не будет у других компаний, не сумевших вовремя сделать аналогичные капиталовложения. Своевременные вложения в новые технологии дают возможность использовать их в будущем или применять эффективнее, чем конкуренты.

Гибкость и готовность предприятия  к будущим проблемам развития создаются стратегическими инвестициями, которые позволяют достигать результатов, определяемых стратегическими целями его развития.

Одна из отличительных черт ССУ - большое внимание, уделяемое такому обеспечивающему элементу, как информация. В качестве наиболее эффективной информационной подсистемы в ССУ автор предлагает стратегический управленческий учет, сущность и преимущества которого рассмотрены в третьей главе диссертации.

4. В составе системы оперативного и стратегического управления можно выделить определенные подсистемы, которые взаимосвязаны между собой и решают различные задачи в процессе стратегического и оперативного управления. При этом такие подсистемы, как управление инновациями, рисками, организацией необходимы только для стратегического управления, остальные подсистемы используются как в оперативном, так и в стратегическом управлении. Каждой из этих подсистем присущи такие функции управления как анализ, планирование, организация, контроль.

5. Управление инновациями на уровне предприятия – это определяющий признак всей системы стратегического управления, которому подчинены другие составляющие – это система финансирования, стратегического маркетинга, мотивация персонала, новации в информационном обеспечении. В ССУ инновации должны быть не только глобальными – продуктовыми, технологическими, организационными, но и повседневными, управленческими. Все это придает стратегическую гибкость системе управления.

6. Современный процесс управления предполагает интеграцию оперативного и стратегического управления в единый непрерывный процесс. Для поддержки этого процесса необходимо создать на предприятии информационную подсистему на основе обратной связи. Такая подсистема помогает выявить причинно-следственные связи между элементами стратегического управления и делает результаты деятельности предприятия доступными каждому работнику управления. Структуризация управления может производиться не только с выделением отдельных бизнес-процессов (подсистем управления), но и в разрезе стратегического и оперативного управления. Автором представлена сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления по таким признакам как цели, задачи, ориентация, методы и инструменты, оценки.

7. Реализация стратегии предполагает наличие на предприятии команды менеджеров, то есть управленческой структуры. У этой структуры в целом и у каждого из ее членов должна быть определенная мотивация в реализации инновационной стратегии предприятия. Руководители предприятия при разработке пакета вознаграждений, должны отвлечься от финансовых и псевдофинансовых доплат. Вместо этого целесообразно рассмотреть иные виды вознаграждения, которые могут варьироваться от материальных предметов, обладающих рыночной ценностью, до нематериальных ценностей, которые менеджер может высоко оценить, но на которые сложно установить цену (такие как, встреча с интересным лидером, посещение закрытого семинара или выделение времени и средств на персональный проект).

Предприятия, известные своей инновационной способностью, вознаграждают лучших сотрудников временем, а не деньгами. Заработанное время сотрудники могут израсходовать на деятельность вне рабочего места. Этот механизм поощрения оказался полезным для предприятий, поскольку после таких периодов отсутствия сотрудники предлагали много прибыльных нововведений. Такие вознаграждения должны быть многомерными, то есть не применять ко всем сотрудникам одни и те же критерии вознаграждения, а подстраивать вознаграждения под индивидуальные устремления и мечты сотрудников.

8. В качестве новой технологии  информационно-аналитической поддержки стратегического управления предлагается использовать информационную подсистему стратегического управленческого учета. Роль стратегического управленческого учета в информационном обеспечении системы стратегического управления заключается не в том, чтобы пассивно фиксировать финансовые результаты. Она также не ограничивается функциями традиционного управленческого учета, задачей которого является обеспечение руководства компании внутренней информацией с целью обоснования управленческих решений. Информационная подсистема в стратегическом управлении выполняет более сложную и комплексную роль, состоящую в обеспечении руководства релевантной информацией, необходимой для управления и контроля в интересах развития компании. Необходимость учитывать и фактически выносить на первый план внешние факторы является главным отличием информационной подсистемы стратегического управления от традиционного оперативного управления.

Основными функциями информационной подсистемы в системе управления предприятиями являются:

  • организационная;
  • функция координации;
  • функция мотивации;
  • распределительная;
  • аналитическая;
  • контрольная;
  • прогнозная;
  • инновационная.

Несмотря на то, что каждая из этих функций несет в себе определенную смысловую нагрузку и роль в системе управления предприятием, они неразрывно связаны между собой, ибо существуют для достижения единой цели – выбора и реализации стратегии развития предприятия.


Помимо информационной поддержки стратегических решений эффективная информационная подсистема стратегического управления должна обеспечивать руководство компанией соответствующими показателями, отражающими финансовые результаты деятельности бизнеса, а также показателями оценки экономической и управленческой эффективности предприятия.

9. В результате проведенного  нами анализа состояния управленческой деятельности на ряде ведущих предприятий Волгоградской области были выявлены предприятия, где уже сегодня в достаточной мере можно говорить о переходе к ССУ в ее основных составляющих подсистемах, это: ОАО «Волжский трубный завод», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ОАО «Каустик». Для этих предприятий проведен анализ становления основ инновационного стратегического управления по показателям, отражающим эффективность работы каждой сферы деятельности: производства, инновационной деятельности, маркетинга, кадров, финансов, организации управления. Нами были выявлены сильные и слабые стороны процессов стратегического управления на данных предприятиях, определены возможности и угрозы ССУ по каждому предприятию.

Основными направлениями повышения  эффективности стратегического управления на данных предприятиях являются:

    • увеличение горизонтов прогнозирования с использованием стратегической гибкости в принятии управленческих решений;
    • реструктуризация аппарата управления и качественное повышение уровня его подготовки;
    • материальное стимулирование работников аппарата управления с использованием системы показателей эффективности по каждому бизнес-процессу;
    • организация информационной подсистемы стратегического          управления и ее важнейшего инструмента – стратегического бюджетирования, на всех этапах становления ССУ.

Применительно к этой группе ведущих  предприятий региона можно говорить и о наличии такого важного элемента стратегического управления, как тесная интеграция с основными целями и задачами стратегии социально-экономического развития региона на долговременную перспективу.

Важнейшим инновационно-инвестиционным инструментом такой интеграции являются перспективные формы государственно-частного партнерства – софинансирование социально-направленных и экологических программ развития региона.

10. Разработана система показателей,  характеризующих степень эффективности стратегического управления предприятием:

        • Коэффициент целедостижения, который характеризует степень достижения стратегической цели по временному характеру.
        • Коэффициент благоприятности ситуации, который характеризует степень благоприятности ситуации для стратегического управленческого решения. В нем учитывается степень достижения и важность каждой цели.
        • Ресурсоемкость управленческого решения, которая характеризует объем ресурсов, необходимых для реализации управленческого решения. При этом учитывается ценность каждого ресурса для стратегического решения.
        • Коэффициент эффективности управленческого решения, который характеризует отношение степени достижения цели к объему и ценности ресурсов, необходимых для реализации соответствующего управленческого решения.

Результаты стратегического управления предприятия выражаются не только в виде стратегической стабилизации – увеличении уровня устойчивой рентабельности предприятия, роста его стоимости, или капитализации, но и в виде приращения его социальных активов.

Социальные активы предприятия  в работе рассматриваются как важное и необходимое направление инвестиций предприятия в целях повышения стратегической устойчивости его деятельности. Оценка инновационно-ориентированной ССУ предприятий промышленности должна учитывать социальные вложения предприятий не как затраты, уменьшающие объемы потенциальных средств для инвестирования в производственные активы, а как вложения, повышающие стоимость предприятия. Предприятия, производящие вложения в социальные активы, получают синергетические эффекты путем взаимодействия активов. Это проявляется в следующих эффектах: уменьшение несистематического риска путем стабилизации социальной напряженности в регионе; увеличение креативного потенциала работников предприятия; улучшение инфраструктуры всего региона; усиление положительного имиджа предприятия.

Информация о работе Развитие системы стратегического управления на предприятиях промышленности