Развитие системы стратегического управления на предприятиях промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:24, диссертация

Краткое описание

Целью диссертационного исследования является разработка теории и методологии развития стратегического управления на предприятиях промышленности, модели системы стратегического управления, определение составляющих её элементов, обоснование основных направлений развития, отвечающих задачам инновационно-ориентированной экономики и позволяющих повышать эффективность стратегического управления.

Вложенные файлы: 1 файл

KosinovaNN.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, при определении  стратегической результативности управления промышленных предприятий необходимо учитывать инвестиции в охрану окружающей среды. Данные инвестиции требуют значительных затрат, отдача от которых в терминах доходности в краткосрочной перспективе будет отрицательной. Но эти затраты можно рассматривать и как создание долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия. Это происходит вследствие создания положительного имиджа предприятия и повышения лояльности к предприятию со стороны экономических субъектов, заинтересованных в его деятельности; снижения затрат на социальные выплаты работникам; повышения производительности труда и мотивации работников.

Научная новизна выводов и результатов диссертационного исследования заключается в концептуальной разработке методологических основ комплексной теории развития стратегического управления и ее применении для обоснования модели инновационно-ориентированной  системы стратегического управления на предприятиях промышленности.

Приращение  научного знания, полученное в диссертационном  исследовании.

    1. Разработана концепция системы стратегического управления на  предприятиях промышленности, которая гибко реагирует на изменения внешней среды и позволяет проводить инновации, влияющие на достижение конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе.
    2. Предложена структуризация стратегического управления и обоснованы ее элементы:
  • системообразующие процессы:  анализ инновационного окружения, планирование инновационной стратегии развития, реализация стратегии, оценка и контроль реализации;
  • обеспечивающие элементы: информационная подсистема стратегического управления, инновационное стратегическое мышление менеджеров, стратегическая гибкость системы управления.

Это позволяет обеспечить непрерывность и результативность процесса развития системы стратегического управления.

3. Выявлены внутренние (институционализация стратегического  управления, стратегическая бизнес-модель, стратегическое инвестирование, подсистема информационного обеспечения) и внешние факторы (связи с внешними управленческими структурами, действующими на уровне муниципальных, региональных органов власти, вышестоящих отраслевых структур), вносящие определенность в развитие ССУ на предприятиях промышленности и позволяющие воспроизводить и увеличивать степень результативности системы.

4. В развитии отдельных  подсистем системы стратегического  управления предприятиями промышленности  выявлены взаимосвязи стратегического  и оперативного управления по  признакам ориентации, целей, задач, методов, инструментов, оценок, позволяющие повысить гибкость системы и интегрировать процесс стратегического управления с повседневной деятельностью работников управления предприятием.

5. Выявлена роль и  функции управленческого учета  как информационной подсистемы стратегического управления на  предприятиях промышленности, заключающейся в обеспечении руководства релевантной информацией, необходимой для анализа, планирования и контроля реализации стратегии.

6.Обоснованы системные  характеристики стратегического бюджетирования, как важнейшего инструмента информационного обеспечения, позволяющего адаптировать ССУ к будущим переменам и гибко реагировать на изменения внешней среды.

7. В информационной  подсистеме ССУ предложена классификация  затрат на: технико-экономические, нормативные, неустранимые, сворачиваемые, накладные, трансакционные, приростные, альтернативные, позволяющая предоставлять релевантную информацию для принятия различных типов стратегических управленческих решений;

8. Выявлены принципиальные требования, предъявляемые к информационной подсистеме, которые включают временные, организационные и качественные характеристики, необходимые для эффективного информационного обеспечения ССУ.

9. Разработаны показатели, характеризующие  эффективность использования ССУ предприятиями (коэффициент целедостижения, коэффициент благоприятности ситуации, ресурсоемкость управленческого решения, коэффициент эффективности управленческого решения) и результативность ССУ – приращение социальных активов, инвестиции в охрану окружающей среды, что позволяет поддерживать стратегическую устойчивость как на микро-, так и на мезоуровне.

  1. Выявлены основные направления развития инновационно-ориентированной ССУ предприятиями промышленности:

- в информационной сфере –  разработка информационной подсистемы стратегического управления в зависимости от индивидуальных особенностей предприятия по формированию и реализации стратегии.

- в сфере инновационного  менеджмента – формирование предпринимательской структуры управления с соответствующей системой мотивации персонала и уровнем стратегического мышления менеджеров;

- в процессе адаптации  к условиям внешней среды и  расширению горизонтов управления – участие предприятий в реализации Стратегии региона с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении и уточнении категориального аппарата, развитии теоретической и методологической базы стратегического управления предприятиями промышленности, его совершенствование в развитии. Научные положения и результаты исследования существенно развивают систему стратегического управления и позволяют применить концептуально-теоретическую модель ССУ для обоснования результативных и эффективных систем стратегического управления на предприятиях промышленности.

Практическую  значимость определяют результаты исследования, которые могут быть использованы:

- в практике промышленных  предприятий при создании и  оптимизации систем стратегического  управления;

- при взаимодействии  органов исполнительной власти регионов, муниципальных образований с предприятиями промышленности;

- в научных исследованиях  с целью получения нового знания  и дальнейшего развития теории  и методологии стратегического  управления предприятиями;

- в системе подготовки  и переподготовки специалистов экономических служб, руководителей предприятий;

- в учебном процессе  для студентов экономических  специальностей вузов. 

Апробация работы. Основные результаты и положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных, межвузовских конференциях:V Международной Кондратьевской конференции «Закономерности и перспективы трансформации общества» (г. Санкт-Петербург, 2004 г.); Международной конференции «Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации» (г. Краснодар, 2004 г.); Международных научно-практических конференциях «Управление инновациями – 2006» (г. Москва, 2006 г.); «Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России» (г. Краснодар, 2006 г.); «Актуальные проблемы социально-экономического развития России» (г. Краснодар, 2007 г.); Всероссийской научной конференции «Юг России в перекрестье напряжений» (г. Туапсе, 2003 г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Трансформация хозяйственного механизма в условиях социально-экономических реформ: региональный аспект» (г. Волгоград, 2004 г.); II Всероссийской научной конференции «Многоукладность и ассиметричность развития региональных экономик юга России: риски модернизации и механизмы трансформации» (г. Черкесск, 2006 г.); III Всероссийской научной конференции «Модернизация экономики юга России и новые стратегии регионально-экономической политики» (г. Черкесск, 2007 г.); I Межрегиональной научно-практической конференции «Пути повышения безопасности и устойчивости развития Астраханской области» (г. Ахтубинск, 2004 г.); межвузовских научных конференциях Волгоградского государственного университета (г. Волгоград, 2001-2007 гг.).

           Разработанные в диссертации  положения и рекомендации прошли апробацию при разработке «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» в части совершенствования механизмов государственно-частного партнерства; рекомендованы к использованию промышленным предприятиям Комитетом экономики Администрации Волгоградской области, Советом директоров промышленных предприятий региона (Волгоградской области); применяются при формировании отдельных элементов системы стратегического управления ООО «ЛУКОЙЛ–Нижневолжскнефть», ОАО «Химпром», что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Теоретические выводы и  практические результаты исследования используются в системе подготовки специалистов по менеджменту в Высшей школе бизнеса (ВолГУ) по дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управленческий учет».

Публикации. Основные научные результаты диссертации изложены в 65 публикациях общим объемом более 170 п.л., в том числе авторских – 92 п.л., из них 12 статей опубликовано в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих 18 параграфов, заключения, списка литературы (284 наименования).

 

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ

Введение

1. Теоретические основы  развития системы стратегического  управления на предприятиях промышленности.

1.1. Сущность, основные  отличительные черты и тенденции  развития стратегического управления.

1.2. Формирование системы  стратегического управления на  предприятиях промышленности.

1.3. Управление инновациями  как центральный момент теории и методологии стратегического управления.

2. Основные элементы  стратегического управления на  предприятиях промышленности.

2.1. Анализ окружения  предприятия.

2.2. Разработка инновационных  стратегий развития бизнеса, стратегическая  гибкость, стратегическое мышление.

2.3. Управление реализацией  стратегии.

3. Информационная подсистема  в системе стратегического управления  предприятиями промышленности.

3.1. Классификация видов  информации, необходимой для целей  стратегического управления предприятиями промышленности.

3.2. Информация для принятия стратегических решений с учетом роли инноваций, как основного инструмента конкурентной борьбы.

3.3. Информация для  усиления мотивации персонала.

3.4. Информация для мониторинга реализации бизнес-стратегий.

4. Формирование и реализация  системы стратегического управления  на предприятиях промышленности.

4.1. Становление системы  стратегического управления на  предприятиях нефтегазовой промышленности (на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть»).

4.2. Формирование системы стратегического управления на предприятиях металлургической промышленности (на примере ОАО «Волжский трубный завод»).

4.3. Формирование инновационно-ориентированной системы стратегического управления на предприятиях химической промышленности (на примере ОАО «Каустик»).

5. Основные направления  дальнейшего развития системы  стратегического управления предприятиями  промышленности.

5.1. Расширение горизонта  стратегического управления предприятиями  во взаимосвязи с реализацией  стратегии развития регионов в условиях инновационно-ориентированной экономики.

5.2. Повышение роли  инновационного менеджмента в  развитии системы стратегического  управления предприятиями.

5.3. Развитие информационной  подсистемы как основы стратегического  управления.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.


 

Основное содержание диссертационной  работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, отмечаются научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой части исследования рассмотрены сущность, основные отличительные черты и этапы развития стратегического управления предприятиями; формирование инновационно ориентированной системы стратегического управления предприятиями промышленности; управление инновациями, как основной системообразующий фактор стратегического управления; факторы внутреннего и внешнего окружения ССУ предприятиями.

Понятие стратегического управления было введено в научный оборот на стыке 60-х –70-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым в расчете на долговременную перспективу и реализацию стратегических задач развития предприятия в рыночно-конкурентной среде. Необходимость такого качественного «скачка функционирования систем управления» была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от преобладающего значения оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания на окружение (рыночное и внерыночное), для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

В послевоенные годы управление предприятиями практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Новые условия ведения бизнеса ставили новые задачи для достижения целей, заставляя находить средства выживания в конкурентной борьбе. С течением времени понятие стратегичности управления предприятием обретало новый смысл, сообразно условиям и задачам каждого этапа. Так, стратегическое управление 50-х-60-х годов – это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. В это время долгосрочные планы были в центре внимания при выработке стратегического поведения организации.  В 70-е годы смысл и задачи стратегического управления существенно изменились. Это уже выбор, касающийся того, в каком бизнесе предприятию более выгодно находиться; решения по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е годы динамизм внешней  среды еще более усложнил задачу своевременной адаптации предприятий к тем изменениям, которые происходят во всех сферах экономической деятельности. Центром стратегического поведения фирмы стало такое управление организации, при котором основой стратегических решений  становится выбор поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Стратегические решения определяются возникающими обстоятельствами, но в то же время подразумевается, что их выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде. В 90-х годах характер и непредсказуемость изменений внешней среды еще более увеличиваются. Разнообразие постоянно изменяющихся факторов (макроэкономических, технологических, научных ожиданий и стремления людей во всем мире) воздействия на бизнес стало отличительной чертой этого времени и еще более усилило позиции стратегического управления предприятиями.

Информация о работе Развитие системы стратегического управления на предприятиях промышленности