Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:24, диссертация
Целью диссертационного исследования является разработка теории и методологии развития стратегического управления на предприятиях промышленности, модели системы стратегического управления, определение составляющих её элементов, обоснование основных направлений развития, отвечающих задачам инновационно-ориентированной экономики и позволяющих повышать эффективность стратегического управления.
Продолжение таблицы 4*
4.7.Удельный вес работников, имеющих высшее и среднее специальное образование |
% |
4.8. Коэффициент соотношения между ставкой 1-го разряда и окладом руководителя |
коэф. |
5. Финансы |
|
5.1. Балансовая прибыль |
тыс. руб. |
5.2. Чистая прибыль |
тыс. руб. |
5.3. Уровень рентабельности |
% |
5.4. Фондоотдача |
руб. |
5.5. Материалоемкость |
руб. |
5.6. Энергоемкость производства |
кВт / тыс. руб. |
5.7. Структура себестоимости: материальные затраты износ и амортизация заработная плата начисления па зарплату прочие затраты |
% |
5.8. Коэффициент реальной |
коэф. |
5.9. Дебиторская задолженность |
тыс. руб. |
5.10. Кредиторская задолженность |
тыс. руб. |
5.11. Денежный поток |
тыс. руб. |
5.12. Коэффициент эффективности инвестиции |
в долях ед. |
5.15. Коэффициент ликвидности |
коэф. |
5.16. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
кол. оборот. |
5.17. Финансовый потенциал |
тыс. руб. |
6. Организация управления |
|
6.1. Затраты на управление
|
% |
6.2. Соотношение рабочих и служащих |
% |
6.3. Среднемесячная заработная |
руб. |
6.4. Выработка па одного работающего |
руб. |
6.5. Количество и содержание |
шт. |
Функциональный анализ структуры управления предприятия показывает, что она требует кардинальных изменений, отвечающих современным рыночным условиям и требованиям стратегического управления.
При этом были выявлены следующие недостатки стратегического управления:
- организационная структура
предприятия не отвечает
- невыполнение программ
развития и модернизации
После проведенного анализа предложен проект новой структуры стратегического управления предприятием на основе следующих принципов:
- оптимизация размеров службы управления на основе максимально возможной специализации (выведение за пределы предприятия непрофильных и обслуживающих производств, передача по контракту некоторых функций сторонним фирмам);
- централизация ряда функций, распределенных между различными уровнями управления и подразделениями, а также функций обслуживания производственных процессов, прежде всего ремонтного обеспечения;
- упрощение оргструктуры путем сокращения уровней управления, в том числе за счет укрепления подразделений;
- закрепление постоянных функций за конкретными подразделениями по принципу «иерархии» (с использованием правила единоначалия и бюджетирования);
- разработка и внедрение целевых программ, проектов и комплексов мероприятий силами временных структурных подразделений (проектных групп).
Одним из ведущих предприятий химического производства в регионе является ОАО «Каустик». В результате проведённого анализа проблем управления и организации инновационной деятельности на предприятии, предлагаются практические рекомендации по организации внедрения инноваций на ОАО «Каустик», которые необходимо реализовать:
СУНА – стратегическое управление новыми активами;
Актив – каждое новое месторождение;
ГРР – геолого-разведывательные работы.
Рис.5. Предлагаемая структура управления по модели
«центров ответственности» ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть»*
Одним из ведущих предприятий химического производства в регионе является ОАО «Каустик». В результате проведённого анализа проблем управления и организации инновационной деятельности на предприятии, предлагаются практические рекомендации по организации внедрения инноваций на ОАО «Каустик», которые необходимо реализовать:
СКП на предприятии позволит контролировать действия сотрудников предприятия по четырем аспектам деятельности: финансы; потребители; внутренние процессы; инновации.
Для того, чтобы оценивать деятельность сотрудников по каждому из четырех аспектов деятельности, мы предлагаем использовать следующие показатели (табл.5).
Предприятие использует позаказный метод учета затрат. После того, как определен набор показателей, с помощью которого оценивается эффективность выполнения заказа, определяются целевые значения каждого показателя. Сравнение запланированного значения с фактическим даст возможность выделить показатели, требующие особого внимания.
После внедрения СКП необходимо поддерживать эту систему в рабочем состоянии. Очень важно создать систему контроля за достижением показателей, заданных в СКП и при этом установить личную ответственность начальников подразделений за выполнение показателей. Ответственными за каждый аспект деятельности в целом по предприятию необходимо назначить руководителей высшего звена.
Таблица 5
Система ключевых показателей эффективности выполнения заказа*
Аспект деятельности |
Целевой показатель |
Подразделения, контролирующие целевые показатели |
Финансы |
|
Отдел нормативной себестоимости, планово-экономический отдел, отдел маркетинга, бухгалтерия |
Потребители |
-габаритные размеры; -масса; -коэффициент трения -др. физические, химические и геометрические характеристики.
-процент брака на n-ое количество изделий; -процент возвращенных -число технических параметров, по которым превышены допуски.
-срок подготовки основной документации (технической, нормативной и плановой); -срок поставки
сырья, материалов в производст -технологический цикл изготовления изделий, входящих в заказ; -срок доставки заказа |
Отдел технического контроля, планово-экономический отдел, отдел маркетинга |
Продолжение таблицы 5*
Инновации |
-выплаты за
качественное выполнение работ;
-внедрение новой техники, -выплаты за
повышение эффективности произв
-объем инвестиций на обучение сотрудников; -количество сотрудников, 3. Показатели использования -коэффициент расхода -срок службы изделий заказа; -производительность. 4. Показатели использования прогрессивного оборудования при выполнении заказа: -коэффициент готовности оборудования; -эффективный
фонд времени работы оборудован -коэффициент
автоматизации основных средств -ввод в действие нового оборудования (тыс. руб.) и др. |
Отдел кадров, начальники каждого
|
Внутренние процессы |
1. Показатели контроля 2. Показатели уровня брака по заказу: -процентное
соотношение бракованных издели -совокупность затрат, приходящихся на забракованные детали к общей себестоимости заказа. 3. Показатели
качества используемых в произв 4. Показатели своевременности выполнения заказа: величина отклонения по сроку выполнения заказа в целом и по выполнению каждого вида изделий, входящих в заказ. |
Отдел технического контроля, отдел нормативной себестоимости, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга, отдел материально - технического обеспечения. |
Внедрение СКП позволит получать информацию, пригодную для принятия своевременных управленческих решений при управлении заказами, а также повысить эффективность управления в целом на предприятии.
В заключении следует отметить, что все анализируемые предприятия, являющиеся лидерами в экономике региона, обладают необходимым потенциалом для становления инновационно-ориентированной ССУ. Совершенствование системобразующих управленческих процессов с использованием соответствующей информационной поддержки, стратегического мышления менеджеров и стратегической гибкости при принятии управленческих решений обеспечат конкурентные преимущества каждому предприятию в отдельности и региону в целом.
Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Список работ, опубликованных по теме диссертации:
1. Монографии и учебно-
Информация о работе Развитие системы стратегического управления на предприятиях промышленности