Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:03, курсовая работа
Методологическая сторона представляет государственную политику приватизации как совокупность используемых принципов, форм, методов, т.е. сам инструментарий приватизации, ее методологическую базу, на основе которой вырабатываются варианты осуществления приватизации, выбирается наилучший вариант и методологическое сопровождение его осуществления.
Организационная сторона включает ряд мер, прежде всего, законодательного, нормативного характера, обеспечивающих реализацию избранного варианта приватизации. К ним обычно относятся различные законы, в том числе Закон о разгосударствлении и приватизации, программы приватизации на определенный период, указы президента, постановления правительства, другие нормативные документы.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и сущность разгосударствления и приватизации
государственной собственности …………………..…………………………… 5
1.1 Формы и способы разгосударствления и приватизации ………………… 7
1.2 Порядок разгосударствления и приватизации объектов государст венной собственности …………………..………………………………………………… 5
2 Опыт зарубежных стран . ……………………………………………….. 10
2.1 Опыт ваучерной приватизации …………………..…………………………. 12 2.2 Опыт платной приватизации ………………………………………………... 15
2.3 Приватизация во Фанции ……………………………………………….. 10
2.4 Приватизация в Германии ………………………………………………. 10
2.5 Приватизация в Испании ………………………………………………. 10
2.6 Сравнительный анализ приватизационного процесса в Восточной
Европе и в России ………………………………………………………………... 12
3 Белорусская модель приватизации: этапы и их особенности …………….. 17
Заключение ………………………………………………………………………. 20
Список использованных источников …………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика
на тему: Разгосударствление и прватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь
Студент
ФЭУТ, 2-й курс, ЗГТ-2 Е.А.Волчанина
Проверил
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и сущность разгосударствления и приватизации
государственной собственности …………………..…………………………… 5
1.1 Формы и способы разгосударствления и приватизации ………………… 7
1.2 Порядок разгосударствления и приватизации объектов государст венной собственности …………………..………………………………………………… 5
2 Опыт зарубежных стран . ……………………………………………….. 10
2.1 Опыт ваучерной приватизации …………………..…………………………. 12 2.2 Опыт платной приватизации ………………………………………………... 15
2.3 Приватизация во Фанции ……………………………………………….. 10
2.4 Приватизация в Германии ………………
2.5 Приватизация в Испании ………………………………………………. 10
2.6 Сравнительный анализ приватизационного процесса в Восточной
Европе и в России ………………………………………………………………... 12
3 Белорусская модель
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………………... 27
.
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой
работы «Разгосударствление и
Выбрана данная тема потому, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в Беларуси прощла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приавтизации в других развитых странах. Поэтому Беларусь должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.
В основе становления рыночной экономики и рыночных отношений, как известно, лежат преобразования собственности. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит государству. Именно оно устанавливает "правила игры" на приватизационном поле, подготавливает законодательную основу, формулирует цели, определяет параметры и критерии реформирования собственности.
Роль государства в проведении приватизации проявляется, прежде всего, в выработке политики преобразования собственности, которая представляет собой весьма сложный и многоаспектный процесс, так как затрагивает не только экономические, но и социальные, и политические интересы широких слоев населения.
К настоящему времени появилось уже достаточно много работ, с различной степенью углубленности и ширины охвата, освещающих процессы приватизации, в том числе в нашей республике. Однако среди них практически отсутствуют публикации, посвященные государственной политике приватизации, ее сущности, методологическим основам. Это создает трудности в дальнейшей разработке теории трансформации собственности.
Для характеристики государственной политики приватизации, по нашему мнению, с определенной долей условности можно выделить три ее стороны: методологическую, организационную и социально-экономическую.
Методологическая сторона представляет государственную политику приватизации как совокупность используемых принципов, форм, методов, т.е. сам инструментарий приватизации, ее методологическую базу, на основе которой вырабатываются варианты осуществления приватизации, выбирается наилучший вариант и методологическое сопровождение его осуществления.
Организационная сторона включает ряд мер, прежде всего, законодательного, нормативного характера, обеспечивающих реализацию избранного варианта приватизации. К ним обычно относятся различные законы, в том числе Закон о разгосударствлении и приватизации, программы приватизации на определенный период, указы президента, постановления правительства, другие нормативные документы.
Социально-экономическая
сторона позволяет оценить
1 Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
Основным элементом
рыночной экономики является конкуренция,
учитывающая прежде всего интересы
потребителя и создающая
Закон о приватизации закрепил определения разгосударствления и приватизации в качестве юридических терминов, различая их. Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам и организациям частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация – это приобретение физическими лицами и организациями права собственности на объекты, принадлежащие государству. Отличие между рассматриваемыми процессами состоит в том, что в результате разгосударствления смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим лицам и организациям право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В результате приватизации собственниками объектов, принадлежавших государству, становятся физические лица и негосударственные организации.
1.1 Формы и способы разгосударствления и приватизации
Форма приватизации – это организация процесса передачи физическим лицам и организациям права собственности на объекты, принадлежащие государству. Нормы Закона о приватизации предусматривают две формы осуществления приватизации: 1) безвозмездная передача государственной собственности; 2) продажа государственной собственности. Цель безвозмездной приватизации части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь – обеспечение социального равенства. Государственная собственность создавалась с трудом всех граждан Республики Беларусь, однако первоначальный капитал для ее приобретения был не у всех. При исключительно возмездной приватизации государственная собственность была бы продана ограниченному кругу лиц, что противоречит принципу социальной справедливости. Поэтому концепция приватизации в Беларуси была основана на принципе сочетании возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности. Доля граждан в государственной собственности, передаваемой безвозмездно, определялась квотами: 1) жилищной; 2) на приобретение имущества – определялась в соответствии с нормами Закона о приватизации и Закона о приватизационных чеках. Для реализации права использования квот гражданам выдавались на сумму, соответствующую их квоте, приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».
Приватизационный чек – государственная ценная бумага, свидетельствующая о праве ее владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражающая размер этой доли. После 1 января 2006 года находятся в обращении и используются в соответствии с нормами права только перерегистрированные чеки «Жилье». Перерегистрация была предусмотрена нормой подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь, 7 июня 2005 года №6 «Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье» и осуществлялась подразделениями ОАО «Сберегательный банк “Беларусбанк“» до 1 января 2007 года. Выдача приватизационных чеков «Жилье» с указанной даты прекращена, за исключением случаев, предусмотренных нормами законодательных актов.
Перерегистрированные в установленном порядке чеки «Жилье» индексации не подлежат, за исключением случаев использования их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита(займа), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и займам организаций, взятым и использованным на указанные цели. Кроме того такие чеки запрещено отчуждать, за исключением случаев дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда. Срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 30 июня 2010.
Способы разгосударствления и приватизации, т.е. конкретные приемы передачи функций управления либо права собственности на объекты, принадлежащие государству определены нормами ст. 18 (1) Закона о приватизации. Способами разгосударствления являются: 1) преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО; 2) внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставной фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия. В качестве способов приватизации выступают: 1) продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;
2) продажа акций,
принадлежащих государству, в
том числе на льготных
1.2 Порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности
В соответствии
с нормой подп. 1.1 декрета №3 преобразования
государственных унитарных, основанных
на праве хозяйственного ведения, и
арендных предприятий в ОАО
Приватизация государственной собственности осуществляется в соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми по объектам, находящимся: в республиканской собственности, - Советом Министров; в коммунальной собственности, - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. План приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом по имуществу по предложениям органов государственного управления и иных государственных организаций, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - в порядке, установленном местными Советами депутатов.
Решение о подаче предложений по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и об образовании организации со статусом юридического лица принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством голосов. Организация проведения собрания возлагается на руководителя предприятия и на орган, уполномоченный представлять интересы работников предприятия. Если предприятие нуждается в финансовом оздоровлении и коллектив работников не ходатайствует о его преобразовании в ОАО, то инициатором такого преобразования может выступить Совет Министров – в отношении предприятий, находящихся в республиканской собственности и соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган – в отношении предприятий, находящихся в коммунальной собственности.
Разногласия между коллективами работников предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации, органами государственного управления и иными государственными организациями, а также областными исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов рассматриваются: по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек – Президентом Республики Беларусь; по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек – Советом Министров; по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек – Государственным комитетом по имуществу. В случае разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов.