Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:02, дипломная работа
В первой главе рассматривается правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ. Во второй главе исследуются основные направления региональной политики и методы ее проведения в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования; определяются основные задачи региональной политики на современном этапе, обосновывается необходимость применения программно-целевого метода в решении задач региональной политики.
В третьей главе показывается использование программно-целевого метода на современном этапе социально-экономического развития страны, преимущества и современные проблемы использования данного метода; освещаются особенности и условия применения программно-целевого метода; анализируется объективная основа программного управления в регионе.
В четвертой главе рассматривается практика разработки, финансирования и реализации целевых программ Нижегородской области.
В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию разработки, финансирования и реализации целевых программ.
Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Приложения 62
-объем продукции , произведенной базовыми предприятиями составил 78,0 млрд. рублей и вырос в 5 раз на НПП "Салют" и в 3 раза на ОАО "Завод им. Г. И. Петровского";
-среднемесячная зарплата выросла на НПП "Салют" в 2,2 раза, на ОАО "Завод им. Г. И. Петровского" в 3,6 раза.
-улучшено финансово -
экономическое состояние ОАО
"Завод им. Г. И. Петровского",
выведено из состояния
-практика функционирования ТПЗ привлекла внимание других предприятий региона, Москвы и ряда субъектов Федерации;
-ОАО «Сормовский» завод "Лазурь" острее других нуждается в пополнении оборотных средств, в виде дополнительных инвестиций под программу загрузки производства.
Предложения по созданию новых ТПЗ поступили от 20 предприятий, расположенных на территории 13 районов и городов области. Половину из них составляют предприятия оборонного комплекса. Технико- экономическое обоснование представили 15 предприятий, у остальных предприятий документы находятся в стадии разработки. Сводный перечень предложений по созданию СЭЗ приводится в приложении таб. №2 (стр.67). По обобщенным данным 20 предприятий ,представивших основные показатели развития ТПЗ, численность работающих на них составляет около 14 тыс. человек, свободные площади этих предприятий занимают - более 30% от имеющихся, в т. ч. производственные - 40%. В зависимости от места расположения и вида площадей арендная плата планируется на уровне от 1 до 15 рублей за 1 кв. м.
После рассмотрения представленных технико - экономических обоснований по созданию новых зон , с учетом социально - экономической обстановки и основных финансово - экономических показателей, в т. ч. формы собственности предприятий, планов развития производства, численности работающих, количества и видов свободных площадей, размера арендной платы 11 февраля 1998 года на совещании специалистов департаментов администрации Нижегородской области принято решение предложить образовать сроком на пять лет ТПЗ на базе:
-ГП Завод "Электромаш" г. Н. Новгород;
-ГП "Правдинский завод радиорелейной аппаратуры" г. Балахна;
-ГП "Агат" г. Кстово;
-промплощадки ОАО "Русич" г. Кулебаки.
Вышеуказанное решение утверждено губернатором области и в соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 28.03.98 г. N 89 вышеуказанные ТПЗ образованы с 1 апреля 1998 года сроком на 5 лет.
Основные экономические показатели развития, вновь создаваемых ТПЗ, представлены в приложении таб. № 3 (стр.68).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЭЗ
На этапе подготовки Программы были разработаны и проведены ТЭО создания каждой ТПЗ и ЗСП. Определялась как экономическая, так и социальная, и бюджетная эффективность создания СЭЗ. Бюджетная эффективность определялась по разным уровням власти в зависимости от объема предоставляемых налоговых льгот (50, 75, 100%).
4.3.Программа поддержки малого предпринимательства в
Нижегородской области на 2000-2001 г.г.
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Важным компонентом в функционировании экономического механизма страны с развитой рыночной системой является малое предпринимательство, представляющее собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий.
Факторы , определяющие особую роль МП в условиях современного российского общества - энергичное развитие сектора МП может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики; развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни; занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности; сектор МП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по стране и в отдельных регионах; - массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ
На 1.10.99 г. в Нижегородской области насчитывается более 90 тыс. субъектов МП, из них около 16 тыс. малых предприятий со статусом юридического лица и около 75 тысячи индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная численность работающих в них составила 330 тыс. чел. В бюджеты всех уровней от субъектов МП области выплачено около 9% от всех налоговых поступлений.
Структура МП области, сложившаяся на конец 1999 г.:
-52% торговля и общественное питание;
-18% строительство;
-13% промышленность;
-3% бытовые услуги;
-14% другие виды деятельности.
К концу 1999 г. завершился первый этап развития малого предпринимательства в России- этап зарождения малых предпринимательских структур и увеличения числа занятых с сфере малого бизнеса (1991 г.10% трудоспособного населения Нижегородской области, 1999 г. - 35%), накопления капитала и трансформации в сфере деятельности МП (1991 г. - 90% МП занимались торгово - закупочной деятельностью). За прошедшее время были созданы начальные правовые условия для развития МП. В Нижегородской области приняты и действуют законы и постановления:
-"О государственной
поддержке малого
-"О введении единого налога на вмененный доход",
-"О мерах по преодолению
административных барьеров при
развитии предпринимательства"
и др. В области создана
Среди скопившихся к настоящему времени проблем, отрицательно влияющих на развитие малого бизнеса, можно выделить следующие :
-недостаточная
-сложная экономическая обстановка, инфляционные скачки, высокие и часто меняющиеся кредитные ставки, ненадежность банков и других финансовых институтов;
-несовершенство механизма
государственной поддержки
Решение этих проблем, нейтрализация (смягчение) действия отрицательных факторов- важнейшая задача органов государственной власти всех уровней, общественных организаций и союзов предпринимателей, самих предпринимателей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Государственная политика в
сфере отношений с малым
-обеспечение благоприятных и стабильных условий для его функционирования;
-оказание поддержки тем,
кто начинает
-обеспечение защиты прав и безопасности личности, имущества и собственности.
Решение вышеназванных проблем определяет цели и задачи Программы поддержки предпринимательства в Нижегородской области на 2000-2001 г. г.
Цель Программы - оптимизация
системы государственной
-поддержка малого бизнеса в приоритетных сферах (отраслях) с учетом социально - экономического уровня развития районов и городов области;
-оптимизация нормативно
- правовой базы развития
-развитие прогрессивных финансовых технологий;
-оптимизация деятельности
существующей инфраструктуры
-создание территориальных инфраструктурных комплексов (информационно консалтинговые центры, технопарки, бизнес инкубаторы, учебно -деловые центры), содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
Орган программно - целевого управления - департамент поддержки и развития предпринимательства администрации Нижегородской области. Руководитель программы - директор департамента Буланов В. А.
Привлечение государственных средств (областного и федерального бюджета) - через механизм ГУП "Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области". Контроль, за расходованием государственных средств, осуществляется Попечительским советом Фонда, состав которого утверждается губернатором области.
КООРДИНАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ .
В настоящей Программе выделено восемь разделов основных мероприятий:
1.Нормативно - правовое обеспечение.
2.Информационное обеспечение развития предпринимательства.
3.Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
4.Инвестиционная и кредитно - финансовая поддержка.
5.Реализация приоритетных направлений деятельности.
6.Взаимодействие со СМИ
и пропаганда
7.Содействие в создании и организации деятельности общественных объединений и ассоциаций предпринимателей.
8.Научно - методическое и кадровое обеспечение развития предпринимательства.
Данная структура Программы
обеспечивает преемственность развития
системы государственной
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основой ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации программ поддержки предпринимательства должно стать выделение по стабильным нормативам средств регионального и местного бюджетов. При этом ,средства из государственного бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для области и районов направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов на паритетной с предпринимателями основе и, преимущественно, в форме гарантий и участия в создании страховых фондов. Финансовое обеспечение Программы:
-выделение ежегодных
бюджетных ассигнований на
-привлечение на паритетной
основе средств Федерального
бюджета для финансирования
-активное привлечение
средств внебюджетных фондов, в
том числе средств Фонда
-активное привлечение средств коммерческих банков, инвестиционных фондов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы.
Информация о работе Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития