Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:02, дипломная работа
В первой главе рассматривается правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ. Во второй главе исследуются основные направления региональной политики и методы ее проведения в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования; определяются основные задачи региональной политики на современном этапе, обосновывается необходимость применения программно-целевого метода в решении задач региональной политики.
В третьей главе показывается использование программно-целевого метода на современном этапе социально-экономического развития страны, преимущества и современные проблемы использования данного метода; освещаются особенности и условия применения программно-целевого метода; анализируется объективная основа программного управления в регионе.
В четвертой главе рассматривается практика разработки, финансирования и реализации целевых программ Нижегородской области.
В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию разработки, финансирования и реализации целевых программ.
Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Приложения 62
Всего потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы составит 181925 тыс. руб., в том числе:49600 тыс. руб. из областного бюджета 55000 тыс. руб. из федерального бюджета, 75855 тыс. руб. из средств предпринимателей, и других внебюджетных источников.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Эффективность реализации Программ определяется как внешними причинами - прозрачность, стабильность нормативно - правового поля и экономической ситуации в стране, так и наполнением Программы финансами из областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
При существующих тенденциях к концу программного периода можно ожидать:
-активное вовлечение субъектов МП в решение задач по социально - экономическому развитию территорий,
-создание дополнительно до 20 тыс. рабочих мест;
-рост производства продукции (услуг) на 3% в год;
-увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий сферы МП до 20%;
-трансформация сфер
-насыщение региональных
и местных рынков товарами
и услугами отечественных
-формирование среднего
класса, способствующего социально
- политической стабильности
Создаются условия для
выхода предпринимателей из теневой
экономики, снижения территориальных
и отраслевых диспропорций развития
малого предпринимательства. Проводится
работа по пропаганде предпринимательской
деятельности и роста авторитета
предпринимательства у
-Департамент поддержки
и развития
-Фонд поддержки малого
предпринимательства
-Нижегородская лизинговая компания; Межрегиональный лизинговый центр;
-Палата малого
-Дома малого бизнеса в городах и районах области, учебно- деловые центры; центр поддержки предпринимательства в сфере ремесленного производства; специализированные информационные, консалтинговые центры и фирмы, учебные заведения, реализующие программы подготовки и переподготовки кадров рыночной экономики; отраслевые и территориальные общественные объединения и ассоциации предпринимателей. Виды предпринимательской деятельности в приложении таб. № 6 (стр.72).
Заключение
Проведенный анализ разработки
и реализации программно-целевого метода
в практике регулирования и
-обширный и глубокий
экономический кризис на фонде
резкого падения производства, потери
конкурентоспособности
-резкого снижения уровня
жизни практически всех слоев
населения; резкое сокращение
материальных и финансовых
-кризис бюджетной, налогово-
-нарастания тенденций
к региональному
-резкое сокращение
Проведенный анализ разработки,
финансирования и реализации региональных
программ развития экономики и социальной
сферы показал, что до настоящего
времени сохраняются серьезные
трудности при решении
Состояние законодательно-правовых
основ регионального
-на федеральном уровне– разработанный комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку и реализацию федеральных целевых программ, ориентирован преимущественно на формирование отраслевых и функциональных программ без учета специфики территориальных программ. Так например, не определен дифференцировано сам предмет использования программного метода применительно к различным уровням территориального управления, имея в виду, что речь при этом идет о выполнении стратегических задач реформирования региональной экономик. Как известно, разработку и реализацию территориальных программ существенное влияние оказывают значительные природно-географические, историко-культурные и социально-экономические различия регионов, особенности размещения природного, трудового и экономического потенциалов страны и регионов, характер расселения населения, степень участия регионов в территориальном, в том числе международном разделении труда, уровень социально-экономического развития, социально-демографические, национально-этнические, миграционные факторы и др. Это требует подготовки полноправного регионального сектора в составе имеющейся правовой базы разработки и реализации целевых программ;
-оценивая сложившуюся
ситуацию в региональном
Наиболее часто встречающимися погрешностями в практике использования программно-целевого метода являются:
-недостаточность обоснования
необходимости применения
-отсутствие эффективной
системы управления программой
со стороны головного
Практика показывает, что
некоторые нормативные
отношению к региональным программам должны быть уточнены, поэтому считаю необходимым:
-прежде всего в общем виде, прописать функции государственного заказчика, государственного заказчика-координатора, куратора программ, правовое положение которых до сих пор не представляется ясным.
-наряду с этим следует
разработать и утвердить
-за государственным
-определить порядок создания
дирекции программы в
-дирекция программы в
процессе управления
-законодательно следует
закрепить право
-необходимо установить
порядок, при котором для
Информация о работе Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития